Обучение рисованию детей с церебральным параличом.
материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Пономарева Татьяна Владимировна

Данный материал поможет в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_deyatelnost_detey_s_dtsp.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат. Обучение рисованию детей с церебральным параличом.

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  2. Формирование графических навыков у детей с церебральным параличом.
  3. Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП.

Приложение: игры и упражнения для развития тонкой моторики рук у детей с ДЦП.

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Около 25 % детей имеют аномалии зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20 —25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме
При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено. Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник.
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

  1. Формирование графических навыков у детей с церебральным параличом.

Письмо является сложной формой речевой деятельности. Оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня сформированности речевых и неречевых функций:

• слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения;

• языкового анализа и синтеза;

• сформированности лексико-грамматической стороны речи;

• согласованной работы зрительно-моторной и оптико-пространственной системы.

На различных этапах овладения письменной речью изменяется характер и целенаправленность этого взаимодействия. В дошкольном возрасте основной задачей является полноценное усвоение понятия «графема», которое обеспечивается точным функционированием и взаимодействием анализаторных систем.

Так, зрительное восприятие обеспечивает перцепторную деятельность, включающую Е себя поиск и пространственный анализ «графем» в системе основных координат, их сопоставление друг с другом, оценку левой и правой стороны пространства листа.

Слуховое восприятие направлено на определение локализации, направленности источников звуков, их дифференциации. Оно обеспечивает полноценное развитие фонематического восприятия, благодаря которому формируется звуковой образ графемы, имеющий смыслоразличительные и акустико-артикуляционные характеристики.

Пространственное восприятие является базой для осуществления оптико-пространственных и оптико-двигательных операций на заключительных этапах выработки двигательного навыка письма.

Несформированность или нарушение функций одного из анализаторов затрудняет осуществление зрительно-пространственного гнозиса, праксиса и конструктивной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают процесс овладения графическими навыками.

Рассмотрим особенности этих процессов у дошкольников, страдающих различными формами детского церебрального паралича (ДЦП), и, соответственно, опыт работы по данному разделу в детском психоневрологическом санатории № 65.

При детском церебральном параличе, который характеризуется несформированностью всех анализаторных систем, ведущим дефектом являются двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:

• нарушена вертикализация тела ребенка, нормальное положение конечностей, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;

• ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь (нарушение стереогноза);

• у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;

• страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами и наречиями, отражающими пространственные отношения предметов;

• двигательные нарушения затрудняют выполнение целенаправленно-практических действий и усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;

• нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико-пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

У детей с ДЦП наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное нарушением зрения, невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. Патология зрения в виде снижения его остроты, косоглазия и атрофии дисков зрительного нерва выявлена у 70% дошкольников, пребывающих в санатории. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук, которые объясняются выраженностью патологических тонических рефлексов (у здоровых детей они наблюдаются только в первые месяцы жизни). У детей с гиперкинетической формой ДЦП отмечаются нарушения плавного переключения взора, прослеживания за движущимися предметами. В связи с этим эти дети недостаточно фиксируют взор на строке, не успевают следить за строкой. У малышей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения. Они могут игнорировать правую или левую половину листа.

Нарушается также слуховое восприятие (локализация источника звука, его направленность и дифференциация). Часто отмечается снижение физического слуха (тугоухость, подтвержденная аудиограммой, проявляется у 66,5% пациентов санатория с гиперкинетической формой ДЦП).

Перечисленные особенности анализаторных систем сочетаются с общей моторной недостаточностью, гиперкинезами, параличами, что усложняет моторную операцию письма.

  1. Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП.

Среди основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими различными формами церебрального паралича и прогностически благоприятных в развитии - занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как деятельность в процессе формирования, посредством которой активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка-дошкольника.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и при правильной организации занятий она становится любимым видом деятельности.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченными возможностями передвижения очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисунке нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу.

Особое место занимает этот вид детской деятельности в воспитании детей с ДЦП. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии, характерными для ДЦП.

Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения школьными навыками.

Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.

Приложение: игры и упражнения для развития тонкой моторики рук у детей с ДЦП.

Деткам с общим нарушениями речи следует проводить работу по развитию мелкой моторики рук регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.

Если ребенку сложно выполнять движения пальцами, то с таким малышом следует заниматься индивидуально, когда сначала упражнение выполняется пассивно с помощью учителя. Благодаря тренировкам, движения становятся увереннее и выполняются детками активнее. Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное детям.

