Главные вкладки

    Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
    статья по коррекционной педагогике по теме

    Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл strategiya.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы (стратегии и тактики)  коррекции агрессивного поведения у детей.

    Коррекция агрессивности  - это гибкое чередование и комбинирование стратегий, т.е. методов, и тактик, т.е приемов, поведения взрослого в зависимости оттеняющегося поведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетеля притеснения)

    Под стратегиями понимаются наиболее общие и эффективные методы влияния взрослого на  агрессивное поведение ребенка. Это медикаментозные и немедикаментозные средства: методы речевого воздействия, психотерапии, игротерапии, арттерапии и др. Они могут использоваться как последовательно, так и одновременно.

    Тактика коррекции – это игровые задачи – приемы, длящиеся от 2 -3 до 10 – 15 минут и более, которые вводит взрослый в особое или нарушенное  поведение ребенка. Игровые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения. Их  можно сгруппировать по стратегиям. Какая-нибудь одна игровая задача может реализовать две или три стратегии.

    1 Стратегий на стимуляцию гуманных чувств.

    • Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение.

               («Миша, неужели тебе не жалко других детей?»)

    • Учите их не сваливать свою вину на других.

           («Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».)

    • Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

    («Миша, неужели тебе не жалко других  детей»,  «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя  никто не пожалеет»)

    2. Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого

    • Отличается от  стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

    (« Ты сейчас чувствуешь себя победителям?»,  «Кому  сейчас плохо, как ты думаешь?»)

    3. Стратегия на  осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния

    • Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать собственное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
    • Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.
    • Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их  собственных эмоциональных состояний.
    • Чаще спрашивайте у них  о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
    • Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
    • Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

    Ты стукнул Веру потому, что …, а еще почему?». «Как ты думаешь, почему Игорь тебе обидел? А еще почему?». « Я вижу, что тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?»)

    4.Стратегия на отреагирование агрессивного поведения

    • Отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас»
    • Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
    • Стремитесь, используя чувство юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ»

    (Через предметно – практические игровые действия. Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»

     Маша нагрубила взрослому. Взрослый, находясь в поле ее внимания, обращается к кукле Кате: «Катюша, мне Маша грубо отвечает. Мне это неприятно. Что мне делать? Может быть, у Маши спросим? А если Маша не ответит, может, ребята подскажут?»)

    5.Стратегия на моделирование через провакацию и преодоление  состояния

    • Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка - агрессора и нерешительности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении эти состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

    (Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за не отвечайте», и тоже не обидно!»)

    6.  Стратегия на  положительное подкрепление, похвалу

    • Это стремление взрослого увеличить частоту ситуативно – личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
    • Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
    • Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.

    (Взрослый говорит ребенку: «Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!». Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался. Взрослый походит к ребенку с куклой Катей и, наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.)

    7.  Стратегия на игнорирование

    • Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям  агрессии или неуверенности и поведении детей.

    (Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас»)

    8. Стратегия на стимуляцию удивления

    • Через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения или иное состояние.

    (« Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?!». Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит. Ребенок ударил кого – то, взрослый подходит к нему и спокойным или строгим голосом, рассматривая его кулак, говорит: «Эй, кулак, ты зачем бьешь других?»)

    9. Стратегия на установление телесного контакта

    • Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно – практической игровой деятельности.

    (Ребенок ударил кого – то, авзрослый подходит к обидчику, берет в свои руки его ладони и, потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся»  или «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

    Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

    песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

    Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

    Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

    В статье рассказывается о том, что такое агрессия, о видах агрессии, причинах возникновения и даются рекомендации родителям....

    Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

    Агрессия у детей начинает, проявляется ещё в дошкольном возрасте. Родителям нужно очень внимательно отнестись к растущему ребёнку, чтобы вовремя устранить ненормальное поведение. Это можно определить,...

    Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

    Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...