педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
презентация по теме
Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 72.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Тема: «Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры».
Разработчик:
Булашова Надежда Вячеславовна
слушатель программы профессиональной
переподготовки «Дошкольное образование»,
группа №9, воспитатель
МАДОУ детского сада №10 «Солнышко»
города Кировграда
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...........3
I. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………............5
1. Теоретические подходы к вопросу формирования коммуникативных умений у старших дошкольников………………………………………………………………..5
1.1 Понятие «коммуникативные умения», его сущность……………………………..5
1.2. Этапы формирования коммуникативных умений ………………………………..9
1.3. Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………10
2. Теоретическое обоснование влияния сюжетно-ролевых игр на формирование социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста……15
2.1. Сущность понятия «сюжетно-ролевая игра» и её основные особенности……...15
2.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………..18
2.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных умений……………………………………………………………………………....20
II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………..24
3.1.Пояснительная записка……………………………………………………………..24
3.2. Перспективный план……………………………………………………………….26
3.3. Определение уровня развития коммуникативных умений………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………………32
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ.
В ФГОС ДО определено: « Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме».
Игра как основной вид деятельности дошкольного возраста является эффективным способом решения этой задачи. Академик А.Асмолов отмечает:
«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры».
Одной из главных сторон готовности к обучению являются социально-коммуникативные навыки. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Это предопределило проблему: недостаточный уровень сформированности социально-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития социально-коммуникативных навыков.
Объект проектирования: процесс формирования социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Предмет проектирования: использование сюжетно-ролевых игр.
Цель проектирования: разработать перспективный план сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих формирование социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проектирования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социально-коммуникативных умений.
- Выявить особенности формирования социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
- Определить влияние сюжетно-ролевых игр на формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать перспективный план сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические подходы к вопросу формирования коммуникативных умений у старших дошкольников.
1.1 Понятие «коммуникативные умения», его сущность.
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. В толковом словаре русского языка общение связывается со словами «общность», «община». Этот смысл данного понятия может служить и главным критерием подлинного общения человека с другими людьми. Если есть общий контекст, общее поле, это значит, что человек общается. Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
В этом определении обращают на себя внимание два момента: 1) коммуникативные умения — это именно осознанные коммуникативные действия детей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям младшего школьного возраста; 2) коммуникативные умения — это еще и способность учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.
Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений (Л.Р. Мунирова).
Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора (Т.М. Дридзе).
В психологии общение рассматривается как особая деятельность (Т.В. Драгунова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и др. В соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействие или взаимоотношения общающихся (двух или более). Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим.
По мнению Лисиной М.И., общение в деятельности педагогов, родителей выступает: * как средство решения учебно-воспитательных задач; * как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимодействие с ребенком; * как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками; * как необходимое условие его социально-личностного развития.
Общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.
Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимовосприятия).
Три основные категории средств общения:
1. экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
2.предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);
3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.
Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:
* мотивационную («Я хочу общаться»);
* когнитивную («Я знаю, как общаться»);
* поведенческую («Я умею общаться»).
Первая составляющая («область желания») включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьезного заболевания - раннего детского аутизма.
Вторая составляющая коммуникативных способностей - область знания - определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, другими детьми.
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении - третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение эмоционально сопереживать.
Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.
1.2. Этапы формирования коммуникативных умений
Уровень сформированности коммуникативных умений может быть обеспечен при организации ролевого общения детей и осуществлении его поэтапного руководства воспитателем.
1. Раскрытие детям значения коммуникативных умений в процессе организации ролевого общения.
2. Ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей.
3. Включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями.
4. Совершенствование у дошкольников усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности.
Названные этапы формирования коммуникативных умений соотносятся, во-первых, с общедидактическими этапами формирования учебных умений и, во-вторых, со структурными характеристиками ролевой игры (роль — ролевое действие — игровая ситуация).
Воспитателю необходимо знать содержание каждого из этапов и соблюдать логическую последовательность при формировании коммуникативных умений.
1.3. Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Субъект общения – это индивид, имеющий развитые коммуникативные потребности, социально значимые качества, обладающий знаниями социально-этического характера и способностью к взаимодействию. Характерным для детей старшего дошкольного возраста, является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их суждениях, и в высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива.
В этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью.
