Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Хубракова Санжидма Галшиевна

         Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

         Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Г. Хубракова, воспитатель, у.Баянгол

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно – ролевых игр

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

  1. Сущность формирования межличностных отношений у старших дошкольников
  2. Формирование межличностных отношений у старших дошкольников средствами сюжетно – ролевых игр

Выводы по главе  I

Глава 2. Исследования влияния сюжетно – ролевых игр на характер межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

  1. Анализ данных экспериментального исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
  2. Опыт исследования сюжетно – ролевых игр как средства формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе II

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

        Актуальность проблемы: Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых  «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой.

         Поэтому одной из важнейших задач образования является обучение детей эффективным способам межличностного общения. Эту работу необходимо проводить уже в дошкольном возрасте, так как установление дружеских контактов, владение навыками общения является одной из важных задач на данном возрастном этапе.

         Данная проблема широко освещена в психолого – педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками.

         Проблеме взаимоотношений детей посвящено достаточно экспериментальных и теоретических исследований таких педагогов, как Я.Л.Коломинский,  А.А. Рояк, В.С. Мухина, Р.А. Иванова и другие.

         Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

         Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей.

         Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которые переживают их дети и, естественно, не предают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь печальные отдаленные последствия. И поэтому, одним из наиболее эффективных средств формирования межличностных отношений, на наш взгляд, являются сюжетно – ролевые игры.

         Сюжетно – ролевые игры обладают уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами. Моделируя различные явления жизни в ролевых играх, дошкольники успешнее социализируются, проявляют свои потенциальные возможности, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения. В процессе сюжетно – ролевых игр дети общаются друг с другом, прислушиваются к мнению других детей, сближаются, узнают новое друг о друге. В ходе игры дети раскрепощаются, у них открываются новые качества личности, которые нравятся его сверстникам и это помогает становлению отношений в группе. Сюжетно – ролевые игры являются средством воспитания у детей активности, коллективизма. Инициативности, уверенности в своих силах.

         Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформулирована способность к общению в детстве со сверстниками, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия, которые у взрослого человека решить ( или провести коррекцию) очень сложно. Несвоевременная помощь в развитии межличностных отношений, недостатки в предметно – развивающей среде детского сада, и т.д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в условиях детского сада одной из актуальных в системе дошкольного образования. Исходя из этого определилась проблема исследования: каковы психолого – педагогические условия формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно – ролевых игр.

         Цель исследования: определить эффективные педагогические условия формирования межличностных отношений средствами сюжетно – ролевых игр.

         Объектом исследования является процесс формирования межличностных отношений у старших дошкольников.

         Предметом исследования являются сюжетно – ролевые игры как средство формирования межличностных отношений у старших дошкольников.

         Гипотеза. Использование сюжетно – ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию межличностных отношений если:

         - они включены в самостоятельную деятельность детей;

         - разработан комплекс сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста;

         Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме межличностных отношений;
  2. Раскрыть содержание и структуру сложившихся взаимоотношений, выявить показатели и уровни сформированности межличностных отношений у детей;
  3. Определить условия эффективности формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр.

         Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы:

         - изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме;

         - наблюдения, беседы с воспитателем и детьми;

         - методики изучения межличностных отношений: игры « Два домика», « Секрет».

         - количественно – качественный анализ полученной информации.

         Теоретико- методологической основой исследования выступают:

  1. Концепция Д.Б.Эльконина о воспитательном значении игры;
  2. Теория деятельного подхода: единство сознания и деятельности  (А.Н.Леонтьев);
  3. Исследования Е.О.Смирновой об особенностях игровой деятельности старших дошкольников;
  4. Исследования Е.М.Щербаковой в области формирования взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности.

Этапы исследования:

I этап – Теоретический анализ психолого – педагогической, учебно – методической литературы по теме исследования; изучение состояния проблемы в теории и практике воспитания и обучения; разработка методики экспериментального исследования;

II этап – Проведение констатирующего эксперимента, уточнение диагностического материала;

III этап – Проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы, формирование выводов.

        База исследования: подготовительная группа МБОУ «Баянгольская СОШ», предшкола

       

Глава I.   Теоретические основы формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Сущность формирования межличностных отношений у старших дошкольников.

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Особое место занимает отношения людей и их влияния друг на друга. (8;18)

         Отношение к другому человеку является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

         Межличностные отношения – субъективно – личностные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. (27;165)

         Взаимоотношения – личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности. (28;7)

         Рассматривая проблему межличностных отношений, Л.Д.Столяренко делал акцент на то, что межличностные отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. ( 4;112)

         Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. (28;7) В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что –то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

         Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности.( 4;112)

         Межличностные отношения проходят разные уровни своего становления. В.В.Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений.

         Начальный из этих уровней – функционально – ролевые отношения. Сюда входят роли, нормы, ценности. Эти отношения являются материалом, на основе которого происходит процесс социализации ребенка.

