Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

                                                           Подготовила: воспитатель

                                                                                                    II младшей группы

                                                                                                  Кюбарсепп И. Н.

г. Санкт-Петербург

2018 г.

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

II младшая группа, Кюбарсепп И. Н.

Проблема межличностных отношений детей актуальна во все времена. Наблюдая за общением детей между собой, их повседневной игровой деятельностью, видно, что между детьми бывает напряженность и конфликтность. 

В мире нет одинаковых людей, и ребенок этому не исключение. Дети, которые не имеют навыков умения общаться с ровесниками, часто становятся причиной конфликтов и ссор. Безусловно, есть дети, которые идут легко на контакт, умеют договариваться, вежливы и общительны. Они могут проявлять не только сочувствие и сопереживание, но и терпимость в общении с ровесниками. Но, есть и дети, с которыми не всегда получается ладить не только детям, но и взрослым. Конфликты в отношениях между детьми, могут стать угрозой для их личностного развития.

Отсутствие общества ровесников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и в дальнейшем у ребенка могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты. Общение с ровесниками помогает формированию общественных качеств личности ребенка, проявлению и развитию начала коллективных взаимоотношений детей, его отношению к окружающему миру. В среде ровесников ребенок показывает свои способности и умения.

Педагоги вместе с родителями должны помочь детям научиться общаться между собой, потому что межличностные отношения детей проявляются именно в общении, в деятельности и в игре.

 Игра-это одно из средств формирования межличностных отношений детей. Она занимает ведущую роль в развитии коммуникативной способности, обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Игра для детей не только развлечение, но и быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с друг с другом.

С начала учебного года, я в своей группе привлекаю детей к игровым действиям, чтобы они в игре учились общаться и взаимодействовать между собой. Для этого использую комплекс приемов и методов (словесные, наглядные и практические) в дидактических, подвижных, творческих и театральных играх, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.  Опыт полученный во время игр ребята используют и в самостоятельной деятельности.

Некоторые игры, которые я использую в группе с детьми приведены ниже. Их можно проводить во время досуга, на занятиях и рекомендовать родителям.

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет:

  1. Ау! 

Цель: развитие интереса к ровесникам, слухового восприятия.

Описание игры: один из детей поворачивается спиной ко всем остальным, он как будто потерялся в лесу.  Дети, по очереди, кричат ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его позвал.

Комментарий: игра стимулирует интерес детей друг к другу. Эту игру можно использовать как в процессе знакомства детей друг с другом, так и в дальнейшем общении.

В начале использования этой игры дети не могли узнать кто их позвал, либо стеснялись назвать его имя. Через некоторое время дети освоились и теперь смело называют имена играющих.

  1. Раздувайся, пузырь.

Цель: развитие внимания, чувства сплоченности.

Описание игры: все играющие встают в круг тесно - это «сдутый пузырь». Затем «пузырь надувается» -  все дуют в поставленные один на другой кулачки, как в дудочку, и делают шаг назад.  Сделав несколько выдохов, играющие берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

Получился большой круг.  Воспитатель (или кто-нибудь из детей,) говорит: «Хлоп!» - «пузырь лопается», все сбегаются к центру - «пузырь сдулся» или все разбегаются.

Комментарий: игра способствует знакомству и сближению детей друг с другом и воспитателем, который принимает участие в игре. В моей группе дети с удовольствием играют в эту игру.

  1. Ласковое имя.

Цель: развитие внимания к ровесникам и умения вступать с ними в контакт.

Описание игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (мячик, цветок). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Андрюшечка, Тонечка, Дашенька и т.д.). Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Комментарий: в начале использования игры ребята затруднялись называть друг друга ласково по имени, теперь играют с удовольствием.

  1. Встань на кого посмотрю.

Цель: воспитание общения через взгляд.

Описание игры: дети сидят на стульчиках, и воспитатель обращает внимание взглядом на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает этого, затем присаживается.  Воспитатель переносит взгляд на другого ребенка, и он встает.

Комментарий: в начале использования игры у детей было рассеянное внимание, они всегда понимали обращенного взгляда к ним. Сейчас дети стали более внимательными.

  1. Кто к нам в гости пришел?

Цель: обучение детей брать на себя роль действовать согласно этой роли, переключать свое внимание с себя на окружающих.

Описание игры: ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто в гости к ним пришел. Из числа детей воспитатель выбирает игроков, и каждому дает задание - изобразить одно из животных. Делать это можно посредством мимики, жестов, или звукоподражаний. Например, кошка мяукает, собака лает и махает хвостом, медведь косолапит. Игроки, изображающие животных, выходят по очереди. Зрители должны догадаться, кто пришел к ним в гости.

 Комментарий: игра позволяет развивать организованность детей, способствует их сближению и обогащает игровой опыт детей. В начале использования игры у детей были сложности с подражанием животным и их узнаванием. Сейчас все ребята с удовольствием принимают участие в этой игре как игрок и как зритель.

В процессе каждой игры у детей развиваются память и внимание, игровая ситуация оказывает влияние на умственное развитие ребенка. он учится общаться. В игре дети учатся помогать друг другу.

Когда дети пришли в мою группу, им было 3 года, многие играли поодиночке, прислушивались только к воспитателю. Сейчас в 4 года, ребята играют подгруппами, у них появился общий интерес, мальчики любят строить гаражи для машин, девочки играют в «Семью». В игру «Парикмахерская» играют девочки и мальчики вместе.

В играх проходит вся жизнь детей. Именно игра и является тем инструментом, который позволяет приобрести опыт взаимодействия детей как с другими детьми, так и со взрослыми.  

Список используемой литературы

  1. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой / Д. В. Менджерицкая. - М., 2012. - 145 с.

  1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. - 456 с.

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - м.: «Издательство гном и д», 2002. 

  1. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 2008. - 148 с. 

  1. Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - № 10. 

  1. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...

Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

статья "Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста"

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности....

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Дидактические игры, как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста

   Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей.Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространств...

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...