В развитии организованного поведения детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, быстро доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудятся вместе, замечают нарушение тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить.
Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия навыка затруднения при выполнении работы. Таким образом, навыки правильного поведения у них еще неустойчивы. Дети знают правила поведения, но часто их нарушают, не умеют объяснить, почему так поступили и как надо было бы поступить. Работу доводят до конца только после замечания взрослого, не умеют выделить главное и второстепенное в задании, темп работы у них неровный.
Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приемов воспитания, более тонкого их применения. У старших дошкольников накапливается уже довольно большой опыт коллективной жизни, устойчивее коллективные связи. К особенностям коллективных взаимоотношений старших дошкольников следует отнести инициативу, способность к самоорганизации, самооценке, дружеской критике. Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. К шести годам проявляется, а к семи крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным длительным играм, занятиям, где ребята получают знания об общественных явлениях. Изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок шести-семи лет в большинстве случаев играет не один. Радость совместной игры порождает новые отношения между детьми: товарищество и дружбу. У старших дошкольников заметно возрастает активность, ярче проявляется инициатива, самостоятельность в разных сферах жизни. У ребенка начинают развиваться организаторские умения. Дети-организаторы умеют выбирать тему игры и задания, привлечь к работе товарища. Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность и целеустремленность. По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие как хорошие, дети старшего дошкольного возраста способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, огорчить, проявить заботу. При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, аффективность ребенка, «срабатывая» там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль слабый. Отсюда - важная задача воспитателя - развивать произвольное волевое поведение ребенка в разных видах деятельности.
Старшие дошкольники проявляют интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к воспитателю, родителям, стремясь утвердиться в своих знаниях, установить логику. Взаимосвязь между той многочисленной информацией, которую они получают извне. Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее социальное окружение: мир взрослых и мир сверстников.
В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного детства прослеживается динамика в развитии общения: от младшего к старшему увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения, деятельность, а главное - у ребенка возрастает потребность в общении со сверстниками. Он обретает чувство собственного достоинства и стремится, чтобы его уважали.
Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени - с взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или - или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение с взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Однако не менее значимым является общение ребенка со сверстником. Именно в связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между людьми. В общении с взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, - обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе. Помимо этого, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Ребенок начитает осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Кроме того, успешность процесса общения во многом определяется тем, как коммуникативные навыки формируются изначально, а именно в детском коллективе, в группе сверстнико.
Положение ребенка в группе тесно связано с формированием качеств личности детей, но этот процесс происходит не автоматически. Основной путь улучшения положения ребенка в группе сверстников - это выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка. Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника в детском коллективе - это положительная эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и агрессивность.
Общение ребенка со сверстниками имеет ряд отличительных особенностей. Так, общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем с взрослыми. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к взрослым. Отличительная особенность речи дошкольников, адресованной сверстнику, заключается в преобладании инициативных высказываний над ответами. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать товарища.
Речевое общение дошкольников со сверстниками значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Такой сложный спектр отношений детей (притворство, желание выразить обиду, фантазирование) порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения.
Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. По мнению Ветровой В.В., речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более понятной, развернутой и лексически богатой, поскольку другой ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника играет важную положительную роль в развитии речи. Разговаривая со взрослым, дети не прикладывают особенных усилий для того, чтобы их поняли, поддержали или ответили. Опыт отношений с взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя. Между тем в дошкольном возрасте ребенок нуждается во взаимодействии другого уровня - личностном, когда предметом обсуждения выступают эмоциональные состояния и проблемы поиска своего места в социуме.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые черты во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.
Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-6 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
2. Теоретическое обоснование влияния сюжетно-ролевых игр на формирование социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Сущность понятия «сюжетно-ролевая игра» и её основные особенности.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры.
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие.
Сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. 5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.
Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
6. Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.
2.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни людей.
Основными критериями сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя.
На данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.)
В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
В старшем дошкольном возрасте выполнение смысла игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОУ, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Исполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.
В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности и интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.
Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр.
2.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных умений.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. Вначале развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется – в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только с взрослыми; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей.
Правильно организованное взаимодействие между детьми - важный фактор психического развития. В общении с равным партнером ребенок приобретает ценное умение отстаивать свои права, учится уступать товарищу, уважать чужие интересы, выражать себя, получает опыт построения взаимоотношений со сверстниками.
Если в отношении взрослого ребенок чаще проявляет доброжелательность, внимательность, стремление сделать приятное, оказать услугу, то в общении со сверстниками дети зачастую менее чутки, отзывчивы, доброжелательны. Поэтому педагогу необходимо заботиться о поддержании самых маленьких ростков стремления помочь, посочувствовать, понять состояние сверстника.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Социокультурная ситуация, отраженная в игре, создает благоприятные условия для формирования у детей дошкольного возраста элементарных социальных навыков определения общей цели, планирования последовательности действий, отбора необходимых средств и выбора способов достижения результата. Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.
Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества. Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей.
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Таким образом, педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства социализации старших дошкольников заключается в особенностях её содержания и организации:
- сюжетно-ролевые игры старших дошкольников имеют коллективный характер;
- игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;
- содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;
- спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;
- в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;
- успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;
- в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;
- сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, доброта, взаимопомощь, необходимые для жизни в коллективе.
Для развертывания сюжетно-ролевых игр педагогу целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
- Пояснительная записка
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Данный перспективный план разработан для детей подготовительной группы. Срок реализации проекта – 1 учебный год. В плане определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Стратегия перспективного плана в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.), рассматривавших игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. В соответствии с содержанием перспективного плана дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.
- Продолжать учить исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал.
- Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы, детали (овощи и фрукты для игры в магазин, угощения для игры в семью, билеты для игры в театр, деньги для разных игр).
- Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений от произведений художественной литературы, мультфильмов. Обращать внимание детей на достоверность и качество исполняемых ролей, социальную значимость изображаемых в игре персонажей.
- Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
- Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Предполагаемым результатом проекта являются целевые ориентиры ФГОС ДО п. 4.6.:
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3.2. Перспективный план
месяц | Программное содержание | Методические приёмы | Примерная тематика |
сентябрь | 1.Изучить особенности сюжетно-ролевой игры. 2.Формировать у детей понимание разных эмоциональных состояний людей. 3.Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. | Воспитатель предлагает игры, учитывая дружеские привязанности между детьми. Предлагая план игры, воспитатель старается объединить отдельные играющие группы общим сюжетом. Воспитатель создаёт условия для длительной игры. Воспитатель обогащает знания детей об общественной жизни. | Бытовая и производственная тематика: «Детский сад», «Дом, семья», «Строительство», «Парикмахерская» |
октябрь | 1.Закрепить представления детей о разных профессиях, о труде людей осенью. 2.Обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов. 3. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстника. | Воспитатель включает в игру застенчивых детей, старается учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает детям разнообразить игру разными атрибутами, изготовленными ими самими до начала игры. Взрослый помогает в создании воображаемой ситуации | Бытовая и производственная тематика: «Магазин», «Служба спасения», «Собираем урожай», «Поликлиника». |
ноябрь | 1.Развивать представления о разных видах растений, семян, воспитывать бережное отношение к природе. 2. Совершенствовать у детей умение самостоятельно разворачивать сюжет. | Игру организует взрослый, поощряя детей к импровизации; помогает создать эмоционально насыщенную атмосферу, готовит несколько детей к выступлению. | Бытовая тематика: « Зоопарк», «В лесу», «Мы готовимся к зиме» (Продолжение игры «Семья»), «Ветеринарная лечебница», игры по замыслу. |
декабрь | 1.Формировать представления о разных профессиях, инструментах, их назначении 2.Закрепить культурные навыки, учить помогать взрослым, быть чуткими и внимательными. 3.Развивать творческое воображение. | Воспитатель подключает родителей для знакомства детей с разными профессиями, воспитывая положительное отношение к самым будничным; готовит несколько детей для выступления перед «гостями»; обыгрывает с детьми различные ситуации «неправильного поведения в гостях; готовит с детьми стихи и театрализованное представление к утреннику. | Бытовая и производственная тематика: «Аптека», «Фотоателье», «Цирк», «Швейное ателье», «Детское телевидение». |
январь | 1.Формировать положительное отношение к детскому саду; 2. Воспитывать заботливое отношение к животным; 3. Развивать у детей самостоятельность в выборе игр. | Воспитатель помогает детям организовать игру, составить план игры, помогает в изготовлении атрибутов, но в игре не является главным, участвует, как советчик. | Бытовая тематика, тематика по интересам детей: «Зимняя прогулка в детском саду», «Наши питомцы», по замыслу детей. |
февраль | 1.Учить детей руководить играми других детей; 2. Учить организовывать игры на небольшом пространстве. 3. Воспитывать желание приносить радость другим людям. | Воспитатель после спектакля в детском саду побуждает детей к организации игры в театр. Взрослый вместе с детьми вспоминает содержание небольших сказок и просит детей подготовить спектакль для малышей; является зрителем и советчиком в изготовлении атрибутов.Воспитатель дает рекомендации родителям по организации сюжетно-ролевых игр в домашних условиях | Бытовая тематика: «Театр», «Подводное плавание», игры по замыслу детей. |