         Следующая ступень – это эмоционально- оценочные отношения, проявляющиеся в эмоциональных предпочтениях, симпатиях и антипатиях, дружеских привязанностей. На начальных этапах они могут быть обусловлены чисто внешними моментами, оценкой взрослых. Эти отношения влияют на общение и взаимодействие детей, так как являются регуляторами различных ситуаций, когда конфликты при распределении ролей в игре разрешаются ребенка в пользу друга, проявляясь в желании уступить.

         Главная функция этих отношений – коррекция поведения сверстника с установленными нормами совместной деятельности. Если сверстник следует этим нормам, то он оценивается позитивно.

         И, последняя, высшая стадия – личностно – смысловые отношения.

         Это отношения, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивается ситуацией, когда ребенок становится ответственным за благополучие сверстника. (12;68)

         Проблема формирования межличностных отношений находит отражение в конкретных психолого – педагогических исследованиях ( А.В. Запорожец,  А.А. Люблинская,  Д.Б.Эльконин,  Л.И.Божович, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова идр.). Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. (28;6)

         Современные исследователи Р.А. Иванкова, Р.А.Кричевская изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей.  Т.А. Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития теории отношений детей в группе детского сада. Т.А. Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении. (20;243)

         В своем исследовании мы обратились к детям старшего дошкольного возраста, поэтому рассмотрим более подробно особенности формирования межличностных отношений на данном возрастном этапе.

         Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность ( не успешность) его социализации и др. (26;24)

         Старший дошкольный возраст особо ответственный период в воспитании и развитии, так как в это время происходят существенные изменения во всех сферах психического развития – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

         Пятилетний возраст характеризуется « взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику ( в особенности это характерно для тех, кто посещает детский сад). По своей привлекательности сверстник начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни ребенка. Однако спокойное индифферентное отношение к сверстнику сменяется напряженным к нему вниманием. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально и ревниво наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями. Резко возрастает его сопереживание ровесникам ( как по количеству случаев, так и по интенсивности), но зачастую оно носит неадекватный характер и проявляется в виде хвастовства, зависти, конкуренции, демонстрации преимущества. Резко возрастают количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях, чаще проявляется агрессивность и застенчивость. Сверстник теперь предмет постоянного сравнения с собой, причем сравнения, направленного не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого. Потребность в его признании, уважении становится главной в общении как с взрослым, так и с ровесником. Кроме того, активно – путем погашения конфликтов и решения проблем в межличностных отношениях со сверстниками – формируется коммуникативная компетентность. ( 22;64)

         Конечно, главное во взаимоотношениях между людьми – их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи.

         В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками, сладостями. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и изобретательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь ( не помогли товарищу потому, что он ленился, а не старался и потерпел неудачу). (5;65-69)

         Качественной характеристикой уровня развития любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность.

         В детском коллективе общественное мнение формируется по мере сознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости.

         В группе детей старшего дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в идее одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений. Очень часто причина нежелания ребенка посещать детский сад кроется в том, что у него сложились отношения со сверстниками, мнение которых о нем не совпадает с его мнением о себе. (11;28-32)

         Между старшими дошкольниками обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Однако исследователи до недавнего времени занимались изучением преимущественно положительной стороны этих взаимоотношений ( П.Г.Бельский, А.И.Аржанова, Н.С.Пантина). Современные исследователи( А.А. Рояк, Т.А. Репина, Л.И.Божович) доказывают, что отношения детей не всегда складываются благополучно. (25;72)

         Наблюдая жизнь детских коллективов, мы видим, что их развитие почти никогда не происходит гладко и плавно. Связи и отношения, объединяющие детей в коллективе отнюдь не стабильны. Они возникают, видоизменяются, прерываются. ( 16;37)

         К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными.

         Обычно в детской группе выделяются два – три ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы, обычно таких детей называют популярными. Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные – их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя « полюсами».

         Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий ( « Позову бандитов, они тебя побьют…) до прямых оскорблений ( «толстуха», «дурак», «ябеда» и т.д.). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушении продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или  кусаются и т.п.).

         Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник. (25;72)

         В детском общении в этом возрасте сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через сравнения своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Демонстрация своих преимуществ становится формой самоутверждения. Однако, в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки. Используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых и сверстников. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. (7;15-20)

         Отношения старших дошкольников характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего они строятся между двумя детьми: группы либо не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений связывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур – мальчиков и девочек.

         У старших дошкольников преобладает эмоциональное отношение к сверстникам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы внешнего плана. У большинства детей данного возраста общение с товарищами по группе не занимает большого места в жизни. (7;15-20)

         Педагогу необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми группы. Прежде всего, нужно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношении со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним. (1;42) Ведь у каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он вступает во взаимоотношения с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. (17;548)

         Таким образом, из всего выше изложенного следует, что межличностные отношения – это всегда контакты между людьми, приводящие к изменениям в их действиях, поведении и внутренних позициях.

