Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Иванова Галина Павловна

Конспект занятий "Сплоченность"по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_splochennostdokument_microsoft_word.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

СПЛОЧЕННОСТЬ

Занятие 1 "Групповое взаимодействие"

Цель:развитие навыков группового взаимодействия, сплочение группы; помощь в осуществлении эмоционально значимого выбора при вступлении в контакт; развитие умений у детей на координацию совместных действий; осознание важности взаимоотношений с коллективом, коррекция тревожности, замкнутости и агрессивности.

ПРИВЕТСТВИЕ

Упр. «Цветочек»

Цель: приветствие, установка на положительный настрой.

Воспитатель просит детей поприветствовать друг друга с помощью воображаемого цветка, наделяя его различными запахами. Например: «Мой цветочек пахнет шоколадом! Здравствуй (имя ребенка). Я дарю тебе цветочек с запахом шоколада». Воображаемый цветок передается дальше по кругу.

РАЗМИНКА

Упражнение "Строй"

Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение "Ручеёк"

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

Игра «Слепой и поводырь».

Цель: развитие чувств доверия к другому и ответственности за него.

Ведущий просит детей поделиться на пары и встать одну за другой, принимая на себя роль слепого и поводыря. Поводырь, идущий сзади, обхватывает слепого за талию, слепой стоит с закрытыми глазами. Затем поводырь быстро, но с предельной осторожностью водит слепого по комнате. Потом они меняются местами. В конце происходит обсуждение чувств, испытываемых детьми во время проведения упражнения. Это упражнение направлено на развитие чувства доверительности к другому и ответственности за него. Способствует формированию волевой регуляции поведения.

Подвижная игра "Чиполлино".

Цель: развитие умения на координацию совместных действий.

Ход проведения. Вокруг пенька чертится круг - огород, в центре - Чипполино. На нем пояс, в который просунуты ленточки — перышки лука. Все играющие стоят за пределами круга. Чипполино садится на пенек сторожить свой лук и при этом поет:

- На пеньке сижу, мелки колышки тешу.

- Огород горожу, лук зеленый я сажу.

По команде одного из ребят все стараются быстро вбежать в огород и сорвать лук с пояса Чипполино. До кого Чипполино дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех сорвет перышек лука. Условия игры - ленточки можно срывать только по одной.

РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение «Снятие стресса»

Ведущий предлагает занять участникам группы удобные комфортные для каждой позы. Затем проговаривает: «Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение.

Занятие 2 "Сплочение группы"

Цель:воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание внимания и заботы друг к другу; сплочение группы; воспитание способностей к согласованному взаимодействию; воспитание у детей умений подчинять несложной команде; обучение детей владению собственным телом, эмоциональное выражение в движениях.

ПРИВЕТСТВИЕ

Упражнение "Волшебники"

Цель: воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.

РАЗМИНКА

Упражнение "Робот"

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение "Руки  - ноги"

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог  пытается сбить детей, тренируя их собранность.

Упражнение"Танец розы"

Цель: обучение детей владению собственным телом, свободному владению движениями рук и ног.

Ход проведения: детям предлагается под красивую мелодию исполнить танец розы, при этом ребенок должен самостоятельно придумать движения. Далее музыка прекращается, имитируя порыв северного ветра, который "заморозил" розу - ребенку необходимо застыть в любой придуманной им позе. Детям можно также предложить несколько вариантов игры:

- пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору;

- от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку);

- ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение «Золотой ключик»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Звучит медленная музыка. Ведущий просит детей закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит их представить, что в сердце каждого ребенка есть дверка, через которую можно получать или посылать любовь. А ключик от этой дверки — в руках самих детей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускаются любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому-нибудь свою любовь. Далее ведущий предлагает детям увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому они отправляют свою любовь, и, если захочется, улыбнуться при этом. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом.

Занятие 3 "Работа в команде"

Цель:развитие самоуважения, развитие способностей видеть хорошие качества окружающих; развитие доверительного контакта между детьми; развитие умения самовыражения, индивидуальности; развитие умения договариваться, работать в команде.

ПРИВЕТСТВИЕ

Упражнение «Чьи качества?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей;развивать умение видеть хорошие качества окружающих.

Перед проведением этого упражнения ведущий должен вырезать из плотной бумаги сердце, на котором крупными буквами написаны добрые качества людей.Ребенок-водящий загадывает какого-либо участника группы, но никому не говорит об этом. Затем он указывает на некоторые из написанных на «сердце» качеств, показывая тем самым, что у загаданного человека эти качества есть. Остальные дети угадывают, кого загадал водящий.

РАЗМИНКА

Упражнение «Хромой ведет слепого»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу - газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Танец».

Цель:формирование умения самовыражения индивидуальности. Ведущий предлагает ребенку станцевать, и в танце воплотить какой-нибудь образ. Если у детей возникают затруднения при придумывании образа, можно предложить ему следующие – «бабочка», «зайчик», «лошадка», «цветок», «птичка». Важна танцевальная, а не мимическая направленность упражнения.

Упражнение "Небоскреб"

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Динамическая пауза - "Великаны и гномы".

Цель: динамическая релаксация.

Воспитатель показывает детям движения: положить руки на пояс, соединить пяточки и встать на них, при этом отведя носочки в сторону. Затем плавно приподняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После небольшой паузы следует опуститься на ступню, не перенося тяжесть на пятки.

РЕФЛЕКСИЯ

Упр. «Источник».

Необходимое оборудование:аудиозапись звуков воды (релаксирующих).Ведущий предлагает занять детям расслабленное положение тела, включает запись, и просит детей наслаждаться звуками воды и одновременно как бы погружаться в атмосферу леса, пения птиц, аромата цветов, звуков водопада. Ведущий предлагает детям почувствовать снятие напряжения посредством избавления от психологического стресса.

Занятие 4 "Сплочение детского коллектива"

Цель: обучение детей различению эмоциональных состояний развитие эмоциональной отзывчивости, умения понимать других людей, устанавливать положительные взаимоотношения с окружающими.

ПРИВЕТСТВИЕ

Игровая ситуация «Определи по голосу настроение робота». Цель: формировать у детей способность внимательно вслушиваться в интонацию речи и соответственно реагировать на нее. За ширмой раздается голос робота, он произносит набор слогов (ба-ба-ба, турли-мурли-бу, тутери-тумети-тувери и др.) с разными интонациями: угрожающей, ласковой, печальной, веселой и др. Дети слушают и называют настроение робота и выбирают из предложенных картинок изображение соответствующей эмоции.

РАЗМИНКА

Игровая ситуация «Разговор». Цель: обучение детей пониманию других людей, установление положительных взаимоотношений с окружающими. Дети разбиваются на пары: один — инопланетянин, он не знает языка и должен с помощью мимики и жестов попросить о помощи, второй должен понять, что случилось и о чем его просят. Например, «инопланетянин» жестами сообщает: «У меня очень болит голова, принеси мне, пожалуйста, лекарство», «У меня не работает мобильный телефон, помоги мне», «Я должен передать посылку землянам, помоги мне». Остальные дети, наблюдая за парой, решают, понятно ли инопланетянин объяснил свою просьбу и правильно ли его поняли.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игровая ситуация "Постройтесь". Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.

Игровая ситуация "Небоскреб". Цель: способствовать сплоченности детей, формировать умения ладить друг с другом, проявлять навыки сотрудничества.

Для проведения игры понадобится складной метр и 2-3 деревянных кубика на каждого ребенка. Для усложнения задачи подбираются кубики разного размера и несколько цилиндров.

Воспитатель: возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив кубик в центр на пол.потом подходит следующий и кладет кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как поступите дальше. Я буду просчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет.даже если свалится только один кубик, вам придется начать работу сначала. Время от времени я буду измерять, на какую высоту поднялась башня.

Воспитатель комментирует действие и стратегию детей, поддерживает все, что направлено на сотрудничество их друг с другом.

Игровая ситуация «Ты мне нравишься» Цепь: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми, сплочение детского коллектива

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: "(Имя ребенка) Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)".

Ребенок, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы паутина была более-менее натянута. После этого он должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его другому ребенку, он также произносит добрые слова: «Ты мне нравишься, потому что нашел и мой фантик, который я вчера потерял». И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны "паутиной". Кто получит клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Восп-ль:

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям? (ответы детей)

- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? (ответы детей)

- Дружные ли дети в нашей группе? (ответы детей)

- Почему каждый ребенок достоин любви? (ответы детей)

- Что-нибудь удивило тебя в этой игре? (ответы детей)

РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение «Снятие стресса»

Воспитатель предлагает занять участникам группы удобные комфортные для каждой позы. Затем проговаривает: «Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение.

Занятие 5 "Найди себе пару"

Цель: развитие умения устанавливать положительные взаимоотношения с окружающими.

ПРИВЕТСТВИЕ

Игровая ситуация "Рука к носу, спина к спине".  Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие сплоченности коллектива.

Каждый находит себе пару. Воспитатель называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

Вариант: Дети объединяются в пары только после команды ведущего. Например, после команды «Плечо к плечу», дети должны найти себе пару и соприкоснуться частями тела.

РАЗМИНКА.

Игровая ситуация "Поводырь и слепой". Цель: формирование способов общения с людьми, имеющими какие-либо особенности; формирование положительного настроя к ним.

1. Играющие разбиваются на пары. Ребенок с открытыми глазами (собака-поводырь) стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами (слепой). Поводырь медленно начинает передвигаться по помещению, Слепой следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются местами.

2. Поводырь и Слепой активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения. Пары меняются местами.

3. Бабушка и внук, дедушка и внучка, держась за руки, должны вместе преодолеть препятствия: пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек. Внуки заботливо подсказывают слепым старикам, как им лучше двигаться.пары меняются ролями.

Детям приходится учитывать темп, характер движений другого ребенка и согласовывать свои движения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Игровая ситуация "Чиполлино". Цель: развитие умения на координацию совместных действий.

Ход проведения. Вокруг пенька чертится круг - огород, в центре - Чипполино. На нем пояс, в который просунуты ленточки — перышки лука. Все играющие стоят за пределами круга. Чипполино садится на пенек сторожить свой лук и при этом поет:

- На пеньке сижу, мелки колышки тешу.

- Огород горожу, лук зеленый я сажу.

По команде одного из ребят все стараются быстро вбежать в огород и сорвать лук с пояса Чипполино. До кого Чипполино дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех сорвет перышек лука. Условия игры - ленточки можно срывать только по одной.

Игра «Найди братца» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости. Дети становятся в круг. Воспитатель сообщает, что сейчас они отправятся в страну гномов. Каждый превратится в маленького гнома и отправится на поиски своего брата-близнеца. У братьев-близнецов одинаковое настроение. Воспитатель обходит детей и вешает на шею детям эмблемы - изображения гномов в разных эмоциональных состояниях (веселые, грустные, сердитые, удивленные). Дети разбегаются и начинают поиск своего братца-близнеца. Задача ребенка - рассмотреть своего гнома, определить его настроение и быстро отыскать ему брата. Кто первым найдет свою пару и правильно назовет эмоцию, тот побеждает и получает поощрительный фант. Вариант усложнения игры. Найти брата не просто по одинаковой эмоции в мимике, но и по полному совпадению всех остальных признаков внешности: цвет глаз, направление взгляда, форма ушей, веснушки, узор колпачка и шарфика. В данном варианте игры на эмблемах могут повторяться одинаковые эмоции при несовпадении остальных признаков. Детям надо быть особенно внимательными при выборе своей пары. И в том и в другом вариантах игры каждая пара «братьев- гномов» должна затем придумать себе шутливые имена и рас- сказать всем детям, что с ними случилось, почему они сердитые, грустные, удивленные, что их рассмешило и др. Воспитатель задает им наводящие вопросы для развития интересного сюжета рассказа. Для лучшего различения эмоций хорошо использовать не только изображения эмоций людей, но и рисунки или фото- графии животных в разных эмоциональных состояниях: спокойное, умиротворенное, агрессивное, испуганное.

РЕФЛЕКСИЯ.

Медитация «Маяк».

Цель: осознание внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе.

Дети представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Он прочно, твердо и уверенно стоит на скале и ни буря, ни шторм не могут повредить ему. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает пучок света, служащий ориентиром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутренний источник света. Обсуждение упражнения.

Занятие 6 "Эмпатия и сотрудничество"

Цели: развитие умений сотрудничества, эмпатии и сопереживания; развитие умений выражать свои чувства и передавать через другого; развитие внимательности по отношению друг к другу.

ПРИВЕТСТВИЕ.

Упр. «Сказочный цветок»

Воспитатель держит в руках «цветок сказок» и предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая цветок. При этом, обращаясь к ребенку, необходимо ласково -уменьшительно назвать его: «Здравствуй, Оленька!» и сказать, что нравится в соседке: «Мне так нравится твоя улыбка!» и т.д.

РАЗМИНКА

Упр. «Комплименты»

Цель: развитие умений делать и принимать комплименты.

Все дети садятся в круг и берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время ритуала приветствия воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение «Котенок»(дети сидят кругом)

Цель: развитие умений сотрудничества, эмпатии и сопереживания.

Инструкция: «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого уже дома есть кошки? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартиру. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться, приласкает его и уговорит заснуть на коврике».Когда «котята» заснут, игра заканчивается. Можно провести обсуждение, поговорить о чувствах детей в этой игре.

Игровая ситуация. Цель: развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

 Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игра «Конкурс хвастунов»Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.

Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не с собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа!

Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также  «масштаб» этих достоинств – это могут быть новые тапочки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед  остальными. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя призом (картинка, бумажная медаль и значок и пр.). Такая организация игры вызывает  даже у самого замкнутого и враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

РЕФЛЕКСИЯ.

Упр. "Винт".

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Педагог предлагает детям представить, что они превратились в винт, для чего необходимо принять следующую позу: поставить пятки и носки вместе, и по команде начинать поворачиваться корпусом в разные стороны, с одновременным движением руками. Можно выполнять данное упражнение под музыкальное сопровождение.

Занятие 7. "Совместность во взаимодействии"

Цель: развитие у детей умения совместно придумывать сюжет по ходу игры, учить способу совместного сочинения, развитие умения ориентироваться на сверстника как на партнера по игре, стремления придумывать игровые правила и следовать им.Реализация цели связана с введением второй части игрового материала, которая состоит из пяти фигурок неопределенных персонажей и игрового поля (река без моста, болото, дерево, преграждающее путь, мост, лабиринт; отмечены места для героев).

ПРИВЕТСТВИЕ

Игровая ситуация «Говорящие куколки». Цель: применение правил сотрудничества в проблемных ситуациях. Куклы демонстрируют разные ситуации и дают образцы речевых конструкций

Речевые образцы:  Что нам надо сделать? Мы сделаем это вместе. По одному ничего не получится. Будем делать вместе и не ссориться. Давай вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания. Давай распределим работу между собой. Кто начнет, кто продолжит? Покажи, как ты делаешь? Давай сравним, как у нас вместе получилось.

Решая проблемные ситуации, дети постепенно научаться применять правила сотрудничества:

Слушай партнера и понимай.

Не молчи, а обсуждай.

Сделай сам и помоги, кому трудно.

Спрашивай, не робей, и помощь придет быстрей.

Знаешь больше, не гордись, чем умеешь –поделись.

РАЗМИНКА.

Игровая ситуация«Придумайте правила, как можно и как нельзя сочинять» - совместное сюжетосложение на основе придуманных правил - групповое взаимодействие. Детям предлагается придумать 5 правил, которые устанавливают, как надо играть, и 3 правила, которые определяют, как играть нельзя.

Правила:

- придумывать вместе;

- говорить по очереди;

- слушать друг друга;

- продолжать то, что начал другой;

- принимать всех в игру;

- нельзя кривляться и баловаться;

- нельзя кричать друг на друга и ссориться;

- нельзя перебивать друг друга;

- зарисовывание совместно придуманного сюжета в процессе игры- рисования.

Составляя рассказ-сюжет, дети совместно зарисовывают персонажей и события; содержательное определение образов неопределенных персонажей на основе внесения карточек с изображением героев («Как вы считаете, кто это? Какой он? Злой, добрый, опасный? Как мы его назовем? Он будет нашим помощником или противником? Где он будет находиться на игровом поле?»).

Например:

- птица зла Момах, злой и опасный птах, он будет врагом, будет колдовать и помогать своим злым друзьям уничтожать все хорошее;

- добрый Старичок-боровичок - помощник, будет помогать и указывать всем дорогу;

- волшебник - добрый, хозяин волшебных предметов, у него надо помощи просить;

- Чудовище-Гром - злая и страшная ящерица, будет всем хорошим героям мешать;

- добрый кит - он будет всем помогать, перевозить героев на другой берег. Он волшебный и может превращаться в вертолет.

Наличие элементов волшебства позволяет развивать сюжет в разных направлениях. Воспитатель, не участвуя в игре прямо, помогает (реализует позицию помощника) детям развивать сюжет: предлагает расставить героев на карте-макете и отправиться в далекое путешествие, распределить персонажей. Для осознания детьми успехов в игре используется фотографирование с последующей беседой по фотографии («Как играли? Что придумали? Какие герои появились в этой игре? Что было трудно? Что понравилось? Кому удалось соблюдать все правила?»). Воспитатель подводит детей к выводу о том, что выполнять правила очень важно.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Игровая ситуация "Серия встреч".

Цель: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. 

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.  Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

Примеры ситуаций: 

- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече... 

- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним... 
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. 

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Игровая ситуация "Знакомство".

                     Цели: формировать взаимопонимание;содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.

Игровая ситуация "Сюжетные картинки"

.Цель: обучение оказанию содействия и помощи людям, проявление чуткости к другим.

С детьми был организован просмотр сюжетных картин.

1 картинка – Девочки прыгают в скакалки, улыбаются, им весело, но у одной из них ничего не получается, потому что ее скакалка запуталась. Как вы думаете, заметят ли это подружки и начнут помогать ей? На второй картинке другой сюжет.

Воспитатель: Да, заметили! А теперь взгляните, что делает одна из девочек? (учит другую прыгать), а третья девочка? (предлагает ей сою скакалку, потому что думает, что у ее подруги – она сломана).

Воспитатель поддерживает высказывания детей относительно поощрительных высказываний о необходимости оказания взаимопомощи окружающим. На следующей картинке иная ситуация.

Воспитатель: Оказывается, не все девочки поступили таким образом. Посмотрите, вот две девочки стоят в стороне и смеются над ситуацией! Ребята, как вы считаете, они поступают правильно? Вам нравится такое поведение? А сами бы вы как поступили? Почему?

Воспитатель выслушивает мнения всех детей, и подчеркивает, что необходимо в любых ситуациях оказывать содействие людям, проявлять внимание и сочувствие к чужой беде. Далее воспитатель предлагает детям придумать и описать ситуации, в которых необходимо занятия.оказывать помощь.

РЕФЛЕКСИЯ. Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр

       Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....

Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...