Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

 Чудиновская Елена Глебовна

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими людьми,  от того как они будут развиваться зависит становление личности ребёнка, его самосознания, поведение в обществе. Данная программа является авторской и направлена на формирование гармоничных межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudinovskaya_programma.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЕВАСЮГАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №6»

ПРИНЯТО                                                                       УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом                                                           Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Средневасюганский                                                  «Средневасюганский детский

Детский сад №6»                                                                        сад №6»
Протокол №______ от __________                                           __________________________

                                                                                                      Приказ №_____от «____________»

        Программа коррекции межличностных отношений детей

                        старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

                  «Что такое хорошо, а что такое плохо».  

                                     Срок реализации 1 год.

                                                                              Автор

                                                                             Чудиновская

                                                                             Елена Глебовна,

                                                                             воспитатель.

                                             Средний Васюган 

                                                                   2015      

                                   Содержание.

п/№

Наименование разделов

Стр.

1.

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации программы

4

1.2.

Отличительные особенности программы

4

1.3.

Принципы построения программы, формы и методы

4

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

4

2.

Содержательный раздел

5

2.1.

Учебно-тематическое планирование

5

2.2.

Содержание программы

9

3.

Организационный раздел

11

3.1.

Методическое обеспечение программы

11

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы

11

4.

Литература

11

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                                   Пояснительная записка.

Направленность программы: социально-коммуникативная

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими людьми и от того как они будут развиваться зависит становление личности ребёнка, его самосознания, поведение в обществе. В дошкольный период у ребёнка формируются основы нравственных черт характера, чувство дружбы, коллективизма, гуманное отношение к окружающим. Дети усваивают нормы морали и способы поведения в обществе. Покидая стены детского сада, ребёнок сталкивается с множеством проблем, зачастую связанных с неумением строить свои отношения с окружающими его людьми. Задача педагога помочь ребёнку научиться жить среди людей, комфортно чувствовать себя в любом обществе, усвоить общепринятые нормы морали.

По мнению А. П. Усовой первое детское общество возникает в детском саду в совместных играх детей, где ребёнок приобретает первый социальный опыт, обучается способам поведения в отношениях с другими людьми.

Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, которые определяют положение человека в коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека в данном обществе. От них зависит сплочённость группы, способность решать поставленные задачи. Известный американский психолог Т. Шибутани писал, что только группа равных приучает ребёнка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки, отсутствие опыта общения ребёнка со сверстниками притупляет способность понимать других людей.

М. И. Лисина считает, что общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование межличностных отношений. Таким образом, именно в совместной деятельности и в общении развиваются и формируются межличностные отношения.

Как показывает практика, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Зачастую между детьми возникают конфликты, приводящие к неблагополучию ребёнка в группе, которое может проявляться как малообщительное, замкнутое или агрессивное поведение. Причины конфликтов могут быть различны: неумение ребёнка играть, отсутствие навыков общения, желание командовать, быть главным, неумение договариваться, согласовывать свои действия с действиями других, застенчивость. Независимо от причин конфликтов, дети зачастую оказываются не способны разрешить их самостоятельно и нуждаются в помощи взрослого.

Таким образом, необходима коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на гармонизацию межличностных отношений дошкольников. Следовательно, возникла необходимость создания авторской программы «Что такое хорошо, что такое плохо».

  1. Цели и задачи реализации программы.

 Цель: формирование гармоничных межличностных отношений.

Задачи:

  1. Формирование чувства общности с группой детей.
  2. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей.
  3. Формирование умения строить партнёрские отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  4. Развитие умения учитывать мнение других.
  5. Развитие умения решать проблемные ситуации.
  6. Воспитание нравственных качеств.

1.2.Отличительной особенностью программы является то, что дети в процессе совместной деятельности пропускают различные жизненные ситуации через себя, получая бесценный опыт взаимодействия с окружающими.

1.3Принципы построения программы:

  1. Доступность, учет возрастных потребностей детей.
  2. Систематичность и последовательность.
  3. Наглядность – использование иллюстраций, видеоряда.
  4. Учет индивидуальных способностей детей.
  5. Комфортность – вера в возможности ребенка.
  6. Принцип партнерских взаимоотношений.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Форма организации фронтальная (со всей группой).

Методы и приёмы.

  1. Беседа.
  2. Решение проблемных ситуаций.
  3. Разыгрывание этюдов, инсценировки.
  4. Чтение художественных произведений.
  5. Продуктивная деятельность.
  6. Игры.

1.4. Предполагаемые результаты:

  • Формирование гармоничных межличностных отношений.
  • Создание эмоционально позитивного настроя у детей.
  • Сформированность положительных нравственных качеств.
  • Развитие нравственного сознания у детей.
  • Развитие коммуникативных навыков.

                              2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

                         

2.1.Учебно-тематическое планирование

Срок

Тема

Цель

Кол-во

занятий

Сентябрь

1.Наша группа

2. Будем вежливы всегда

формировать позитивное отношение к своим сверстникам; уметь выражать своё отношение разными способами – вербальными и невербальными; сформировать чувство принадлежности к группе.

продолжать учить правила вежливости: здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за оказанную помощь, общаться спокойно, доброжелательно, глядя друг другу в глаза.

1

1

Октябрь

  1. Вместе тесно, а врозь скучно.

  1. На горке.

формировать способность оценивать поступки героев произведений, высказывать своё мнение; воспитывать чувство товарищества; выявить умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёра.

учить правильно оценивать поступки героев, воспитывать уважение к чужому труду, желание играть вместе, помогать друг другу; упражнять в придумывании рассказов из опыта, подборе рифм.

1

1

Ноябрь

  1. О вредных привычках

  1. Волшебный сундучок.

дать детям представление о вредных привычках, показать их неприглядность, способствовать формированию положительных моральных качеств,  помочь выразить негативное отношение к вредным привычкам посредством рисунка.

закрепить умение определять вредные привычки, находить способ борьбы с ними, развивать умение оценивать своё поведение.

1

1

Декабрь

  1. Если с другом вышел в путь.

  1. В гостях у сказки.

воспитывать чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи и дружбы;

продолжать учить коллективно и согласованно взаимодействовать, способствовать сплочённости группы;

упражнять в придумывании сказок по схеме, развивать творческое воображение, связную речь; закрепить знание сказок, развивать умение соотносить смысл сказки с пословицей.

воспитывать сочувствие, сострадание к одиноким людям, помочь увидеть положительные черты у отрицательных героев, попытаться понять откуда происходит зло.

1

1

Январь

  1. Моя семья.

  1. Настроение.

сформировать представления о своих родословных путём исследования генеалогического древа, учить рассказывать о своей семье, помочь понять значение семьи в жизни человека.

познакомить с понятием «настроение» и его проявлениями у людей; показать изменчивость настроения, учить понимать настроение других людей, познакомить со способами управления и регуляцией настроения.

1

1

Февраль

  1. Нашу книгу прочитай, да на ус себе мотай.

  1. Плохой или хороший человек.

учить понимать смысл пословицы, придумывать рассказ или сказку по пословице, развивать связную речь, воспитывать нравственные чувства детей.

конкретизировать понятия «плохой», «хороший», учить оценивать человека по его поступкам, вызвать стремление к самосовершенствованию, развивать умение критически относиться к своим поступкам, попытаться понять, что толкает людей на совершение плохих или хороших поступков.

1

1

Март

  1. Что такое хорошо, что такое плохо.

  1. Уроки общения.

формировать представления о плохих и хороших поступках, учить детей правильно оценивать своё поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества героев художественных произведений.

сформировать навыки вежливого общения с взрослыми и сверстниками,

Помочь детям сформулировать правила общения, принятые в цивилизованном обществе, учить грамотной и ясной речи, развивать пантомимические навыки.

1

1

Апрель

  1. Чего я боюсь.

  1. КВН Мы ребята дошколята, очень дружные ребята.

помочь детям побороть свои страхи, повысить уверенность в себе, продолжать учить с помощью мимики и жестов отображать действия и чувства героев сказки, развивать умение превращать чувство в образ.

уточнить представления детей об   общепринятых  нормах поведения в обществе, развивать мимические   навыки, умение понимать других людей, воспитывать чувство сплочённости, взаимопомощи в процессе совместной деятельности.

1

1

2.2.Содержание программы

«Наша группа». Приветствие. Игра «Волшебные очки» - дети говорят друг о друге хорошее. Чтение стихотворения «Совет» Р. Сеф. Беседа «Как избежать ссоры». Дети придумывают мирилки. Этюд «Поссорились – помирились». Игра «Дружная пара». Рисование в триаде «Наша группа». Итог.

«Будем вежливы всегда». Приветствие.  Игра «Волшебные слова». Инсценировка рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Беседа по произведению. Этюд «Разговор спина к спине». Итог.

«Вместе тесно, а врозь скучно». Инсценировка К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Беседа. Игра подвижная по желанию детей. Стихотворение Е. Серовой «Нехорошая история». Игра-эксперимент «Кто быстрее». Рисование парами симметричного рисунка. Итог.

«На горке». Загадка о зиме. Чтение Н. Носова «На горке». Беседа. Игра «Эмоции». Рассказы из опыта «Как  я играл». Итог.

«О вредных привычках». Приветствие. Инсценировка «Вредные привычки». Игра «Хорошо-плохо». Рисование портретов людей с вредными привычками. Итог.