         Выделяются конструктивные (сотрудничество) и деструктивные (конфликт, противоречие) формы взаимоотношений. В старшем дошкольном возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Усвоение норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками.

         Межличностные связи становятся все более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Симпатии и антипатии ребенка обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону.

           В этом возрасте ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, несводимую к определенным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

  1. Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Все важнейшие новообразования старшего дошкольного периода – и произвольность поведения, и все психические процессы ( от элементарных до самых сложных), и воображение, и умение общаться – зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности старшего дошкольного возраста – сюжетно - ролевой игре. ( 22;63-71)

         Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром ( Фридрих Фребель).

         Н.К.Крупская отмечала, что игра для дошкольников – способ познания окружающего. ( 13;104)

         Многие выдающиеся педагоги и психологи изучали игру как важнейшее средство всестороннего воспитания детей. Свои исследования этой области проводили такие ученые как: Е.А.Флерина, Е.И.Тихеева, Н.М.Аксарина, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Д.Б, Эльконин и многие другие. (9;3)

         Л.С.Выготский называл игру « школой произвольного поведения». Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал ее социальную природу.  Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности детей многократно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Положения, выдвинутые Д.Б.Элькониным, стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника. ( 21;70)

         Д.Б.Эльконин выделяет такие понятия, как единица, сюжет и содержание игры.

         Под единицей игры понимается роль, которую берет на себя ребенок, и органически связанные с ней действия. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание – воспроизводимые в игре отношения между людьми.

         Игра является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. ( 2;19)

         А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Р.И. Жуковская отмечают, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении является совместная игра, которая прежде всего имеет общественный характер.  (28;15)

         Характерным для совместных игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету роли, и реальных отношений участников игры.

         Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

         Особая роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих ( коллективных) интересов. ( 29;16) Так, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя со сверстниками, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы. Иными словами, учится умению общаться. (15;19)

         В совместной игре происходит формирование ребенка, прежде всего как члена общества. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе ребенок осваивает отношения, существующие в обществе. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, овладения нравственными формами поведения в жизни.

         Наличие в игре коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя обязательств, но и в силу взаимоотношений между детьми. (30;20-22)

         В сюжетно-ролевой игре объективной основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми.(28;17) Современные дети играют во врачей, парикмахерскую, в дочки – матери, в казаки – разбойники… Д.Б.Эльконин выдвинул предположение, что источником ролевой игры являются все сферы жизни взрослых, в которых дети не могут принять непосредственное участие. (24;80) Беря на себя роль, ребенок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого. Через действие в роли осознает общественные нормы поведения.

         Ребенок получает удовлетворение в сюжетно –ролевой игре только в том случае, если действует в соответствии с правилами и выполняет их. Он легко подчиняется ролевому правилу, так как оно имеет внутреннее оправдание. (28;17) Именно выполнение правил доставляет детям максимальное удовольствие. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и – наверное, это главное – действовать правильно. Как отметил Л.С.Выготский, игра – это « правило, ставшее аффектом». Вот почему игра дает ребенку « новую форму желания» и новую форму отношения к действительности. (21;71) В развитой форме игры дети действуют в соответствии с принятыми правилами. « Уход» таких правил может говорить о том, что у современных детей игра перестает быть « школой произвольного поведения». Ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, инициативность и внутренняя свобода. Лишившись игры, ребенок не приобретает этих качеств. В результате его поведение остается на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых. Наблюдения показывают: современные дети, оставшись без руководства взрослого, не способны самостоятельно организовать деятельность, наполнить ее смыслом – они слоняются, толкаются, перебирают и разбрасывают игрушки. ( 23;71) Во многих случаях это приводит к появлению стереотипных, повторяющихся изо дня в день игр, в которых скупо отражается действительность, мало фантазии, инициативы. ( 28;19)

         Бедность и примитивность игры отражается и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. И, как результат, нарастание агрессивности, отчужденности, враждебности.

         Необходимо в детских садах создавать условия, которые должны способствовать постепенному развитию сюжетной игры как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения. ( 23;72)

         Задача воспитателя – поощрять игровые контакты между детьми. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Количество ролей, как и количество участников в одной игре, определяется знанием детей о явлениях окружающей жизни.

         В процессе формирования доброжелательных отношений при помощи совместных сюжетно – ролевых игр, педагогу нужно сосредоточить внимание главным образом на воспитание нравственных чувств: внимательности, сопереживание, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за услугу, соблюдать правила. Воспитатель должен помочь детям выстраивать взаимоотношения в игре. ( 10;13)

         Ценность сюжетно – ролевых игр состоит не только в том, что они стимулируют воображения и расширяют детские представления об окружающем мире, но и в том, что сюжетно – ролевые игры создают формы общественного поведения и активизируют качества нравственного порядка.

         Вывод: Следует признать, что влияние сюжетно – ролевых игр проявляется нравственными переживаниями, создающими эмоциональный подъем и способствующий вежливому и доброжелательному общению детей друг с другом, настойчивости и терпеливости в реальной действительности.

