Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Овсянникова Ирина Борисовна

Целевые установки мероприятия

1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.

2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

3.Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

Тема: «Играем пальчиками»

Подготовила воспитатель Овсянникова И.Б.

Санкт-Петербург

2017г.

Пояснительная записка

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.

Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики.

Также уделяется мало времени совместным играм с малышами. Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Проанализировав всё это, был сделан вывод о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

Описание целевой аудитории мероприятия

Родители - законные представители воспитанников младшей и  средней групп дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель группы

Старший воспитатель
         Условия проведения мероприятия

Подготовка печатных вариантов памятки для родителей «Играем пальчиками» с подборкой пальчиковых игр; картотека пальчиковых игр; демонстрационного материала. Подборка музыкального сопровождения.

Целевые установки мероприятия

1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.

2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

3.Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Планируемые результаты

Готовность родителя принимать активное участие в играх с детьми, обогащение знаний родителей о значимости развития мелкой моторики рук, о видах пальчиковых игр.

Содержание мероприятия

        1. Организационный момент

(Звучит песня (фрагмент) «Волшебная страна»)

В.-Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы хотим предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Играем пальчиками».

Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкусней.…  Предлагаем вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства:

1.        Занимались ли Ваши  родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?

2.        Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите, как?

3.        Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

Обсуждение ответов.

В.- Предлагаем ознакомиться немного с теорией:

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

 Например,

 мизинец – сердце,

 безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

  1. Игротренинги  с родителями

В.- Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки).

Выставка - презентация демонстрационного материала

В.-Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус.

Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.

Игровая ситуация «Кукла с бусами»

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!

(Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?)

В.- Оказывается нелёгкая задача. Представляете. Каково же малышам… Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться.  И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

Следующая игра с пуговицами:

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок.(Родители выкладывают рисунок на любую тематику). Дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Также можно поиграть и с сыпучими материалами. Например, горохом и фасолью.

Предложить родителям запустить руки в емкость с сыпучими материалами и изобразить, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Затем в емкости перемешать фасоль и горох и предложить родителям с закрытыми глазами на ощупь определить и достать фасолинки.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игры с платочками :

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает:

        

Я проглот –бегемот

У меня большой живот

Мой платок он скушал-вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

Игры со счетными палочками.

Предложить родителям на время собрать из палочек сруб колодца.

В.- Все перечисленные  развивающие игры  широко применяются  в играх с детьми Это – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.

Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Все показанные нами игры  помогают в каждодневной работе с детьми в реализации поставленной задачи: использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста. На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. И на память о нашем семинаре, мы хотели бы раздать Вам памятки с подборкой игр.

Большое спасибо за активное участие!

Список  литературы:

1.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М.: ООО Издательство АСТ, 2000

2.Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬ ISBN: 978-5-89814-776-1

3.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика - Синтез, 2008 г.

4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики .