Как преодолеть конфликты у дошкольников?
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Харрасова Мадыня Гумаровна

Методы профилактики и преодоление конфликтов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников

1. Чтобы преодолеть конфликт, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:

- стычки между воспитанниками;        

- нарушения дисциплины;

- обзывания;

- нарушения правил в играх;

- отчуждение ребенка от группы детей;

- затянувшееся выяснение отношений.

2. Используйте методы профилактики конфликтов:

- сюжетно-ролевая игра;

- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;

- беседы;

- коммуникативные игры.

3. Внедряйте в практику стратегию преодоления конфликтов:

Шаг №1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту) .

Шаг №2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.

Шаг №3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений) .

Шаг №4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.

Шаг №5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.

4. Используйте технику активного слушания:

- обязательно повернитесь к ребенку лицом;

- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;

- в беседе с ребенком держите паузу;

- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

5. Используйте технику позитивных сообщений.

Примерная схема:

1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка) .

2) Может случиться, что (описание возможного результата) .

3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения) .

Памятка - для педагогов - по преодолению конфликтов со школьниками.

При разговоре с детьми педагогу  надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.

Не следует вести диалог педагогу  с детьми  на командно-административном уровне.

Диалог не должен содержать набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ребенка. В противном случае, к старшему  возрасту многие из детей вырабатывают ответный стиль общения с педагогом.

При разговоре с ребенком  по поводу его поступка педагогу уместно проявить искренний интерес к личности ребенка;

Не следует торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу поведения ребенка;

Не следует угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ребенок займет оборонительную позицию по отношению к педагогу, (закроется) для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену словесными ударами.

Оценивая результаты знаний и поведения ребенка, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ребенка. Опора на положительное в обучении и воспитании детей, во-первых, позволяет повысить эффективность работы педагога, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и детьми.

Когда же педагог видит не только ребенка, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозят наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.

Необходимо постараться называть ребенка по имени, даже тогда, когда педагог сердит на него. Это придаст обращению к ребенку ласково-требовательный характер, объединит с ним. Следует учитывать, что именно такие дети не так уж часто слышат свое имя, к ним чаще обращаются по фамилии.

Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций». Освоение своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ребенка  помогают  педагогу выйти за пределы собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.

Для разрешения конфликта, когда отношения между ребенком  и педагогом принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего »

При выборе третьей стороны следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации .Он должен иметь искреннее желание помочь ребенку  и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть  педагог-психолог или  родители, Главное, чтобы этот самый «третий» был значимым для конфликтующего ребенка человеком.

Никогда не отвечать «вызовом на вызов», переходя на личные оскорбления ребенка  словами или делами.

Следить за манерой разговора с детьми. Важно относиться к детям, как к взрослеющим людям,

Необходимо использовать метод разъяснения правильности тех или иных правил и объективности принимаемых решений. Часто детям просто необходимо объяснять, почему нужно то или иное правило и что получится, если его не исполнять. Для эффективного взаимодействия педагога и  ребенка нужны такие качества как:

- способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность) ;

- сопереживание (эмпатия) ;

- справедливость;

- способность к сотрудничеству;

- доброжелательность;

- терпение;

- вежливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

Статья на тему "Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников2

Целью экномического воспитания детей дошкольного возраста является - познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку....

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников2

Сценарий педагогического совета по экологическому воспитанию дошкольников...

Презентацияучителя-логопеда для дошкольников5-6 лет по теме "Животные жарких стран"

Яркая презентация учителя-логопеда к усвоению материала по лексической теме "Животные жарких стран". Материал может быть использован как рекомендации учителя -логопеда родителям, для закрепл...