         Ведь, язык, который легко дается всем детям без исключения – это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно сюжетно – ролевая игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Сюжетно – ролевая игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, поскольку она является коллективной. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, благодаря сюжетно – ролевым играм межличностные отношения в группе становятся более близкими, приобретают и личностный, и эмоциональный характер, сопровождаемый в большинстве случаев положительными эмоциями. Между детьми складываются отношения взаимопонимания, взаимопомощи, дружбы, сплоченности.

Глава II. Исследование влияния сюжетно – ролевых игр на характер межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Анализ данных экспериментального исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Для систематизации опытно – экспериментального исследования нами был разработан план экспериментальной работы, который включает в себя три этапа:

         - констатирующий;

         - формирующий;

         - контрольный.

         Цель констатирующего этапа: определение психологического климата, выявление психологической структуры межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста, умение управлять своим поведением.

         В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МБОУ «Баянгольская СОШ», предшкола, в количестве 28 ребенка.

         На основе теоретического анализа проблемы изучения межличностного взаимодействия старших дошкольников, мы выделили следующие параметры, определяющие характер межличностных отношений в детском коллективе:

  1. Психологический климат в группе;
  2. Умение строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т.д.);
  3. Умение ребенка управлять своим поведением (произвольность).

Выше описанные параметры экспериментального исследования особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста мы изучали с помощью определенной группы методик, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Параметры и методики исследования межличностных отношений

 старших дошкольников

  1. Психологический климат

  1. Методика одномоментных срезов (Т.А.Репина)

Цель: изучение свободного общения детей в группе детского сада.

  1. Игра « Секрет» ( Т.А.Репина)

Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

  1. Социометрическая методика  «Два домика»

Цель: определить круг значимого общения ребенка.

2. Умение строить взаимоотношения со сверстниками

3. Умение ребенка управлять своим поведением ( произвольность).

     Наблюдение за детьми в совместной деятельности.

     Цель: рассмотреть и проанализировать умение детей строить взаимоотношения со сверстниками, управлять своим поведением.

 С помощью методики одномоментных срезов ( Т.А.Репина), мы изучили особенности свободного общения детей старшей группы. Исследование проводилось на протяжении трех дней, через каждые 5-7 минут, в одних и тех же условиях. Во время свободной деятельности многократно фиксировали все объединения детей, а также играющих в одиночку.

         Анализ данных, полученных при исследовании методики одномоментных срезов структуры группы в свободном общении, не регламентируемом воспитателем, позволили установить следующее: дети предпочитают совместные игры индивидуальным. При этом подавляющую часть времени большинство детей проводят с незначительным числом сверстников, а с остальными детьми группы их контакты кратковременны.

        Так, дети во время игр объединялись в группы по половым признакам: мальчики играли только с мальчиками ( игры в машины, « гонки», « ниндзя», « полицейские и воры», « бандиты и наши»), девочки с девочками ( « Семья куклы Барби», « феи Винкс» - современные разновидности игры « дочки-матери»). Игровые объединения, состоящие из детей разного пола, быстро распадались. Общее количество детей в игровых объединениях колебалось от 2 до 5-6 человек. Изучить особенности взаимоотношений между детьми, нам позволила социометрическая игра « Секрет» ( Т.А.Репина). Каждого ребенка «по секрету» от остальных просили по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки ( « валентинки») трем детям группы. После этого посчитали число общих и взаимных выборов, количество детей попавших в группы « предпочитаемых», « принятых», « непринятых»,  «изолированных» ( Приложение 1(2)).

                                                                                                                 Таблица 2.

Результаты анализа социометрии « Секрет» на констатирующем этапе (%)

Статус

Входная диагностика

          Предпочитаемые

15

        Принятые

30

        Непринятые

45

        Изолированные

10

         

         Полученные данные входной диагностики свидетельствуют о недостаточно благоприятном психологическом климате в группе. Межличностные отношения носят разобщенный характер, поскольку большое число детей попали в статус « непринятых». Коэффициент взаимных выборов очень низкий, он равен 16%. Исходя из этого, нами были выделены четыре группы детей, характеризующиеся следующим образом:

         1 группа детей- « предпочитаемые». В данную группу входят три человека, которые спорные вопросы решают сами, охотно делятся игрушками, в ситуации неудачи сами предлагают помощь.         2 группа детей – « принятые». В данную группу входят шесть детей. Положительное отношение к сверстникам, помогают по своей инициативе, по просьбе взрослого или товарища, дают советы, доказывают свою точку зрения, критикуют ровесников, спорные вопросы решают сами или с помощью взрослого, другого ребенка.         3 группа детей – « непринятые». В данную группу входят десять детей. Проявляется агрессивность в поведении, отстаивают свое мнение путем объяснений, физических воздействий.         4 группа детей – « изолированные». В данную группу  входят двое детей Явные проявления агрессивности в поведении, конфликтуют со сверстниками из-за распределения ролей в собственных играх, игрушек и т.п., воздействуют на других физически или с помощью речи.

