Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличом
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskaya_korrektsiya_detey_s_zpr.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличом.

    Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличом проводится педагогом на основании конкретных рекомендаций психолога и в тесном контакте с ним. Основными направлениями данной коррекции являются:воздействие на систему отношений личности ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду и т.д.;воздействие на мотивационную сферу личности с целью повышения ее подвижности и пластичности, переориентации личностных установок на достижение реальных, доступных целей, формирования четкой ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, и также развития и укрепления общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде.

   Для достижения указанных целей необходимо учитывать имеющуюся у большинства этих детей эмоциональную лабильность, неуравновешенность и склонность к истероидным или депрессивным реакциям. Редкая декомпенсация психопатических проявлений и невротических расстройств чаще всего наступает при попадании таких детей из среды себе равных в общество физически здоровых сверстников. Обычно, чувство собственной ущербности и дефектности способствует быстрому формированию «комплекса неполноценности», что в свою очередь, приводит к неосознанной защитной реакции ухода личности на более низкий, инфантильный уровень с резким заострением эгоцентрических черт. У детей экстравертированных, с возбудимым типом психической деятельности это проявляется в усилении раздражительности, озлобленности, истероидности, требовании повышенного внимания к себе со стороны окружающих. У интравертов  же с чертами тормозимого круга происходит усиление психоастенических и депрессивных проявлений с идеями самоуничижения, ущербности и нежелания жить. В связи с этим, очень важным моментом в работе педагога с такими детьми является стремление выявить те способности, которые имеются у ребенка, добиться успехов в их развитии, пусть даже небольших, и обязательно акцентировать его внимание на этих успехах. Тем самым в ребенке пробуждается чувство самоудовлетворения и желание трудиться в данном направлении, появляется новая эмоциональная установка, с одной стороны являющаяся противовесом но отношению к указанному «комплексу неполноценности», а с другой — способствующая формированию в сознании ребенка положительной перспективы в плане дальнейшей реализации основных жизненных потребностей. Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологические препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем  основные  психопатирующие  и невротизирующие начала и создаем благоприятную почву для целенаправленного совершенствования,  а в дальнейшем  и самоусовершенствования личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценностей, задачей: педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, приобретения профессии, занятия любимым и полезным делом, решение какой-либо творческой задачи и т. п.) и формированию адекватного уровня притязания. Для повышения эффективности проводимых мероприятий по медико-психолого-педагогической коррекции необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей. [2, c.64-65].

    Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и центральной нервной системы, наличие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, — обуславливают необходимость создания разных моделей психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. 

      Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую  дефекту   лечебную   гимнастику   работу  на  тренажерах,

водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.

       Вместе с тем должна  проводиться  необходимая  коррекционная  работа,

направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у  него нежелательных  личностных  черт,  таких  как  упрямство,  раздражительность, слезливость,  неуверенность,  боязливость  и  т.п.  Необходимо   формировать познавательную деятельность ребенка, воспитывать  активность  и  разнообразие интересов, тем  более,  что  у  многих  детей  с  ДЦП  имеются  потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

       Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены,  а также других бытовых навыков. Ребенок должен  твердо  знать,  что  он  имеет обязанности,  выполнение  которых  значимо  для  других  членов   семьи,   и стремится  справляться  с  ними.  Постоянное  соблюдение  режима,  спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной  системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

       Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата,  как  и

всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако  его  нельзя постоянно  ограждать  от  трудностей.  Вырастая  в  тепличных  условиях,  он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к  повседневной  жизни.

   Очень важно сформировать  у  него  правильное  отношение  к  себе,  к  своим возможностям и способностям. Для  этого  следует  многократно  подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие  достоинства,  что  он  сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия.

     

Литература.

  1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. М: Издат. центр «Академия», 2001.
  2. Симонова Т.Н. Специальные психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей с тяжелыми двигательными нарушениями. // Коррекционная педагогика, 2008, №4.
  3. Сологубов Е.Г. Особенности реабилитации больных детским церебральным параличом школьного возраста. // Коррекционная педагогика, 2008, №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом".

Доклад на тему: "Развитие памяти в процессе расширения познавательных интересов и интеллектуального развития детей с церебральным параличом"....

Специальные приемы математического развития для детей с церебральным параличом

Разработка и выбор технологий  математического развития дошкольников зависит от того, что подлежит освоению,  от направления развития мыслительной деятельности, при этом необходимо  учи...

«Физическое воспитание в системе педагогической реабилитации детей с церебральным параличом».

Средства физической реабилитации детей с ДЦП                               ...

Обучение рисованию детей с церебральным параличом.

Данный материал поможет в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описывается  организация предметно-практической деятельности детей с церебральным параличём по освоению пространства в контексте требований ФГОС дошкол.ного образования....

Нарушение речи детей с церебральным параличом

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические прием...