март | 1. Закреплять знания о видах транспорта, правилах дорожного движения; 2.Обучать детей развивать и реализовывать сюжет игры; 3. Воспитывать уважение к труду и желание трудиться. | Воспитатель проводит экскурсию по улице, к стройке, на почту, беседует с детьми, участвует в изготовлении атрибутов к играм, помогает детям спланировать игру. | Бытовая и производственная тематика: «ГИБДД», «Аэропорт», «Скорая помощь», «Почта». |
апрель | 1.Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. 2. Развивать творческое воображение 3. Развивать у детей самостоятельность в выборе игр | Воспитатель совместно с родителями организует экскурсии в библиотеку, ателье. Воспитатель помогает создать эмоционально насыщенную атмосферу в игре, помогает в выборе материала для атрибутов к игре, всячески поддерживает инициативу детей | Бытовая и производственная тематика: «Путешествие в другие страны», «Салон красоты», «Библиотека», «Космическое путешествие», «Путешествие по времени». |
май | 1.Формировать представления о школьной жизни, режиме. 2.Поддерживать инициативу детей. 3.Развивать творческое воображение | Воспитатель знакомит детей с природоведческой литературой, рассказами о насекомых. Взрослые организуют экскурсию в школу. Совместно с родителями готовят костюмы к театрализованной игре | Бытовая и производственная тематика, театрализованная деятельность. «Школа», «Кто под кустиком?» (театрализованная игра), по замыслу детей. |
3.3. Определение уровня развития коммуникативных умений.
Методика измерения:
Автор: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина (1995).
Источник публикации: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Практикум по детской
психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с. С. 196.
Цель диагностики: Изучить сформированность коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста.
Описание методики:
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6
цветных карандашей.
Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 5-7 лет.
Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят
украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначаладоговориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают поодинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.
Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.
Обработка результатов. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.
2.Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли
друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.
4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.
Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
У игры в этом возрасте очень много функций. Она создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление, которого требует общество, приводит к таким последствиям в жизни детей, как: трудности в общении, проблемы в обучении, сложности в адаптации к взрослой жизни, азартные и опасные игры и многое другое.
Задача воспитателя добиться того, чтобы к концу дошкольного детства каждый ребенок мог самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие в игре конфликты, регулировать поведение, творчески развивать игровые замыслы.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольного возраста проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Организуя игровую деятельность детей, педагог в свою очередь, может реализовать следующие задачи:
1. Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.
2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.
3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.
4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.
5. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.
6. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.
7. Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.
8. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.
9. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.
10. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.
11. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
12. Закрепить положительные чувства и привычки.
13. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.
14. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.
15. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.
16. Воспитывать чувство юмора.
17. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.
18. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.
19. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.
20. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.
21. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.
22. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
23. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.
24. Учить выполнять установленные правила.
25. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.
26. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бодалев А.А. Психология общения: Избр. психол. труды. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
- Ветрова В.В.., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988.
- Воспитание детей в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М., 1983
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / М., 2006
- Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие / М.: Айрис-пресс, 2008
- Игра дошкольника / под ред. С.Л.Новоселовой – М., 1989
- Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.
- Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой – М., 2005
- Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ / М., 2005
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Недоспасова В.А. Растем играя / М., 2004
- Юшкевич Н.С. Как хорошо уметь играть! / Мозырь: Содействие, 2009
интернет-ресурсы:
- «Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
- «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/16/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-formirovanie-poznavatelnykh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Консультация для родителей...
Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»
Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями....
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"
В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...
Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...
Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...