Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру.
статья (старшая группа)

Миронова Елена Васильевна

В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Миронова Е.В.

МДОАУ «Детский сад № 118 г. Орска»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ.

     В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности [4].

   Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.

  Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру.

А.А. Максимова указывает на ряд положительных сторон сюжетно - ролевой игры. Одна из них заключается в том, что сюжетно-ролевую игру можно организовать как комплекс приёмов, которые целенаправленно формировали бы коммуникативные умения детей, освобождая их отрицательного воздействия окружающего мира. Другим преимуществом является то, что сделав в ней ошибку, её всегда можно исправить, а приобретенный положительный итог повторить [2].

По мнению С.Л. Новосёловой, Н.А. Виноградовой и других, одним из важных педагогических условий формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста является построение предметно-игровой среды.

Предметно-игровая среда – это объединение материальных объектов деятельности ребенка, функционально имитирующая содержание духовного и физического развития [3].

Окружающая ребёнка среда обладает приоритетным значением для его развития. Предметно-игровая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Приведём пример требований и условий организации предметно-игровой среды, предложенных Н.Н. Гладышевой и Л.В. Черновой [1]:

 центр игры должен располагаться вблизи центра конструирования, чтобы дети могли иметь возможность использовать постройки в игре;

 в «Центре сюжетно-ролевой игры» могут использоваться разные виды игрушек (реалистические, прототипические, предметы-заместители);

 игровые материалы должны располагаться на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесах и т. п.;

 привлечение детей к оформлению игрового пространства;

 наличие запаса дополнительного материала (коробок разного размера и формы, бечевок и т. п.) для изготовления недостающих по сюжету атрибутов;

 полные сюжетообразующие наборы-макеты;

 своевременное изменение игровой среды.

Сюжетно – ролевая игра должна соответствовать особенностям субкультуры современного ребенка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника.

В качестве примера рассмотрим содержание нескольких мобильных игр-коробов для организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, представленных в развивающей предметно-игровой среде МДОАУ «Детский сад № 118 г. Орска» (Таблица 1).

Таблица 1

Мобильные игры – коробки

Сюжетно – ролевая игра

Содержание мобильных игр-коробов

Телевидение

 компьютеры,

 видеокамера,

 фотоаппараты,

 сумка для телевизионной аппаратуры,

«телевизор»,

 микрофон,

 телефон, рации,

 символика различных программ,

 элементы костюмов, грим,

 косметические наборы,

 элементы интерьера, декорации,

 ширма,

 фотографии,

 костюмы для театрализованной деятельности, маски,

 «логотип» передачи,

 значки – определители для участников съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи).

Банк

 бланки;

 касса;

 компьютер;

 элементы одежды;

 символика банков, банковские реквизиты, купюры денег;

 атрибут «Банкомат»;

 телефон;

 сейф.

Пиццерия

 таблички с надписями: «Администратор пиццерии»,

 униформа для официантов (фартуки и головные уборы),

 скатерти для столиков;

 разносы; полотенца;

 папки-меню с картинками;

 модуль "кухня";

 муляжи из пластмассы и соленого теста: пиццы, фруктов,

ягод, мороженого, овощей и пр.;

 игрушечная столовая и кухонная посуда;

 салфетки бумажные и текстильные;

 маленькие вазочки с цветами для декора столиков;

 игрушечные телефоны;

 колпак и фартук для повара;

 кошельки; сумки; деньги и чеки;

 ручки и блокноты для записи заказов;

 веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и

для уборки пола; халат для уборщицы;

 магнитола, рекламные листовки.

ГИБДД

детская сумка, кошелёк с «деньгами»,

 муляжи мучных изделий,

 дорожные знаки, светофор, рули,

 стульчики, игрушки-машины,

 полицейская фуражка, жезл, жилетка «ГИБДД»,

 строительный материал, детский инструмент,

 билеты, план-схема.

При общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, как правило, с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.

Литература

  1. Журнал контроля и оценки развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ [Текст] / Н.Н. Гладышева, Л.В. Чернова. – Волгоград : Учитель, 2014 – 147 с.
  2. Максимова, А.А. Учим общаться детей 6–10 лет. / А.А. Максимова – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 78 с.
  3. Новосёлова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новосёлова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995 – 64 с.
  4. Попова Е.И. Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Технологические карты. Предметно  - игровая среде. Сценарии сюжетно - ролевых игр: для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование/ Е.И. Попова, А. Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. -80с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»

Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "

Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общени...

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИНДЕТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ ОНИ МОГУТ ПРИМЕРЯТЬ НА СЕБЕ РОЛИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРАДИЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ»

Период реализации: 2 месяца.Возрастная категория: старший дошкольный возраст.Тип проекта: практико – ориентированный.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, роди...