проект Формирование толерантного отношения к сверстникам и развитие коммуникативных способностей
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Гончарская Маргарита Юрьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dokument_microsoft_office_word_2.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД№17 «ЛАДУШКИ»

Педагогический проект

"ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ"

Разработал : воспитатель

 высшей квалификационной категории

 Гончарская М.Ю.

Нижневартовск

Наименование

Формирование толерантного отношения к сверстникам и развитие коммуникативных навыков

Основания для разработки

  • Закон РФ «Об образовании»
  • СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.

Основной разработчик педагогического проекта

Гончарская Маргарита Юрьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатель

Цель

Формирование толерантного отношения к сверстникам и развитие коммуникативных навыков

Задачи

  - формировать предпосылки преодоления ребенком отчужденной позиции в отношении сверстников,

- способствовать формированию умения замечать достоинства других,

- развивать у детей умение правильно воспринимать сверстников - их движения действия, слова,

- умение детей осознавать свое поведение и согласовывать свои действия в совместной продуктивной деятельности..

Ожидаемый результат

- доверительные отношения между детьми и стремление к контакту повысится на 15%,

- снижение конфликтных ситуаций на 10%,

- уменьшение неблагополучия в группе на 10%.

Сроки реализации педагогического проекта

2 год

Пояснительная записка.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

        С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

        В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого. Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверхактуальной

Цель проекта: Формирование толерантного отношения к сверстникам и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  - формировать предпосылки преодоления ребенком отчужденной позиции в отношении сверстников,

- способствовать формированию умения замечать достоинства других,

- развивать у детей умение правильно воспринимать сверстников - их движения действия, слова,

- умение детей осознавать свое поведение и согласовывать свои действия в совместной продуктивной деятельности..

Основными методами работы:

1. Словесные методы: Живое общение взрослого и детей

2. Наглядные методы: наблюдение, рассматривание, демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов, показ образца задания, способа действия .

 3. Практические методы:  упражнения, игровой метод, элементарные опыты, словесные игры, беседы, подвижные игры, занятия, чтение художественной литературы.

Ресурсное обеспечение:

  • З.Александрова. Сережа моет калоши.
  • А.Барто. Вовка добрая душа.
  • С.Баруздин. За обедом.
  • Е.Благинина. Подарок.
  • С.Вангели. Шапка.
  • Гуси-лебеди. Русская народная сказка.
  • В. Донникова. Канавка.
  • Ю.Ермолаева. Лучший друг.
  • Б. Заходер. Переплетчица.
  • О. Иоселиани. В тинистой зеленой деревни.
  • Ю. Калинина. Разве так играют.
  • Кот питух лиса. Русская народная сказка.
  • Крылатый мохнатый да маслинный. Русская народная  сказка.
  • А. Кузнецов. Поссорились.
  • Лиса заяц питух. Русская народная сказка.
  • С. Маршак. Терем теремок. Есть у меня товарищ Федя.
  • В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо.
  • А. Митта. Шарик в окне.
  • С.Михалков. как познаются друзья.
  • Э.Мошковская. Пусть он сидит.
  • Н.Носов. На горке. Огурцы. Карасик.
  • В. Осеева. До первого дождя. Волшебное слово. Печенья. Строитель.
  • Е. Пермяк. Бумажный змей. Самая страшная. Чужая калитка. Как Миша  маму перехитрил.
  • С. Погорельский. Песенка о трех подружках.
  • Е . Серова. Нехорошая история.
  • Я. Тайц. Кубик на кубик.
  • Л. Толстой. Лев и собачка. Костачка. Два товарища.
  • Л. Толчкова. Чашка.
  • И.Турчин. Дружба.
  • К. Ушинский. Сила неправа. Умей обождать.
  • Э.Цурюпв. Неизвестный друг.

альбомы, цветные карандаши, кукольный театр, ширма, салфетки размер 20см  на 20 см, детские игрушечные очки, игрушки - расслаблялки,  фонограммы (шум моря, леса).