«Волшебный сундучок». Сюрпризный момент – внесение сундучка с вредными привычками. Игра «Трудный путь». Инсценировка стихотворения А. Барто «Девочка-ревушка». Игра «Рассмеши Ганю». Сценка «Иван-лентяй». Пословицы о труде. Логоритмическое упражнение «Работники». Театр на фланелеграфе: С. Михалков «Бараны». Придумывание своего окончания произведения. Итог.

«Если с другом вышел в путь». Прослушивание песни «Настоящий друг». Беседа о дружбе. Игра «Ласковые слова». Сундучок с загадками о животных (заяц, еж, ворона). Инсценировка сказки В. Сутеева «Яблоко». Игра «Туристы». Игра «Узнай сказку по пословице» с опорой на картинки. Игра «Сборщики». Придумывание сказок по схемам. Итог.

«В гостях у сказки». Игра «Угадай сказку». Игра «Большие пазлы» - картинки с изображением бабы Яги. Беседа «Почему баба Яга злая». Письмо от бабы Яги. Посылка «Нужные Яге вещи». Письмо бабе Яге.

«Моя семья». Беседа «Что такое семья». Рассказы «Родословная моей семьи». Трудовые обязанности членов семьи. Конкурсы «Конкурс «Помоги маме сварить суп»,  «Помоги бабушке смотать клубок ниток»,  «Помоги папе принести воды»,  «Помоги брату (сестре) одеться на прогулку». Здоровый образ жизни семьи. Семейный отдых. Подарок родным. Итог.

«Настроение». Беседа «Настроение». Игра «Море волнуется» с показом эмоций. Игра продолжи предложение. Игра «Царевна несмеяна». Рисуем настроение. Итог.

«Нашу книгу прочитай, да на ус себе мотай». Загадка о книге. Выставка различных книг. Беседа о книгах. Расскажи стих руками. Пословицы. Составление рассказов по пословицам.

«Плохой или хороший человек». Беседа «Что значит плохой или хороший человек». Стихотворение «Любочка» А. Барто. Беседа по стихотворению. Рисование книги «Хороший – плохой». Итог.

«Что такое хорошо, что такое плохо». Игра «Хороши наши дела». Беседа «Хорошие и плохие поступки». Чтение С. Михалкова «Что такое хорошо, что такое плохо». Игра «Хорошо-плохо».  Рассматриваем рисунки с прошлого занятия, придумываем к ним надписи.

«Уроки общения». Игра «Скажи без слов». Дети украшают пары рукавиц, не говоря ни слова. Обсуждение результатов. Чтение «Сашина каша» С. Михалкова.  Беседа «Как говорить, чтобы тебя поняли». Игра «Пилот и диспетчер».  Игра «Скажи по-другому». Игры – эксперименты «Беседа спиной друг к другу» и «Обратись с просьбой к беседующим людям». Итог.

«Чего я боюсь». Прослушивание тревожной (веселой) музыки с закрытыми глазами. Беседа о чувстве, вызванном музыкой. Пиктограммы «Эмоции». Беседа по рассказам Н. Носова «Живая шляпа» и «Затейники». Пантомима сказки «У страха глаза велики». Беседа «Как побороть свой страх». Придумывание страшной сказки со смешным концом. Нарисуй свой страх. Складываем свои рисунки в мешочек со словами «Я больше не боюсь …». Итог.

«Мы ребята дошколята, очень дружные ребята».  Дети делятся на две команды. Конкурсы: «Цепочка вежливых слов», «Знаки», «Решение нравственных задач», «Веселый кот», «Угадай эмоцию», «Подкинь мяч». Итог.

                                   

                                          3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Методическое обеспечение программы.

Сценарии занятий, иллюстрации, подборка детской литературы по теме, картотека игр, карточки к играм, схемы, пиктограммы.

3.2.Материально-техническое обеспечение.

Магнитофон, атрибуты к играм и инсценировкам.

 

                                4.ЛИТЕРАТУРА.

 1. Виноградова А.М. «Воспитание нравственных чувств дошкольника» Москва «Просвещение» 1989г.

2. «Игры в детском саду» Минск ХАРВЕСТ, Москва АСТ 2000г.

3.Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» / Москва ТЦ «Сфера» 2001г.

4.Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М.: Просвещение, 1981.

5.Репина Т.А. Група детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание. – 1984. №4.

6.Шибутани Тамотсу. Социальная психология. - М: Педагогика, 1999.

7.«Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Мозаика – синтез 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр

       Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...

Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

"Игротерапия как метод развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста"

Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ре...

развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

В данном материале рассматривается специфика межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, диагностический инструментарий межличностного общения, методы и приемы оптимизации межли...