         Определить круг значимого общения ребенка позволила методика « Два домика». Методика проводилась строго индивидуально.

         Каждому ребенку мы дали следующую инструкцию: « Посмотри на эти два домика – красный и черный. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек нет совсем. Подумай и скажи кого из ребят, своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». Для каждого ребенка считали число положительных  (количество баллов со знаком « +» ) и отрицательных выборов ( количество баллов со знаком «-») со стороны других детей группы, затем из большего вычитали меньшее и ставили знак большего числа.

+3 и более баллов –  три ребенка набирают «социометрические звезды» - это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в группах, с ними охотно дружат другие дети.

         От +1 до + 3 баллов ( выборов со знаком «-» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей ( или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

         От -2 до +2 баллов ( сумма складывается из «+» и «-») - активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

         «0» баллов ( выборы со знаком «+» и «-» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.

         -1 и менее баллов- это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

         Наблюдения за взаимоотношениями детей со сверстниками в совместной деятельности показали, что многие дети этой группы рассматривают ровесника, как неравноправного партнера. Они нередко безразличны к затруднениям находящегося рядом с ним сверстника и не пытаются прийти к нему на помощь, заступиться за него и так далее, в то время как ребенок явно в этом нуждается. В процессе наблюдений за детьми было зарегистрировано также немало случаев проявления взаимодействий отрицательного характера. Девять детей без всякого основания исключали своих сверстников из игры, ломали постройки друг другу, ссорились, отстаивали свое мнение путем объяснений, физических воздействий и санкций ( не буду играть, не дам игрушку).         Один ребенок исследуемых в совместной деятельности стремится привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Ярко проявляет интерес к действиям сверстника: делает замечания, комментирует, но его уверенность носит оценочный характер. Он старается обесценить деятельность ровесника, нередко пытается доказать, что на месте сверстника он справился бы с заданием гораздо лучше. Это говорит о неумении этих дошкольников строить свои взаимоотношения со сверстниками, управлять собственным поведением.

         Таким образом, исследуя группу детей, мы выяснили, что межличностные отношения носят разобщенный характер. Дети сотрудничают друг с другом, при условии выполнения какого – либо задания, в игровой деятельности, поэтому их связи носят неустойчивый характер. В группе существуют две небольшие лидерские группировки, разделенные по половым признакам. Дети с низким социометрическим статусом составляют большой процент общего количества детей в группе. Это говорит о неблагоприятном психологическом климате в детском коллективе.

         Все эти факты указывают на то, что необходимо создать условия для благоприятного воздействия детей данной группы, научить их общаться и понимать друг друга.

 

2.2. Опыт использования сюжетно – ролевых игр как средства формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

         На основе анализа итогов констатирующего этапа мы определили цель формирующего этапа: разработать и внедрить комплекс сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование и адаптацию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Исходя из данной цели, выделяются следующие задачи:

  1. Расширить круг общения;
  2. Обогатить содержание общения в соответствии с возрастно – психологическими особенностями ребенка;
  3. Оптимизировать взаимодействия между мальчиками и девочками.

         Нами была использована групповая работа с целью организации ролевого общения. Средством к достижению цели формирующего эксперимента послужили сюжетно – ролевые игры. В своей работе мы использовали игры, направленные на объединение участников, их раскрепощение в группе, преодоление робости, неуверенности в себе; развитие положительных эмоций, творческой личности.

         Содержание сюжетно – ролевых игр предусматривает формирование:

         - общественных качеств (дружба, взаимопомощь, умение общаться друг с другом, открытость, бескорыстие, умение избегать конфликтные ситуации и их разрешать, умение видеть в окружающем хорошее);

         - личностных качеств (жизнерадостность, справедливость, инициативность, отзывчивость, честность, смелость).

         Беседы, проведенные с детьми, показали, что дети любят следующие игры: настольно – печатные, подвижные, компьютерные ( « Денди»,  «Тэтрис», « Марсиане») . Что же касается сюжетно- ролевых игр, детям они нравятся, но о них у ребят нет точных представлений. Ролевые игры весьма однообразны и ограничены в основном семейной тематикой.         Практически отсутствуют игры на « профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-15 лет назад. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом.

          То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать о том, как мы сказали выше, что игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные  из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев.

         С целью формирования позитивных межличностных отношений, нами были разработаны  и проведены игровые проекты.  Для этого мы поставили следующие задачи:

         - обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

         - осваивать разнообразные роли в совместной игре;

         - формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.

         Для решения поставленных задач, мы решили использовать следующие методы и приемы:

  1. беседы
  2. наблюдения
  3. экскурсии
  4. игры- занятия
  5. игры –беседы
  6. чтение художественной литературы.

         Перечень игровых проектов представлен в таблице 4.(Приложение  2)    

          Перед каждой игрой проводилась тщательная подготовка. Сначала знакомили детей со сказками, рассказами, рассматривали иллюстрации, затем с детьми проводилась беседа, где обсуждались мораль произведения, характеры, взаимоотношения героев, их поступки, оценка действий.

         Проводились индивидуальные беседы о правилах поведения: дружбе, взаимовыручке, вежливости и других нравственных качествах.

         С целью усвоения последовательности событий, уточнения сюжетных ролей была организована разнообразная творческая деятельность: рисование, шитье, лепка, ручной труд. Дети работали индивидуально и подгруппами. Каждая группа получала задание, например, вылепить из «соленого» теста угощения для гостей (баранки, сушки, пряники и т.д.). Внутри группы дети сами договаривались, кто, что будет делать. После творческой деятельности приступили к распределению ролей и проведению игры.

         Психологическому настрою на предстоящую игру послужила оформительская деятельность детей: участие в изготовлении атрибутов. Активное участие в подготовке и проведении игр принимали родители.

         Важно то, что в ходе подготовки к совместной игре дети были настроены на совместную деятельность, объединены общими интересами, что способствует сплочению группы, развитию умения сотрудничать друг с другом, формированию дружеских взаимоотношений.

         После систематического проведения сюжетно – ролевых игр мы провели выходную диагностику всех параметров с помощью тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.

         На основе данных, полученных в результате проведения методики одномоментных срезов, можно сделать вывод, что внедрения игровых проектов внесло определенные изменения в социально-психологическую характеристику группы в целом. Увеличилось число устойчивых игровых объединений: до начала формирующего эксперимента их было четыре, после эксперимента семь. Также возрос численный состав относительно устойчивых игровых объединений в среднем до 6-8 детей. Все члены устойчивых и относительно устойчивых игровых объединений этой группы после формирующего этапа выразили удовлетворенность своей принадлежностью к игровому объединению, членами которого они являются, а также желание играть и с другими детьми группы, а не только в своем объединении.

         Результаты повторного проведения социометрической игры « Секрет» (Т.А.Репина) представлены в таблице ( Приложение 1(2)).

       Изменения психологического климата в группе представлено в таблице5, где в процентном соотношении дается сравнительный анализ до проведения формирующего эксперимента и после.

Таблица 5.

 Процентное разделение детей по итогам социометрической игры « Секрет» (данные входной и итоговой диагностики)

 

Статус

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Предпочитаемые

15

15

Принятые

30

60

Непринятые

45

25

Изолированные

10

0

         Анализ данных таблицы 5 показывает, что в группе на 20% уменьшился показатель отвергнутых детей, а детей с благоприятным положением в группе стало на 30% больше. Из них явные лидеры три ребенка. Двоих детей удалось вовлечь в общественную деятельность, выборы стали разнообразнее. Коэффициент взаимных выборов повысился на 3% и равен – 19%. Все это говорит об улучшении психологического климата в группе после проведения формирующего этапа.

Анализ данных итоговой диагностики проведенной при помощи методики «Два домика» показывает, что большинство детей набрали положительные баллы. Это говорит о том, что дети стали больше общаться друг с другом, излагать свои мысли, слушать других, задавать вопросы, между ними сформировались дружеские отношения.

         Наблюдения показали, что после проведения формирующего эксперимента в группе значительно снизились трудности в общении. Дети научились строить свои взаимоотношения со сверстниками, управлять своим поведением, стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты. Кроме того, заметно снизились агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

        Наблюдения за взаимоотношениями детей в совместной деятельности и результаты итоговой диагностики позволяют сделать вывод о том, что сюжетно –ролевые игры  являются эффективным средством формирования межличностных отношений старших дошкольников и оптимизации психологического климата в детском коллективе. Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования.

         Нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному использованию совместных игр в становлении межличностных отношений.

Рекомендации для воспитателей ДОУ.

  1. При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма.
  2. Организовать презентации жизни детской группы ( « Новогодние фантазии», « В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта общения.
  3. Организовать выставки –авторские ( рисунки, поделки) и тематические ( « Моя семья»-фотографии). Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности.
  4. Организовать игровые проекты. Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом.
  5. Создать предметно-развивающую среду для организации сюжетно –ролевых игр, которая в ходе работы постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить роли различных профессий и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Рекомендации для родителей.

  1. Родители – это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя, стремится действовать так, как они. А это уже первый шаг к ролевой игре. Необходимо расширять представления детей через чтение художественной литературы, кинофильмы, экскурсии, беседы.
  2. Принимать активное участие в подготовке и проведении игровых проектов  в детском саду.
  3. Уделять серьезное внимание совместным играм детей: для развития важна спонтанная, самостоятельная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений, важно, чтобы они подчеркивали самостоятельность, компетентность ребенка.

         Таким образом, повышается уровень самоуважения ребенка. Он чувствует свою значимость в семье, осознает умелость, эрудицию.

         Вывод: При исследовании психологического климата в группе детей старшего дошкольного возраста возможно использование комплекса диагностических методик, направленных на изучение взаимоотношений в группе детей детского сада, свободного общения детей, определение круга значимого общения ребенка. Это позволяет с большей точностью определить характер психологического климата в группе. На основании полученных данных констатирующего эксперимента было выявлено, что психологический климат в группе носит недостаточно благоприятный характер, поскольку большая часть детей попали в статус « непринятых», у многих детей недостаточно развито умение управлять своим поведением.

         Результаты констатирующего среза помогли определить направления, содержание комплекса сюжетно – ролевых игр. Контрольный срез показал явное улучшение результатов у детей исследуемой группы. Психологический климат в группе улучшился, меньше стал показатель отверженных детей. Повторная диагностика подтвердила эффективность разработанного нами игровых проектов, направленных на формирование и оптимизацию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

         В наше современное, конфликтное время конструктивное общение является одним из важнейших факторов формирования целостной, самодостаточной личности. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является обеспечение детей эффективным способам межличностного общения.

         Анализ психолого – педагогической литературы по данному вопросу позволил выявить, что в основном внимание этой проблеме уделяется, как правило школьному возрасту, а именно подросткам. Данное обстоятельство явилось решающим в определении направления нашего исследования, поскольку предупреждение возможных нарушений в сфере межличностного взаимодействия, развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте является более эффективным, чем борьба с негативными последствиями в дальнейшем.

         При проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что психологический климат в исследуемой группе носит недостаточно благоприятный характер. Дети часто конфликтуют, многие из них не владеют конструктивными способами общения. У многих детей недостаточно сформировано умение управлять своим поведением ( произвольность), строить взаимоотношения со сверстниками ( уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т.д.).

 Центром дополнительного исследования явилась разработка комплекса сюжетно–ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование и оптимизацию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

          После проведения формирующего эксперимента психологический климат в исследуемой группе заметно улучшился, возросло число детей занимающих благоприятное положение. Анализ данных контрольного среза позволил реально оценить эффективность разработанного нами игровых проектов ( комплекс сюжетно –ролевых игр) , направленных на формирование и оптимизацию межличностных отношений старших дошкольников. Рекомендуется включать в работу   комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, учить детей общаться, понимать и уважать друг друга.

         Нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному использованию сюжетно-ролевых игр в отношении межличностных отношений, определены педагогические условия:

         - создана предметно-развивающая среда;

         - создан благоприятный психологический климат в группе;

         Анализ проведенного исследования также позволил сформулировать следующие выводы:

  1. При исследовании особенностей межличностных отношений в детском дошкольном коллективе возможно использование комплекса диагностических методик, которые позволяют с большей точностью определить характер психологического климата в коллективе.
  2. Центром психологического воздействия в нашем исследовании был процесс формирования межличностных отношений в игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры способствовали овладению различными типами коммуникативных умений для успешного, продуктивного общения со сверстниками.
  3. Результаты формирующего эксперимента показали значимость системного подхода к организации и осуществлению игровой деятельности с целью формирования межличностных отношений старших дошкольников.
  4. Контрольный этап исследования подтвердил эффективность разработанного нами комплекса сюжетно-ролевых игр, направленного на формирование межличностных отношений. Различия показателей социометрического статуса детей до и после формирующего эксперимента оказались систематически значимыми.

          Обобщенный анализ результатов проведенного исследования позволяет нам сделать вывод о том, что несовершенство используемых методов применяемых в детском саду с целью формирования межличностных отношений старших дошкольников способно привести к значительному ухудшению психологического климата и характера взаимоотношений в детском коллективе. Только применение специально подобранных методов, соответствующих возрастным особенностям детей, способствует осуществлению поставленных целей и задач.

         Таким образом, гипотеза исследования получила свое подтверждение. Доказано, что сюжетно-ролевые игры являются наиболее эффективным средством формирования и оптимизации межличностных отношений старших дошкольников.

Библиографический список

  1. Антонова Т.В., Рояк А.А., Година Г.Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.// Дошкольное воспитание. – 1991, № 4-С.42-46.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1991.- 105с.
  3. А.Арушанова, Н.Дурова, Е.Рычагова Пятый год жизни: истоки диалога // Дошкольное воспитание, 2004, №11-С.86-93.
  4. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./ А.Н.Джуринский. – М.: Просвещение, 2007.-112.
  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. –М.: Просвещение, 1992-143с.
  6. А.Жичкина. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание, 2002, № 4 –С.2-6.
  7. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии. -2001, № 3(27).-С15-20.
  8. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  9. Игра дошкольника/ А.А.Абромян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.: под ред. С.Л.Новоселовой.-М.: Просвещение, 1989, -286с.: ил.
  10. Играет дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.Н.Бабаевой, З.А.Михайловой.-СПб; : « Детство-пресс», 2007, -199с.
  11. Как организовать коллектив дошкольников /сост. М.Хонзе, Т.Сусидо.-М.: Просвещение, 1991.-152с.
  12. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: « Народный совет», 1984-250с.
  13. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: сб.статей и речей.-М.: Просвещение, 1973,-288с.
  14. Е.Кудрявцева, Н. Ледовских  О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников.//Дошкольное воспитание, 2005, №7 С 56-62.
  15. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Психологическая наука и образование.-1996, № 3.-С 19-31.
  16. Лисина М.И. Проблемы и задачи изучения общения дошкольников со сверстниками.- Хрестоматия по детской психологии/сост. Г.В.Бурменская.-М.: Международная педагогическая академия, 1996.-264с.
  17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. -4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр Владос,  2001.-кн. 1. Общие основы психологии.-688с.
  18. Т.Павленко, А.Рузская. Почему они конфликтуют?//Дошкольное воспитание, 2003, №1.С 72-77.
  19. Е.Смирнова, В.Холмогорова. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. //Дошкольное воспитание, 2003, № 4-С.73-75.
  20. Смирнова Е.О. Психология ребенка.- М.: Академия, 2002.-С.243-245.
  21. Е.Смирнова. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.//Дошкольное воспитание,  2002, № 4-С.70-73.
  22. Смирнова Е., Гударева О.. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития //Дошкольное воспитание, 2003, №10-С.63-71.
  23. Смирнова Е., Гударева О.. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития //Дошкольное воспитание, 2004, № 3 –С.69-74..
  24. М.Тендрякова. Время в зеркале детской игры.//Дошкольное воспитание, 2002, № 1-С.80-81.
  25. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников /под ред. А.Г. Рузской.- Кишинев: ШТИНЦА, 1989.-99с.
  26. Тюнникова Ю., Мазниченко М. Когда мои друзья со мной…//дошкольное воспитание, 2004, № 10,с 24-29.
  27. Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.: Владос, 1995.-С.165-175.
  28. Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец.-М.: Просвещение, 1984.-80с.,ил.
  29. Эльконин Д.Б.Психология игры,-2-е издание.-М.:Владос, 1999.-360с.
  30. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры //дошкольное воспитание, 2008, № 8с 17-23.

Приложение  1

Диагностические методики

  1. Методика одномоментных срезов структуры групп детского сада

( Т.А. Репина)

 Проведение исследования: Исследование проводится на протяжении трех дней через каждые 5-7 минут, в одних и тех же условиях. Во время свободной деятельности многократно фиксируются все объединения детей, а также играющих в одиночку.

         Обработка данных. Количественный анализ осуществляют

Приложение 2

Таблица 4

Тематическое планирование игровых проектов

Месяц

Содержание

Задачи

Продукт детской деятельности

Виды игровой деятельности

Ноябрь

Выпуск журнала про любимого героя.

1. Формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими.

Детский журнал о персонаже мультфильма  «Шрек».

Обыгрывание действий героев из любимых мультфильмов

Ноябрь – декабрь

Фотомастерская.

Ателье  «Фантазия».

Салон Красоты.

2. Поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса.

3.Способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий.

4.Создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в игровой деятельности.

-Выставка автопортретов «мы друзья» (ширмы с фотографиями детей)

-Изделия, сшитые из остатков ткани и оформление особым образом. Альбом с образцами моделей одежды, придуманных детьми.

- Предметы-накопители: коробочки, сундучки, ларцы ит.д.

Игра  «Праздник в детском саду»

Игра  «Парикмахерская»

Декабрь-январь

Сказки Пушкина.

Совместное оформление с детьми уголка бурятского национального быта и уголка «русская изба» в группе.

5. Помочь детям в познании самого себя, вызвать взаимный интерес друг к другу.

6. Обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений.

7.Создать условия для проявления активности неконтактных, замкнутых детей.

Рисунки –иллюстрации к сказкам Пушкина.

Сценарии театрализованной викторины.

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм ( угощения для гостей, сделанные из соленого теста, « папье –маше»

Игра « Моя семья»

Январь-февраль

Наше любимое увлечение

8. Вовлечь изолированных детей в игровую деятельность, повысить социальный статус.

9. Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действие и мнение с партнерами.

10.Способствовать сплочению коллектива, коррекция замкнутости, тревожности, агрессии, конфликтности.

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм ( угощения для гостей, сделанные из соленого теста, « папье –маше»

Игра «Магазин»

Игра»Мы играем во врача»

Март

Наше любимое увлечение

11.Способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

12. Способствовать к сплочению коллектива, установлению дружеских отношений между девочками и мальчиками, воспитанию бережного отношения друг к другу, дружбы, любви.

Сооружения из разных видов конструкторов;

альбомы с иллюстрациями машин;

атрибуты к играм, сделанные самими детьми вместе с родителями.

Игры по ПДД

Игра  «Строитель

ство»

Апрель

Наше любимое увлечение

13.Способствовать повышению личностного статуса каждого из участников, научить развивать сюжетно- ролевые игры.

14.Оптимация межличностных отношений: формирование интереса к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

Атрибуты к сюжетно –ролевым играм;

-альбомы;

-рисунки.

Игра « Космо

навты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Итоговая аттестационная работа "Социализации детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр "

Итоговая аттестационная работа "Социализации детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно-ролевых  игр "...

Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....

"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "

Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общени...