 Музыкальные произведения:

. Гектор Берлиоз

"Марш ракоци"

2. Георг Гендель

"Аллилуйя"

"Ларго"

"Прибытие царицы Савской"

музыка на воде

3. Джакобо Пучинни

вальс музетти

4. Джереми Кларк

соло на трубе

5. Джуакино Россини

"Тарантелла"

финал увертюры Вильгельм Тель

6. Д. Гершвин

лето колыбельная

рабсодия

7. Д. Верди

"Аида"

триумфальный марш

хор рабов

8. Ж. Оффендах

барракола

канкан из оперы "Арфей"

9. Ж. Бизе

дуэт из оперы "Искатели жемчуга"

увертюра из оперы "Кармен"

фарандола

цыганский танец

10. Ж. Массе

размышление

11.Э. Фибих

размышление

поэма

12. И. Падеревский

минуэт

И. Кальман

цыганский танец

13.И. Мартини

радости любви

14. И. Бах

мелодия на струне

скерцо

"Аве, Мария"

15. И.Штраус

вальс императора

Средства достижения поставленных задач:

-применение словесных, бесед просушивания музыкальных произведений, обсуждение прочитанных художественных произведений  во время досуга детей;

-использование подвижных игр  на прогулке и т.д.;

-информационные листы для родителей;.

Ожидаемый результат:

- доверительные отношения между детьми и стремление к контакту повысится на 15%,

- снижение конфликтных ситуаций на 10%,

- уменьшение неблагополучия в группе на 10%.

План - график работы:

1 этап - подготовительный:

-Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

-Изучение методической литературы по данной теме:

- Подготовка наглядного материала:

-письменных консультаций, стендов информации;

2 этап - основной:

- составление перспективного плана работы с детьми,

-разработка рекомендаций для родителей,

Работа с детьми:  Содержание проекта

 Календарно – тематическое планирование

Структура занятия:

1.Игровая мотивация

2.Обсуждение новой темы

3. Закрепление  пройденного материала.

4. Итоги занятия

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

содержание мероприятия

сроки

исполнитель

Дети группы  старшего дошкольного возраста

1

- игра знакомство

- словесная игра "Добрые волшебники"

- релаксация слушание спокойной музыки

- проигрывание ситуации "Знакомьтесь"

- рисование "У меня хорошее настроение"

- чтение р.н.с. "Гуси - лебеди"

октябрь

воспитатель

2

- беседа "Грубость и драка"

- слушание музыкального альбомы П.Чайковского "Детский альбом"

- словесная игра "Волшебные очки"

- обыгрывание ситуации "Об уступчивости"- игра "Ссора"

- чтение В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"

- рисование "У меня плохое настроение"

ноябрь

3

- беседа "Жадность"

- словесная игра "Царевна Несмеяна"

- беседа "Как можно обращать- ся к другому человеку с просьбой"

- обыгрывание игровой ситуации "Мой товарищ грустит"

- словесная игра "Подарки"

- чтение Л.Толстого "Два товарища"

- рисование "Хорошее настроение"

декабрь

4

- словесная игра "Конкурс хвастунов"

- беседа "Знаешь ли ты себя"

- чтение Л.Толстого "Два товарища"

- рисование "Мои друзья"

январь

5

- словесная игра "Конкурс хвастунов"

- беседа "Знаешь ли ты себя"

- чтение А.Барто "Вовка - добрая душа"

- чтение Я.Тайц "Кубик на кубик"

- словесная игра "Гномики"

февраль

6

- занятие "Злой язычок"

- словесная игра "Испорченный телефон"

- беседа "Как можно узнать настроение человека"

- словесная игра "Зеркало"

- чтение С.Маршака "Телефон"

- словесная игра "Где мы были не скажем, а что сделали покажем"

- чтение Е.Благинина "Подарки"

- настольная игра "Гномы"

март

7

- занятие "Болезнь куклы"

- словесная игра "Эхо"

- беседа "Как надо называть человека"

- словесная игра "Волны"

- чтение В.Осеевой "До первого дождя"

- словесная игра "Утка с утятами"

- чтение В. Осеевой "Печенье"

- занятие "кривляки, хвастуны, дразнилки"

Чтение Б. Заходера "Переплетчица"

8

- словесная игра "Живые куклы"

- беседа "Как надо называть родных"

- чтение Е. Пермяка "Чужая калитка"

