Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру.
статья (старшая группа)
В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова Е.В.
МДОАУ «Детский сад № 118 г. Орска»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ.
В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности [4].
Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.
Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру.
А.А. Максимова указывает на ряд положительных сторон сюжетно - ролевой игры. Одна из них заключается в том, что сюжетно-ролевую игру можно организовать как комплекс приёмов, которые целенаправленно формировали бы коммуникативные умения детей, освобождая их отрицательного воздействия окружающего мира. Другим преимуществом является то, что сделав в ней ошибку, её всегда можно исправить, а приобретенный положительный итог повторить [2].
По мнению С.Л. Новосёловой, Н.А. Виноградовой и других, одним из важных педагогических условий формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста является построение предметно-игровой среды.
Предметно-игровая среда – это объединение материальных объектов деятельности ребенка, функционально имитирующая содержание духовного и физического развития [3].
Окружающая ребёнка среда обладает приоритетным значением для его развития. Предметно-игровая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Приведём пример требований и условий организации предметно-игровой среды, предложенных Н.Н. Гладышевой и Л.В. Черновой [1]:
∙ центр игры должен располагаться вблизи центра конструирования, чтобы дети могли иметь возможность использовать постройки в игре;
∙ в «Центре сюжетно-ролевой игры» могут использоваться разные виды игрушек (реалистические, прототипические, предметы-заместители);
∙ игровые материалы должны располагаться на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесах и т. п.;
∙ привлечение детей к оформлению игрового пространства;
∙ наличие запаса дополнительного материала (коробок разного размера и формы, бечевок и т. п.) для изготовления недостающих по сюжету атрибутов;
∙ полные сюжетообразующие наборы-макеты;
∙ своевременное изменение игровой среды.
Сюжетно – ролевая игра должна соответствовать особенностям субкультуры современного ребенка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника.
В качестве примера рассмотрим содержание нескольких мобильных игр-коробов для организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, представленных в развивающей предметно-игровой среде МДОАУ «Детский сад № 118 г. Орска» (Таблица 1).
Таблица 1
Мобильные игры – коробки
Сюжетно – ролевая игра | Содержание мобильных игр-коробов |
Телевидение | ∙ компьютеры, ∙ видеокамера, ∙ фотоаппараты, ∙ сумка для телевизионной аппаратуры, «телевизор», ∙ микрофон, ∙ телефон, рации, ∙ символика различных программ, ∙ элементы костюмов, грим, ∙ косметические наборы, ∙ элементы интерьера, декорации, ∙ ширма, ∙ фотографии, ∙ костюмы для театрализованной деятельности, маски, ∙ «логотип» передачи, ∙ значки – определители для участников съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи). |
Банк | ∙ бланки; ∙ касса; ∙ компьютер; ∙ элементы одежды; ∙ символика банков, банковские реквизиты, купюры денег; ∙ атрибут «Банкомат»; ∙ телефон; ∙ сейф. |
Пиццерия | ∙ таблички с надписями: «Администратор пиццерии», ∙ униформа для официантов (фартуки и головные уборы), ∙ скатерти для столиков; ∙ разносы; полотенца; ∙ папки-меню с картинками; ∙ модуль "кухня"; ∙ муляжи из пластмассы и соленого теста: пиццы, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр.; ∙ игрушечная столовая и кухонная посуда; ∙ салфетки бумажные и текстильные; ∙ маленькие вазочки с цветами для декора столиков; ∙ игрушечные телефоны; ∙ колпак и фартук для повара; ∙ кошельки; сумки; деньги и чеки; ∙ ручки и блокноты для записи заказов; ∙ веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола; халат для уборщицы; ∙ магнитола, рекламные листовки. |
ГИБДД | детская сумка, кошелёк с «деньгами», ∙ муляжи мучных изделий, ∙ дорожные знаки, светофор, рули, ∙ стульчики, игрушки-машины, ∙ полицейская фуражка, жезл, жилетка «ГИБДД», ∙ строительный материал, детский инструмент, ∙ билеты, план-схема. |
При общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, как правило, с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.
Литература
- Журнал контроля и оценки развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ [Текст] / Н.Н. Гладышева, Л.В. Чернова. – Волгоград : Учитель, 2014 – 147 с.
- Максимова, А.А. Учим общаться детей 6–10 лет. / А.А. Максимова – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 78 с.
- Новосёлова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новосёлова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995 – 64 с.
- Попова Е.И. Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Технологические карты. Предметно - игровая среде. Сценарии сюжетно - ролевых игр: для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование/ Е.И. Попова, А. Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. -80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»
Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Выступление на совете педагогов...

"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "
Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общени...

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИНДЕТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ ОНИ МОГУТ ПРИМЕРЯТЬ НА СЕБЕ РОЛИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРАДИЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ»
Период реализации: 2 месяца.Возрастная категория: старший дошкольный возраст.Тип проекта: практико – ориентированный.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, роди...
- Мне нравится (1)
