Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
материал

Гуськова Ирина Александровна

Выступление на совете педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunik_sposobnosti_sredstvami_sezh_rolevoy_igry.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 16 «Ёлочка»

г.о. Ступино Московской области

Выступление на совете педагогов

"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "

Воспитатель

МАДОУ д/с №16 «Ёлочка»

Гуськова И.А.

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ "

Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общения люди способны понять самих себя, стать социально значимыми, развить в себе личность и понять свое место в мире. 

Желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми - все это и формирует у ребенка коммуникативные способности к общению.

Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Оказываясь в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и так далее, ребенок с развитыми коммуникативными способностями сможет понять, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок найдет позитивные способы ее преобразования. Ведь для большинства детей дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт.

Коммуникативные способности – это способность к общению, которую необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности должны формироваться в ведущей деятельности ребенка, опираться на положительный опыт общения и нравственные критерии в воспитании детей. В игре происходит формирование социального опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация, приобщение к коммуникативной культуре — культуре общения. Формирование в игре коммуникативных способностей в дошкольном детстве является условием успешной социализации и воспитания детей в сенситивный период развития. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли.

Ребёнок в игровой деятельности сталкивается с необходимостью:

устанавливать контакты в игре;

соблюдать нормы поведения;

приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации;

владеть навыками игровой деятельности

Как научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать?

Наша задача обучить ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель - активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре. Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры, направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно, в игре недопустимо со стороны взрослого принуждение, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей. Ребёнок сам выбирает свою игру.

Дети играли и играют во всех культурах и во все времена;

− игра, также как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;

− игра – это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие, игра дает чувство удовлетворения и успеха;

− игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;

− игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;

− игра – это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение

Игра имеет ряд особенностей:

1. Она является социальной по происхождению, сущности и способам ее осуществления; в ней отражаются разные сферы человеческой деятельности. Источники игры – взаимоотношения между людьми, профессиональная и бытовая трудовая деятельность, семейные и государственные праздники.

2. В игре находят выражение и удовлетворяются основные потребности ребенка дошкольного возраста (стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых).

3. В игре зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности, которые являются универсальными и переносятся в труд, учение и т.д.

4. Игра является отражательной деятельностью, так как игровое и ролевое действие, содержание, замысел выстраиваются на основе ранее полученной информации, которая эмоционально затрагивает детей.

5. Игра способствует развитию психических процессов ребенка и прежде всего воображения (проявляется в потребности проявления творчества, в неподдельных эмоциях и чувствах, эмпатии).

Учеными так же установлено, значимость сюжетной игры для развития ребенка, а именно, игра развивает мотивационно-потребностную сферу, мышление, воображение, произвольность, эмоциональную сферу, социализирует ребенка,что очень важно при обучении в школе. А так же способствует половой идентификации и дифференциации ребенка.

Таким образом, игра является важной формой самовыражения ребенка. Большой вклад вносит игра в развитие речевых функций, которые реализуются в процессе коммуникации и общения, возникающих в ходе коллективной игры. Она дает ребенку возможность эмоционально - насыщенно войти в жизнь взрослых на основе воспроизведения социальных отношений, создает условия для самоутверждения и самооценки, переживания «ситуации успеха», получения признания сверстников.

Игра способствует преодолению детского эгоцентризма, способствует развитию умения поставить себя на место других, принять игровую позицию партнера по игре, учитывать его позицию в своих действиях, регулировать отношения между персонажами. В ней происходит развитие эмпатии (сопереживания, сочувствия), которая имеет особое значение в усвоении социокультурных ценностей.

В игре появляется возможность перейти от действий и получаемых знаний к реализации знаковой функции, что возможно благодаря использованию предметов-заместителей, формируется абстрактно-логическое мышление, умение использовать модели, схемы, образы в процессе решения игровых задач.

Однако, современные родители и педагоги не достаточно осознают значимость сюжетной игры в развитии дошкольника. Психическая жизнь ребенка, его отношение к окружающему миру в дошкольном возрасте перестраиваются. Зарождаются и развиваются все важнейшие новообразования в ведущей деятельности дошкольников – сюжетной игре. В такой игре усиленно формируются психические качества и особенности личности дошкольников.

Особая роль игры заключается в формировании внутри нее других видов деятельности: конструктивной, трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной и других.

От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Список литературы

1. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. – 96 с.

2. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 163-165.

3.Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 2013. – 190 с.

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

5. Горина Е. А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Горина // Психолого-педагогический журнал. – 2017.- № 4. – С.79-84.

6.Недоспасова В. А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст [Текст] / В. А. Недоспасова. - 3-е изд. - Москва: Росмэн, 2013. – 90 c.

7. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье [Текст]: монография / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. – Москва:Педагогика, 2015. – 152 с.

8.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 705 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, необходимо вовремя распознавать таких детей и оказывать им помощь....

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр

       Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил  и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»

Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....