Что такое дизартрия?
консультация по коррекционной педагогике на тему

Цветкова Ольга Васильевна

В целях распространения знаний среди родителей о логопедических проблемах хотелось бы остановиться на таком нарушении , как дизартрия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dizartriya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Что такое дизартрия?

Дизартрией называют речевое нарушение у детей. Это заболевание возникает в результате органичного поражения центральной нервной системы и проявляется  расстройством артикуляции звуков, нарушением голосообразования, изменением темпа и ритма речи, а также ее интонации. При дизартрии у детей наблюдаются трудности не с произношением отдельных звуков, а речью (ее артикуляцией) в целом. Кстати, у таких детей наблюдаются и другие проблемы: нарушения крупной и мелкой моторики, сложности с жеванием и глотанием. Детям-дизартрикам сложно (а иногда и вовсе не под силу) прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать ножницами и так далее. Детям с любой формой дизартрии (о них мы расскажем ниже) очень сложно овладеть письмом. Как правило, дети с подобными нарушениями речи обучаются в специализированных учебных заведениях.  

                                            Формы дизартрии у детей

Специалисты выделяют разные формы дизартрии. Например, при бульбарной дизартрии у детей наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается тонус мышц. Речь таких детей невнятная, крайне нечеткая, замедленная. На лице ребенка с бульбарной дизартрией наблюдается слабая мимическая деятельность. 

Другая форма – подкорковая дизартрия – проявляется нарушением мышечного тонуса и непроизвольными движениями, которые ребенок не способен контролировать. В отдельных ситуациях такой ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова и даже короткие фразы. Особенно это актуально, если малыш спокоен и находится в обществе людей, которым он доверяет. Но нередко ситуация меняется (причем буквально за считанные минуты): малыш не способен произнести ни слога, или же из его гортани «вырываются» непроизвольные звуки. Также при этой форме дизартрии страдают темп и ритм речи, интонация. Ребенок может очень медленно (или наоборот, очень быстро) произносить фразы, делая большие паузы между словами. 

Мозжечковая дизартрия – еще один вид заболевания – крайне редко встречается в чистом виде. Такие дети произносят слова, как бы скандируя, и иногда выкрикивая отдельные звуки. 

При корковой дизартрии ребенку сложно произносить звуки вместе, то есть в словах и фразах, когда речь идет одним потоком. В то же время отдельное, то есть изолированное, произношение не составляет особой сложности. Быстрый темп речи не только приводит к искажению звуков, но и создает паузы между словами и слогами, похожими на те, что образуются при заикании. Существует еще стертая или, как ее еще называют, легкая форма дизартрии, при которой нарушения выявляются не сразу, но после квалифицированного обследования специалист ставит соответствующий диагноз. Причинами возникновения легкой формы может быть токсикоз беременности и различные заболевания женщины в период вынашивания, хроническая гипоксия плода, легкая асфиксия, родовые травмы, а также острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте.

Наиболее часто у детей встречается псевдобульбарная дизартрия. Причиной развития этой формы является перенесенное в раннем детстве (во время родов или же во внутриутробном периоде) поражение мозга, вызванное энцефалитом, родовыми травмами, интоксикацией и так далее. При псевдобульбарной дизартрии (учитывая степень заболевания) отмечается:

  • замедленная речь и утрудненное произношение определенных звуков в результате недостаточно «точных» движений языка, губ (легкая степень);
  • отсутствие движений лицевых мышц, ограниченные движения языка, назальный оттенок голоса, обильное слюнотечение (средняя степень);
  • глубокое поражение мышц: полная бездеятельность речевого аппарата, амимичность, открытый рот, ограниченные движения губ (тяжелая степень).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...