- словесная игра "На мостике"

- подвижная игра "Нам не тесно"

- чтение Е. Пермяка "Бумажный змей"

- словесная игра "Бабушка Маланья"

апрель

9

- беседа "Что ты знаешь о своем друге"

- продуктивная деятельность "Мозаика в парах"

- настольная игра "Дети с нашего двора"

- этюд "Встреча с другом"

- чтение Л. Толстого "Лев и собачка"

- рисование "Рисуем домики"

май

Дети группы старшего дошкольного возраста ( второй год)

2

- чтение р.н.с. "Лиса, заяц, петух"

- дидактическая игра "У нас в гостях кукла Таня"

- знакомство со словами приветствиями

- чтение Л.Толстого "Косточка"

Октябрь

воспитатель

3

- чтение Е. Пермяк"Самое страшное"

- занятие "Вшебное слово"

- дидактическая игра "Наш Буратино стал вежливым"

- чтение Е. Пермяка "Как Миша маму перехитрил"

ноябрь

4

- чтение стихотворения "Я Гайца "Кубик на кубик"

- творческая игра "Страна Вежливых"

- игра - драматизация "Страна вежливых"

- чтение А.Барто "Вовка добрая душа"

Декабрь

5

- чтение К. Ушинского "Сила не право"

- беседа "Что значит быть вежливым"

Январь

6

- игра - драматизация по произведению З. Мошковой "Вежливые слова"

- дидактическая игра "Умей извиниться"

- знакомство со словами Благодарения

- чтение С. Вангели "Шапка"

Февраль

7

- чтение Н. Носова "На горке"

- игра инсценировка "Доброе слово лечит, а худое калечит"

- беседа "Как тебя называть"

- чтение А. Осеевой "Волшебное слово"

Март

8

- упражнение инсценировка "Котенок"

- игра с пением "Дети и пес"

- чтение Н. Носова "Огурцы"

- рисование "У меня хорошее настроение"

Апрель

9

 - настольная  игра "Мозаика в парах"

 - словесная игра "Комплементы"

- коллаж "Детский сад"

май

План работы с родителями

по формированию толерантного отношения дошкольников к сверстникам и развитию коммуникативных навыков.

Месяц

Содержание мероприятия

Старшая группа

Сентябрь

Родительское собрание "Значение семьи в развитии личности ребенка"

Октябрь

Рекомендации "Упражнения для родителей с целью выработки умений общения с ребенком"

Ноябрь

Практикум" Стиль семейных отношений и эмоциональное состояние ребенка"

Декабрь

Практикум "Если Ваш ребенок часто ссорится с детьми"

Январь

Дискуссия "Воспитание добротой"

Февраль

Дискуссионный клуб"Нужно ли это детям"

Март

Практикум "Если Ваш ребенок застенчив"

Апрель

Консультация "Социальное развитие ребенка"

Май

Памятка "Благоприятная семейная обстановка"

Подготовительная группа

Сентябрь

Памятка "Рекомендации по воспитанию детей

Октябрь

Консультация "Капризы и упрямство старших дошкольников"

Ноябрь

Памятка "Ненавреди"

Декабрь

Круглый стол "Советы родителям заинтересованных в адекватной самооценки ребенка"

Январь

Практикум "Как преодолеть капризы"

Февраль

Консультация  "Как снять напряжение после детского сада"

Март

Памятка "Если Ваш ребенок ведет себя агрессивно"

Апрель

Консультация "Ваш ребенок идет в первый класс"

Май

Памятка "Готовимся к школе"

Формы предоставления результатов:

анализ выполнения педагогического проекта, открытые мероприятия.

Критерием эффективности проведенной коррекционной работы с детьми  служит:

  1. Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
  2. Преобладание положительных эмоций;
  3. Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
  4. Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
  5. Повышение уверенности в своих силах, появлению сплоченности коллектива;
  6. Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

Психологический результат:

  1. Благоприятный психологический климат;
  2. Опыт взаимодействия в коллективе;
  3. Позитивные отношения между детьми.

        Дети быстрее  осуществляют взаимный контакт, прибегая к аргументации, отстаивая свою позицию. Предложения сверстника выслушивают, а не просто отвергают. Чувства и настроения ребенка приобретают более реалистический характер. Возникает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия, как способность к сопереживанию и сочувствию. Дети готовы к новым способам взаимодействия и переноса модели отношений «на равных» с игрового занятия в семейную обстановку.

        

3 этап:

   

         Мониторинг освоения детьми программного материала

Мониторинг разработан на основе  методики: Т.А.Репиной-  игра "Секрет".

 Мониторинг  уровня развития воспитанников.

В течение дня каждому ребенку, посещающему данную группу, предлагают поиграть в игру «Секрет» - по секрету от других детей подарить своим друзьям три картинки, положив их (по одной) в шкафчики для одежды в раздевальной комнате. Сообщается, что можно сделать подарок и тем детям, которые сейчас болеют и не ходят в детский сад. Все выборы ребенка фиксируются в социометрической матрице с помощью условных обозначений (таб.).

Условные обозначения:

+ - выбор, полученный ребенком;

0 - взаимный выбор.

В таблицу вносятся имена всех детей группы (сначала девочки, потом все мальчики и наоборот), присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховываются. На основании матрицы путем подсчета выборов определятся, какое количество выборов получил каждый ребенок и сколько взаимных выборов он имеет.

Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении детей по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1-2 выбора), «изолированные» (не имеют выбора). Первые две категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении – средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – низкий.

Анализ данных, приведенных в таблице 4, дает основание определить УБВ как средний: «Звезды» - 3 ребенка, «предпочитаемые» - 6 детей, «принятые» - 7 детей, «изолированные» - 4 ребенка (3+6; 7+4). Низкий УБВ – сигнал тревоги, означающий эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Важным диагностических коэффициентом, характеризующим характер отношений, существующих в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат (в данном случае 16/ 20=0.8, что составляет 80%) сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками:

1.  низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;

2.  средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34 – 49%;

3.  высокий уровень – коэффициент удовлетворенности 50 – 65%;

4.  сверхвысокий уровень – коэффициент удовлетворенности 66% и выше.

Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешной работы по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Согласно результатам исследований Т. А.Репиной, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

Математическая обработка данных, приведенных в таб. 4 дает основание считать эмоциональный климат в группе недостаточно благоприятным, так как индекс изолированности высок: 4/20=0,2 (20%).

Следует обратить внимание, что проведение игры «Секрет» требует педагогического такта. Ребенок не должен почувствовать свою изоляцию, поэтому важно, чтобы все дети после окончания игры нашли в своих шкафчиках «подарки». Для этого педагоги используют запасные картинки. Результаты диагностирования обсуждать с детьми не стоит.

мена детей

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Настя Д.

1

*

0

0

0

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  •  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателя и родителей  позволила добиться положительных результатов. Проведенное диагностическое обследование показало увеличение коэффициента  благоприятности в группе.

 Список используемой литературы

  1. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.  М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
  4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол. образоват. учреждений. – 2-е изд. испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2003.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: В 6 т.

     Т 3. М.: Педагогика, 1983.

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс, 2000.
  2. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000.
  3.  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004.
  4.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  5.  Дубровина И.В. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  6.  Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997.
  7.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия Развития, 1996.
  8. Котова Е.В. В мире друзей: программа эмоцион.- личност. развития детей. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  9.  Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: тесты, игры, упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  10.  Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  11.  Кэдъюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психокоррекции. – СПб.: Питер, 2000.
  12.  Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М., Булычква А.И. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1996.
  13.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.: Генезис, 2000.
  14.  Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис – пресс, 2005.
  15.  Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  16.  Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. М.: Издательство центр «Академия». 1997.
  17.  Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. –

 Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  1. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество Россия, 2000.
  3.  Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение «Владос», 1999.
  4.  Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к сверстникам

В картотеке игр представлены упражнения направленные на воспитание толерантности и развитие коммуникатичных навыков; развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста....

«Влияние семьи на формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста».

Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это выглядит как определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отноше...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам

Цель: содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи:Формировать основы толерантного поведения у дошкольниковПродолжать раз...

Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам. 2023г.

Цель:  создание  условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей....

Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь...