Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
статья на тему

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3_-_kopiya.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ АО СДР «Звёздочка»    Дефектолог  Николенкова И.Г.

 Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития.  

       Задержка психического развития представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка,отставание в темпе освоения различных видов деятельности.

 У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует констатировать, что большинство детей имеют нарушения мелкой моторики, в то время как движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей и в том числе для развития речи.

         Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта  ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.

         Специфика задержки заключается в том, что многие отклонения от нормы могут быть компенсированы и особенно успешно это происходит, если диагностика и коррекция осуществлены своевременно.

Особенности развития детей с ЗПР требуют индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. При этом необходимо учитывать уровень актуального развития ребенка и выстраивать занятия с учетом специфики нарушений.   Для этого следует опираться на результаты диагностики.

         Выявления в ходе диагностики нарушения в развитии мелкой моторики могут быть устранены с помощью адекватных коррекционных средств.

 Учитывая особенности дошкольного возраста при коррекционно-развивающей работе, для ее эффективности необходимо опираться на ведущую деятельность дошкольника-игру. Среди множества игр, которые описываются учеными и практиками, особое место занимают пальчиковые игры.

Мелкая пальцевая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной  работой мелких мышц  руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как  внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.     Развитие  навыков  важно  потому, что  вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования  точных, координированных движений  кистей и пальцев, которые  необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать,  а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных  действий, а отставание в таком  развитии у детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции  различными  мелкими предметами, сдерживает  развитие некоторых  видов  игровой  деятельности,  препятствует  речевому  развитию.

 Несмотря на интерес к данной проблеме в теории и практике, все же пальчиковые игры используются не в полной мере.

         Пальчиковые игры -это особый вид игр которые  активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе « пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

         Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр – это  возможность проявить себя, расслабиться. Благодаря своему значительному потенциалу пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом в доступной форме, с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельные виды деятельности, так и как прием в ходе  какого либо занятия, в режимных моментах, например, как динамическая или релаксационная пауза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребе...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики детей

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена  такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...