Игровые приемы в формировании навыков самообслуживания
консультация по коррекционной педагогике на тему

Чабаненко Ирина Александровна

Данный доклад помогает раскрыть такой вопрос, как формирование навыков самообслуживания у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy.odt70.89 КБ
Файл igry_na_formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.odt56.02 КБ

Предварительный просмотр:

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника.  Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним.

С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания.

Обслуживая себя, ребенок  начинает понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, есть, умываться, убирать за собой игрушки, воспитывает в них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Необходимо напоминать родителям, что дети свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах.

 Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду. ») Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

В программе  говорится, что нужно  формировать или продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

Требуется огромное трудолюбие, а так же педагогический такт, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Поэтому решающее значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют, скрыть педагогическую позицию и более активно воздействовать на ребенка.

 Посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

Необходимо ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании.  Сначала в присутствии детей сами одеваем кукол на прогулку, раздеваем их, укладываем спать, показываем способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагаем ему выполнить то или иное действие.

Большое значение по формированию навыков самообслуживания, например, в младшей группе занимают  потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки соответственно действию называя имя ребёнка:

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»

Или:

«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

Вот ещё потешка:

«знаем, знаем, да,да,да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»

Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания же предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!»

Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой. Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем  игры с водой, с мыльными пузырями.

Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же  игровые приёмы с куклой.Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застёжки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.

Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение таких потешек (так же применяя имя ребёнка):

А баиньки, баиньки,

Купим Рите (Никите) валенки

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет Рита ходить,

Новы валенки носить.

                ***

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не пропал»

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла,

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик,

Как живёшь?»

                ***

Настенька (Леночка) маленька

На ней шубка аленька

Опушка бобровая,

Лена чернобровая

Можно обыгрывать действия, например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, ну а эту ножку – в другой».(надеваем сапожки, брюки). Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта и игрушки, выполнение с ними различных игровых действий. Так же к игровым приёмам можно отнести  загадывание загадок, например:

У девочек и мальчиков

Зимою мёрзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть? (варежки)

Особое воздействие на детей оказывают  художественные произведения:  А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка « Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…», «Травка-муравка», «ночь прошла, темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги  «Про знакомые дела». Например:

«Я под краном руки мыла,

A лицо помыть забыла

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!».

Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста, напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком. Рассказывать малышам о том, как огорчатся туфельки, если у них смяты задники, или не застёгнуты ремешки. Тат же нами успешно проводятся  такие  дидактические игры как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя одевается», «Кукла Катя обедает».

Если дети, собираясь на прогулку, начинают отвлекаться: играть, разговаривать и т.д. в этом случае помогает  игровой приём с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребёнка, который  не хотел одеваться. Ребёнок начинает сам одеваться и показывать зайке, как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Необходимо помнить, что если не обращать внимание, на то как, ребёнок выполняет действие (как завернул рукава, застегнул  ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у детей не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т.д.)

Обучая детей раннего возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Полина быстро и правильно сапожки надела!»

Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо развить мелкую мускулатуру рук. Для этого используются дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозайка» и т. д.

Можно научить самостоятельности детей и во время еды, используя  игровые приемы. Например, вносим в группу новую куклу, которая очень хочет научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Кате, как надо держать ложку. Проводим серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др.  

Необходимо постоянно уделять внимание воспитанию культурных привычек. В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Формируя навыки умывания, важно не стеснять детскую самостоятельность. Нужно проявлять большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к умывальнику, мы говорим: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогаем ему аккуратно и чисто умываться. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. Вначале мы показываем и объясняем лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Обязательно используем игровые приемы:  учим куклу Катю мыть руки: кукла завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и моет руки с обеих сторон, а воспитатель объясняет ее действия.  По мере овладения отдельными детьми этим навыков, они привлекаются  к помощи малышам, предъявляются более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно приучаем детей правильно пользоваться полотенцем: показываем, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряем тех, которые делают это правильно. По окончании умывания обращаем внимание детей на их внешний вид, отмечаем, что они стали чистые, аккуратные. Все дети с напоминанием идут мыть руки, стараются самостоятельно поднимать рукава, начинают правильно пользовались мылом и водой, вытирают руки полотенцем.

Таким образом, использование  игровых приёмов, совместно с приемами показа, объяснения,чтение художественной литературы обеспечивает постепенное формирование навыков самообслуживания.

Повтор режимных процессов, постоянство требований к детям, обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость и координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

Для полноценного развития ребёнка необходимо создавать условия для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. У детей должны сформироваться такие  положительные качества и привычки как: бережливость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбия, активность и пр. Обязательно надо учитывать реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему этому, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребенок сможет обслуживать себя сам, последить за своим внешним видом.

В закреплении у детей культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. Например, в дидактической игре: «Оденем куклу Машу на прогулку» малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании. В игре «Накормим куклу Катю» малыши закрепляют навыки аккуратности, самостоятельности, воспитывается желание помочь друг другу.

 Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой с мылом. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

 Взрослый должен помнить, что обучая детей, следует учитывать их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он не держал её в руках. Культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания закрепляются повторением. Например, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только многократно объяснить ему и показать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом действии. В самообслуживании, так же как и в любых других видах деятельности, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно.

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Малыши, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут здоровыми.

Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Важной задачей будет то, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.



Предварительный просмотр:

Игра "Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Занятие "Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие "Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
  • открыть кран;
  • сложить ладони рук "лодочкой";
  • подставить руки под струю воды;
  • закрыть кран;
  • вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Занятие "Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Занятие "Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Занятие "Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Занятие "Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Занятие "Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра "Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Занятие "Носики-курносики"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять

(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра "Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Занятие "Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

Игра "Найди пару"

Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.

Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

Игра "Оденем кукол"

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход  игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра "Обед у кукол"

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Занятие "Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Занятие "Вымой посуду"

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Занятие "Подготовь постель ко сну"

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

Занятие "Почистим туфли"

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

Будут чистыми они - раз, два, три!

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

Занятие "У нас порядок"

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания

презентация о формировании навыков самообслуживания у детей младшего возраста....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

Игровые приемы для развития навыков самообслуживания и словообразования дошкольников

На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребёнка. В последнее время возросл...

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста...

Игры и игровые упражнения для формирования навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Задачи: - определение текущего уровня развития данного навыка; - определение ближайших шагов; - отработка навыка внутри каждого шага; - разработка системы поощрений и контроля; - обсуждение ...