Пальчиковых бассейн как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.
учебно-методический материал (младшая группа)

Cизых Анна Викторовна

Пальчиковый бассейн – пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. Оно  стимулирует  развитие познавательных процессов, пополняет сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. При тщательном продумывании наполнителя для бассейна игры могут развивать тактильное восприятие, слух и зрение ребенка.

Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, восприятием, вниманием, зрением, памятью и развитием речи, поэтому необходимо развивать ее с раннего возраста. Пальчиковый бассейн хорошо выполнят функцию ее развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_palchikovyy_basseyn.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Сизых

МБДОУ «»ДСКВ № 118» МО г.Братска

Пальчиковых бассейн как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Пальчиковый бассейн – пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. Оно  стимулирует  развитие познавательных процессов, пополняет сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. При тщательном продумывании наполнителя для бассейна игры могут развивать тактильное восприятие, слух и зрение ребенка.

Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, восприятием, вниманием, зрением, памятью и развитием речи, поэтому необходимо развивать ее с раннего возраста. Пальчиковый бассейн хорошо выполнят функцию ее развития.

Пальчиковый бассейн – открытые резервуары (пластиковый контейнер), заполненные сухими материалами: стеклянные шарики, камешки, фасоль, горох, крупа (рис, гречка, пшено), песком.

При использовании пальчикового бассейна нужно помнить:

- высота контейнера должна быть не более 15 см. это необходимо для того чтобы ребенок мог погрузить в бассейн всю кисть.

- пальчиковые бассейны сначала заполняют крупным материалом, а уже позднее более мелким. От размера элементов наполнения зависит площадь и интенсивность воздействия на пальцы рук ребенка.

- игры проводятся ежедневно по 5 минут. Пальцы обеих рук необходимо нагружать равномерно.

- наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

 Педагогическая ценность пальчикового бассейна:

- развитие воображения(разнообразные игровые замыслы);

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи (дети договариваются друг с другом, озвучивают свои действии и героев);

- установление доверительных отношений между детьми и взрослыми;

- положительно влияет на эмоциональное благополучие детей;

- организация массажа рук.

Виды деятельности где можно применять пальчиковый бассейн:

1 Продуктивная деятельность. Развитие зрительно-моторной координации, тактильных ощущений, тонких движений пальцев, обучение работе по образцу, ориентировки на плоскости. Рисование пальчиками, выкладывание камешками Марблс.

2 Коммуникативная деятельность. Овладение средствами взаимодействия через создание игровых ситуаций, развитие общения, обогащение словаря.

3 Игровая деятельность. Развивать умение сравнивать, группировать. Закреплять представления о свойствах предметов. Совершенствовать тактильные ощущения.

4 Познавательно-исследовательская деятельность. Решение проблемных ситуаций: собери по цвету, найди игрушку, геометрическую фигуру.

5 Музыкально-художественная деятельность. Используются игры с музыкальным сопровождением.

6 Двигательная деятельность. Развитие и укрепление мышц рук, тактильных ощущений.

Перед началом работы с пальчиковым бассейном необходимо обсудить с детьми правила действий, отработать необходимые движения и жесты. Это поможет ребенку правильно выполнять движения и создаст благоприятное эмоциональное настроение. Внимание детей ограничено, поэтому большой объем заданий снизит интерес к играм. Не нужно делать замечаний, если ребенок делает что то не правильно, всегда поощряйте успехи.

В своей работе с детьми группы раннего возраста использую следующие игры с пальчиковым бассейном:

1.«Отгадай, что спрятано». Ребенку нужно найти предмет по словесному указанию воспитателя или схеме. Развитие способности действовать по схеме или словесному указанию, поощрять стремление задавать вопросы.

2.«Пальчики играют». Опустить кисти рук в пальчиковый бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее. Затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

3.«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки в пальчиковом бассейне.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

4.«Лодочка». Соединить ладони обеих рук ковшиком, делать скользящие движения по поверхности пальчикового бассейна.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

5.«Платочки». Выполнять движения раскрытой ладонью вперед-назад по дну пальчикового бассейна, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

6.«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в пальчиковом бассейне.

Кулачек как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

7.«Фасолька». На дне пальчикового бассейна спрятать мелкие игрушки. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

8.«Горох». Опустить кисти в пальчиковый бассейн, помешать горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

 9.«Тесто». Опустить руки в пальчиковый бассейн и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

10.«Повар». Выполнять круговые движения кистью руки в пальчиковом бассейне по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Даши хороши!

Игры и упражнения в пальчиковом бассейне способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, речи.

Литература

1.Ларечина Е.А. Развивающие игры с предметами для малышей. М. Речь, 2016. – 256с.

2.Сорокина Е.К. Дидактические игры в детском саду. М., – Просвещение, 2015. – 583с.

3.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика в детском саду. М., Родничок, 2014. – 6с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребе...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Пальчиковый игротренинг, как средство развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Пригодиться для работы с детьми с ОВЗ

Данная статья  о пальчиковом играх и использование их в своей работе. Пригодиться педагогам для работы с детьми с ОВЗ...

Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игр...

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена  такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...

"Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)

quot;Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)...