Ниже приведен рекомендуемый ряд упражнений. Начинать занятия можно с самомассажа:

■Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;

■Упражнение «одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;

■Каждый палец перетираем от основания к ногтю;

■Упражнение, в котором предлагают детками рисовать каждым пальчиком в воздухе;

■Сгибать каждый палец по очереди;

■Выпрямлять каждый палец по очереди;

■Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»;

■В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально – «стол»;

■Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»;

■Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик – «пальчики приклеились»;

■В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх – «собака»;

■Для начала скрестите пальцы, затем поднимите руки вверх, и растопырьте пальчики – у вас получаться «солнечные лучи»;

■Поочередно выполняйте упражнения – сожмите руку в кулак, затем поставьте ладонь ребром на стол, затем прижмите ладонь к столу. Можете постепенно ускорять темп выполнения – «кулак, ребро, ладонь».

Упражнения для развития тонких движений пальцев рук:

■«пальчики здороваются» - для начала нужно закрепить с детьми названия каждого пальчика. Затем кончиком большого пальца поочередно дотроньтесь до каждого кончика остальных пальцев (здесь и далее сначала упражнение выполняйте ведущей рукой, затем второй рукой, и дальше обеими руками, от большого пальца к мизинцу, и наоборот);

■Пальцы одной руки одновременно «здороваются» с пальцами второй руки;

■Упражнение «Оса» - выпрямите указательный палец и вращайте им;

■«Коза» - выпрямление указательного пальца и мизинца;

■Образуйте два кружка, соединив кончики большого и указательного пальцев;

■«Зайчик» или «Ушки» - сожмите пальцы в кулак и выпрямите только указательный и средний пальцы;

■«деревья» - все пальцы широко расставлены.

Все эти игры и упражнения, описанные выше, превосходно развивают подвижность пальцев, выполнение изолированных движений, а также способствуют развитию точности движений пальчиков.  

В упражнениях так же рекомендуют использовать карандаш. Предложите детям следующее:

■Обвести по контуру любую фигуру или предмет;

■Нарисовать какой-либо предмет по точкам;

■Рисовать штрихи в разных направлениях, используя при этом трафареты;

■Провести карандашом по узкой дорожке и при этом не завести в сторону;

■«двойные рисунки» - очень интересный вид упражнений, в котором дети рисуют различные обеими руками,  это могут различные геометрические фигуры, либо художественный рисунок (рисовать предлагается или одновременно два одинаковых предмета, либо один рисунок двумя руками, как бы дополняя его).  

Для развития и улучшения координации движений рук рекомендовано выполнять упражнения:

■Упражнение выполняется под счет, при этом темп постепенно ускоряя, и строго исполняя словесные инструкции:

- левую руку в кулак, правую разжать, и наоборот;

- правую ладонь ставим на ребро, левую – сгибаем в кулак;

Специалисты рекомендуют больше внимания уделять развитию мелкой моторики рук ребенка с дцп и координации движений, так как это благотворно влияет на развитие речи у детей с диагнозом ДЦП.

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Преимущества использования конструктора:

  • с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
  • при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
  • поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
  • конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

 
Игры с мелкими предметами

1. “Кто запомнит?”

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

2. “Волшебный куб”

Оборудование: “волшебный куб” – их сейчас продается великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться, попробовать сначала.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

^ Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

Рисование.
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: Для начала хорошо использовать:

1. обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов;
2. рисование по опорным точкам;
3. дорисовывание второй половины рисунка;
4. рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Литература:

  1. Архипова С. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М. 1989.
  2. Бадалян Л. О., Журба Л. Г., Тимошина О. В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.
  3. Ипполитова И. Ю. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М. 1993.
  4. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – Киев 1987.
  5. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.
  6. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.
  7.  Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.
  8. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.
  9. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет). – М., 2000.
  10. Кузнецова Г. В. Система изучения графических навыков у детей с церебральным параличом дошкольного возраста. Коррекционная педагогика, 2004, №1(3).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Специальные приемы математического развития для детей с церебральным параличом

Разработка и выбор технологий  математического развития дошкольников зависит от того, что подлежит освоению,  от направления развития мыслительной деятельности, при этом необходимо  учи...

«Физическое воспитание в системе педагогической реабилитации детей с церебральным параличом».

Средства физической реабилитации детей с ДЦП                               ...

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличом

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличем....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описывается  организация предметно-практической деятельности детей с церебральным параличём по освоению пространства в контексте требований ФГОС дошкол.ного образования....

Нарушение речи детей с церебральным параличом

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические прием...