Главные вкладки

    "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
    статья (младшая группа) на тему

    Щепина Наталья Николаевна

    Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста»

    (из опыта работы)

    Щепина Н.Н.,

    воспитатель МКДОУ

    детский сад №20 «Росинка»

    г. Омутнинска Кировской области

    «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

                                  В.А.Сухомлинский  

               Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

               Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев типа «Сороки-белобоки» помогают достичь гармонии в тандеме тело – разум, поддерживают системы мозга в превосходном состоянии. Так, в Китае для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.  На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которыми обучали всех малышей.

      В.А.Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития.

              Поэтому данная тема была выбрана для работы с детьми.

              Цель работы: развивать у детей раннего и младшего дошкольного возраста основы речевой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений.

              Задачи:

        «Социально-коммуникативное развитие»:

     -формировать умение принимать игровую задачу;

    -содействовать развитию игровой деятельности;

    -выполнять действия в определённой последовательности.

        «Познавательное развитие»:

    -поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действию с ними;

    -развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам;

    -развивать умение различать правую и левую руку.    «Речевое развитие»:

    -формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками;

    -формировать умение правильно произносить звуки;

    -развивать умение слушать речь,  понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;

    -обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов.

        «Художественно-эстетическое развитие»:

    -формировать умение договаривать строки стихотворения;

    -побуждать к заучиванию коротких стихотворных текстов;

    -развивать продуктивную деятельность детей – аппликацию, лепку.

        «Физическое развитие»:

    -развивать мелкую моторику, координацию движения руки;

    -формировать умение согласовывать движения с речью;

    -формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

               Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.                                                                                                                                                         Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.       Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева).

                Что же делать? Как помочь нашим детям?                                                   Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

               Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

              Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику

             Пальчиковые игры – это открытие нашей народной педагогики; это общение ребёнка с ребёнком; это общение ребёнка со взрослым.

            «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - это самые первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа.  Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет большое значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно- моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

            Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

    3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

    4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

       5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

       6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

              Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

    - Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);

    - Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);

    - Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

    - Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);

    - Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

    - Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же »);

    - Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

    - Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

    - Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание);

    - Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

    - Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

             Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

            Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют (если ребенок разговаривает) за взрослыми тексты и движения. Если у ребенка не развита речь - эти игры его раскрепощают, и он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игры и введении новых игр, которые заинтересуют ребенка, он будет пытаться произносить за взрослым речитатив. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

            Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, дети могут выполнить их самостоятельно с 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик (использовать только пальчиковые краски). Детям очень нравятся такие моменты игры. Они ждут, чтобы снова и снова поиграть. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Они помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

              Существуют негласные правила в проведении пальчиковых игр. Соблюдая их, вы точно сможете добиться положительного результата. Вот некоторые из них:

    • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
    •  Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
    • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
    • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
    • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успех.

            Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Достичь хороших результатов позволяет использование разнообразных форм работы с родителями:

    • индивидуальные беседы;
    • консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами;
    • консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», «Пальчиковая гимнастика»;
    • практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
    • памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики».

             Родителями были связаны игрушки для пальчикового театра, были изготовлены разнообразные пособия для развития мелкой моторики. Для этого использовались липкая лента, кнопки, пуговицы, ленточки, бантики, прищепки, шнурки.

              В результате работы над проблемой развития мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений были достигнуты следующие результаты:

    - дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

    - увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

    - возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

    - дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

    - у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

    - родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

    - родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

             

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребе...

    Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

    Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

    Пальчиковый игротренинг, как средство развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    Данная статья  о пальчиковом играх и использование их в своей работе....

    Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"

    Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игр...

    Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

    Работая и наблюдая за детьми, была выявлена  такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...