Логопедическая ритмика в системе работы воспитателя речевой группы.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Логоритмика при заикании,дизартрии, нарушении голоса и при алалии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    «Детский сад № 38 компенсирующего вида»

                                  Советского района г.Казани.

                 

Логопедическая ритмика в системе

работы воспитателя речевой группы

        Выполнила:Сабирова                  

                                                                                     Эльвира Рафатовна,

        воспитатель 1 кв.категории

           

                                                  2015 год

 

          Логоритмика – эффективный метод преодоления заикания

         

            Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

            Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года,  смена дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

                          

                    КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ? 

           Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:

• Нормализация темпа и ритма речи

• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков

• Развитие слухового внимания

• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)

• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики • Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)

• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания

• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов

• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

Целью  логопедической  ритмики  являются  преодоления  речевого  нарушения  у  детей  с  фонетико-фонематическим    недоразвитием  путем воспитания и  коррекции  двигательной  сферы  в  сочетании  со  словом, музыкой  и  движением.

Субъектом логоритмики  является  ребенок с фонетико-фонематическим  недоразвитием,  имеющий  речевую  патологию.

Предметом  логоритмики  являются  моторная  несформированность,  слухоречевой  ритм и  система  движений  в  сочетании  с  музыкой  и  словом.

Задачи  логопедической  ритмики:

Оздоровительные;

Образовательные;

Воспитательные;

Коррекционные.

Оздоровительные:

Укрепление  костно - мышечного  аппарата;

Развитие  физиологического  дыхания;

Совершенствование  моторных  функций;

Улучшение  соматического  здоровья.

Образовательные:

Формирование  пространственных  представлений;

Систематизация  знаний  о  фонетической,  лексической,  грамматической  сторонах  речи;

Расширение  представлений  в  области  музыкальной  культуры,

Совершенствование  двигательных  умений  и  навыков.

Воспитательные:

Воспитание  личностных  качеств  детей.

Развитие  способности  сотрудничества,  взаимоподдержки  и  взаимовыручки. 

Коррекционные:

-Коррекция  и  компенсация  нарушенных  функций:

1)Речевых,

2)Моторных

         

                     Заикание и логоритмика

     

         Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой

нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка с заиканием, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

         

       Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с                              дизартрией.

Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений (зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает также комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи здесь будут следующие:

1.   Подавить  патологические  двигательные  реакции  ребенка   и урегулировать безусловно рефлекторную деятельность.

2.  Улучшить координацию движений — элементы основной двигательной деятельности.

3.  Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4.  Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.

5.   Содействовать нормализации речевой функции.

6.  Оказать   воспитательное   влияние   на   ребенка   и   выровнять его поведенческие реакции.

Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода. Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного, и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.

Во втором периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, средства логоритмики используются для развития: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.

Так, для развития моторики артикуляторного аппарата используются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умения коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом.

Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т. д.

Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушения голоса.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют: 1) воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона; 2) развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха; 3) развитию артикуляторного аппарата. Важным принципом лечения голосовых расстройств является преемственность логопедической, логоритмическои и лечебной работы, проведение функциональной терапии на всех этапах восстановления голоса. Поэтому развитие дыхания, артикуляционной моторики и голоса на логоритмических занятиях обеспечивает в значительной мере эффективность комплексной работы.

Для развития артикуляционного аппарата предлагаются упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Предлагаются также дидактические игры «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Кошка спинку выгибает» (поднятие спинки языка с открытым ртом), «Маятник», «Как мы улыбаемся», «Пароход гудит» и др.

На занятиях со взрослыми повышается степень самостоятельности в тренировке артикуляционного аппарата.

Осторожно следует развивать голос средствами пения у больных с органическими нарушениями голоса вследствие стеноза гортани, папилломатоза, после хирургического вмешательства; уделять внимание постепенности воспитания голоса, созданию опоры на диафрагмальное дыхание; обращать внимание на то, чтобы голос звучал в грудном отделе (контроль рукой).

Занятия   по   воспитанию   правильного   голоса   рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движения. В этих условиях хорошо пропевать двухголосные песни, каноны, но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Говорятся и поются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики. Проверка звуковой тренировки с движением проводится не только на логоритмических,  но и  на логопедических  занятиях.  Логопед смотрит придуманные занимающимися комбинации и вносит свои поправки, на основе которых они дорабатывают то или иное упражнение самостоятельно, а затем вновь отрабатывают его на логоритмическом занятии. Таким образом, логопедические и логоритмические занятия дополняют друг друга в деле нормализации голоса.

           

                Логопедическая ритмика в системе работы при алалии.

         

В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.

На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, поскольку, несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении детей на первых занятиях выделяется нечто общее: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим вначале устанавливается внеречевой контакт с ребенком. Это объясняется тем, что любая инструкция, оценка, в том числе похвала, являются ограничением спонтанной активности, так как в этом случае навязывается определенный модус поведения. Кроме того, попытки сразу же установить с ребенком речевые контакты либо навязывание определенных видов деятельности без учета доступного самому ребенку уровня коммуникации могут сразу же создать атмосферу непонимания между педагогом и детьми. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Поэтому музыкальный руководитель, так же как и логопед, с большой выдержкой и терпением, тактом и вниманием к ребенку в первые несколько занятий выявляет его двигательные и музыкальные возможности.

В первую очередь формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх.

На втором этапе логопедической работы в логоритмические занятия также включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки, метание мячей и т. п.

В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений.

На третьем этапе логоритмические занятия способствуют воспитанию памяти детей.  Для развития зрительной,  слуховой  памяти проводятся упражнения и игры типа «Делай, как я», «Что изменилось?» (например, в построении детей), «Запомни и повтори» (движение, ряд движений или движение на координацию).

