Главные вкладки

    Консультация для родителей " Использование игровых приемов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста "
    консультация на тему

    Осипова Надежда Евгеньевна

    Использование игровых приемов 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx22.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста .»

                Ранний возраст является сложным для ребенка и очень насыщенным. На фоне недостаточной функциональной зрелости нервных процессов идет интенсивное физическое и психологическое развитие ребенка. У маленького человечка на пороге кризиса 3 лет появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определенные навыки самообслуживания, то в последствии ребенок не приобретет такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам, культуру поведения .Овладевая навыками самообслуживания, дети расширяют знания об окружающих предметах, идет сенсорное   воспитание, развитие речи, тонкой моторики, зрительно-моторной координации, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции. Прежде  необходимо обратить внимание на мелкую моторику: умение толкать, тянуть, держать, поворачивать предмет, играть с водой, брать мелкие предметы двумя пальцами. Для этого используются игры: шнуровки, пособия с прицепками, вкладыши, сортировка предметов, бусы, мозаика..., игры с водой/ вылавливание предметов из воды ложкой, поймай мыло \, игры с куклами и конечно же работа непосредственно с различного видами застежками.

                 Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. У маленьких детей самообслуживание связано с процессом одевания, раздевания, приёмом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование мылом, полотенцем, носовым платком и т.д.).

                С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно через игру и игровые приёмы научить детей само обслуживать себя.

                Требуется огромное трудолюбие, а так же педагогический такт, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Поэтому решающее значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют, скрыть педагогическую позицию и более активно воздействовать на малыша.

                Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки соответственно действию называя имя ребёнка:  

    «Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

    Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»

    Или:

    «В кране булькает вода,

    Очень даже здорово!

    Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

    Вот ещё потешка:

    «Знаем, знаем, да,да,да!

    Где тут прячется вода!

    Выходи водица, мы пришли умыться!

    Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

    Нет, не понемножку – посмелей,

    Будем умываться веселей!»

               Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания же предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!»

                Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой. Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями.

                Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же игровые приёмы с куклой. Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застёжки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.

               Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение таких потешек (так же применяя имя ребёнка):

    А баиньки, баиньки,

    Купим Рите (Никите) валенки

    Наденем на ножки,

    Пустим по дорожке,

    Будет Рита ходить,

    Новы валенки носить.

    Маша варежку надела:

    «Ой, куда я пальчик дела?

    Нету пальчика, пропал,

    В свой домишко не пропал»

    Маша варежку сняла:

    «Поглядите-ка, нашла,

    Ищешь, ищешь и найдёшь!

    Здравствуй, пальчик,

    Как живёшь?»

    Настенька (Леночка) маленька

    На ней шубка аленька

    Опушка бобровая,

    Лена чернобровая

               Можно обыгрывать действия, например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, ну а эту ножку – в другой».(надеваем сапожки, брюки). Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта и игрушки, выполнение с ними различных игровых действий. Так же к игровым приёмам можно отнести загадывание загадок, например:

    У девочек и мальчиков

    Зимою мёрзнут пальчики.

    Чтобы пальчики согреть,

    Что на ручки нам надеть? (варежки)

                Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка « Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…», «Травка-муравка», «ночь прошла, темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги  «Про знакомые дела». Например:

    «Я под краном руки мыла,

    A лицо помыть забыла

    Увидал меня Трезор,

    Зарычал: «Какой позор!».

                Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста, напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком. Рассказывать малышам о том, как огорчатся туфельки, если у них смяты задники, или не застёгнуты ремешки. Тат же нами успешно проводятся   такие дидактические игры как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя одевается», «Кукла Катя обедает».

                 Если дети, собираясь на прогулку, начинают отвлекаться: играть, разговаривать и т.д. в этом случае помогает игровой приём с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребёнка, который  не хотел одеваться. Ребёнок начинает сам одеваться и показывать зайке, как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Необходимо помнить, что если не обращать внимание, на то как, ребёнок выполняет действие (как завернул рукава, застегнул  ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у детей не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т.д.)

                Обучая детей раннего возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Ира быстро и правильно сапожки надела!»

                 Сначала учебного года в нашей группе проведена большая работа по формированию у детей навыков самообслуживания. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем.

                 Работа по совершенствованию у детей навыков самообслуживания продолжается, мы используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, действуя в тесной связи с родителями.

      Для родителей приготовили такие консультации:

    1.«Какие навыки  по самообслуживанию должны быть сформированы у детей раннего возраста»

    2.«Потешки на все случаи жизни»

    Можно изготовить и применять в работе по формированию навыков самообслуживания, следующие игровые пособия:

    1.Д/И «Что делают дети».

    2.Д/И «Что сначала, что потом».

    3.Д/И «Хорошо – плохо»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

    О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

    Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

    проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

    Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...

    Обобщение из опыта работы " Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

    Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и ...

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста...

    Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

    Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...