Даются задания в запоминании порядка слов в предложении; проводятся игры со сложным комплексом движений и со сложной словесной инструкцией; подвижные и речевые игры; пение детьми попевок, песен.

Исполнение песен воспитывает у детей вокально-хоровые навыки и помогает коррекции речи. Чтобы успешнее решались эти задачи, музыкальный руководитель совместно с логопедом выясняет индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирает доступный детям, интересный материал. Особое внимание уделяется развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Вначале следует петь изолированно только гласные звуки, далее — цепочки от 2 до 4 гласных и слоги, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей. Затем приступают к разучиванию песен. Песни должны быть интересными и эмоциональными, чтобы у самых замкнутых и молчаливых детей возникло желание петь. Постепенно обогащается фонетический и словарный запас детей, расширяется по сложности и их песенный репертуар. Поскольку овладение фонетической и лексической сторонами речи идет не у всех детей равномерно, то и словарный состав песен должен быть разнообразным. Этому требованию отвечают ролевые песни.  В них речевые роли получают дети с более богатым словарем, а звукоподражательные роли исполняют те, у кого медленно идет накопление и закрепление словаря.   Работать   над   песнями   целесообразнее   индивидуально, чтобы  каждый  ребенок  сам  слышал  свое  произношение.  Если  в первые месяцы при исполнении песен уделяется внимание выработке у детей правильного речевого дыхания и артикуляции, то в последующие   месяцы   внимание   переключается   на   ритм   песни.   Ритм детских песен обычно очень прост.  Он равномерный, размер двудольный.

Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию. Благодаря ей дети овладевают не только ритмом, но и содержанием песни. Каждое движение выполняется соответственно акценту в музыке и ударению в словах. Кроме того, инсценирование песни воспитывает чувство партнера, укрепляет межиндивидуальные связи, повышает положительный эмоциональный настрой занятия. По мере того как логопед переходит от работы над ритмом речи к работе над логическим ударением, плавностью и интонационной выразительностью фраз, усложняется и работа над песней. На этом этапе - важно подбирать разные по эмоциональной насыщенности и выразительности песни. Ладовая окраска песен поможет ребенку выбрать правильную интонацию. Весело и задорно поют дети маршевые песни.

На третьем этапе в план лечебно-воспитательной работы следует включать подготовку и проведение праздников и развлечений. Дети с алалией участвуют в них или пассивно в качестве зрителей, или в массовых построениях, хороводах. Праздничный подъем, радостное ожидание необычного и яркого события доставляют детям радость, создают у них хорошее настроение, вызывают эмоциональные переживания. Подготовка и проведение праздника способствуют воспитанию дружного, сплоченного детского коллектива и формированию положительных черт характера. В то же время праздник имеет познавательное значение. Увиденное на празднике расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. Дети делятся впечатлениями с родителями, с товарищами, эти рассказы способствую развитию речи, умению выражать свои мысли и чувства словами Постепенно дети с алалией привлекаются к активному участию  в представлениях.

Разучивание материала, тренировки проводятся   на   всех   занятиях:   логопедических,   воспитательских, музыкально-ритмических. Выступать на празднике должны все дети. С каждым ребенком готовится выступление. Если из-за ограниченных возможностей речевого общения ребенок не может выступить с   рассказом   или   участвовать   в   инсценировке,   ему  подбирается доступное стихотворение или загадка. Если у ребенка недостаточно автоматизированные звуки, то он может выступать в хоровом чтении, принять участие в обыгрывании безречевой роли. Приобщение ребенка к выступлению происходит постепенно: сначала он выступает в группе или отделении, далее выступает на утреннике, организованном -для двух групп. Здесь ему надо проявить смелость, решительность, находчивость. Для детей, которые принимают пассивное участие в этом празднике, он имеет психотерапевтическое и ободряющее значение, стимулирует к речевой активности. У них появляется желание подражать товарищам. На выпускном утреннике дети выступают   перед  большой  аудиторией:   родителями,   педагогами, сверстниками. После утренника дети выражают свои впечатления, оценивают выступления.

На   четвертом  этапе  продолжается  совершенствование  многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов.  С этой целью на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры, сюжетно-ролевые, инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без него, праздничные и выпускные утренники.

В упражнениях и играх воедино соединяются музыка, движение, слово. При овладении самостоятельной деятельностью и разными формами общения музыка и движение предваряют речь. По мере совершенствования всех видов деятельности музыка, движение и речь выступают в разных зависимостях, произвольно управляемых детьми. Если в начале этого этапа детям предлагаются упражнения на координацию движений с речью, способствующие воспитанию слитности и выразительности фраз, разучиваются различные инсценировки и игры с музыкальным сопровождением, то в последующем в деятельности детей на первый план выступают собственно говорение,  диалоги,  монологи  детей,  сложные  словесные  инструкции.

           Практика показывает, что регулярная совместная  деятельность логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения,  учат общению со сверстниками, способствуют развитию не только двигательной сферы,  но и осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с детьми.

Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

             

                             Литература

1.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003.

2. Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранения в учебно-      .                                               воспитательном процессе, 1969.

3. Микляева Н.В. и др. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ:        Пособие для воспитателей и логопедов. – М., 2004.

4.  Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Театрально-игровая деятельность в системе работы воспитателя речевой группы.

Применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста.Изучив, методическую литературу по данной теме,  мы постарались систематизировать ма...

"Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя"

В консультации "Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя" показано, как в дошкольных учреждениях можно использовать логопедические технологии для улучшения ре...

Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией.

Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, разви...

Система работы воспитателя старшей группы по профилактике ДТП

Система работы воспитателя старшей группы по профилактике ДТП...