Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Погодина Наталья Викторовна

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte_uvazhaemye_kollegi_posledniy.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию презентацию опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, окружающих ребенка  людей ,покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей своей развивающей средой. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях.

 

В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.

Слайд 3

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение)

Слайд 4

В другом источнике уточняется, что

В дошкольном возрасте под  финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения

Слайд 5/6/7

Вот ряд предпосылок для формирования финансовой грамотности

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения, что является одной  из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.

Другая предпосылка-это  активное освоение детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработка ребенком собственного понимания и отношения к ним. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

Экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности, особенно игровой, экономическим содержанием.

Эффективным средством формирования финансовой грамотности является игровая деятельность, в частности сюжетно - ролевая игра.

Мной была определена цель и обозначены следующие задачи в своей работе

Слайд 9

Цель:

Создание  условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, финансово грамотного поведения через сюжетно-ролевую игру .

 Задачи:

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу  по данной теме.

-Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

-Определить направления работы по формированию

финансово - грамотного поведения детей дошкольного возраста.

-Совершенствовать формы и методы работы  по экономическому образованию.

-Расширять интерес у детей к  элементарным экономическим знаниям.

-Подобрать ряд сюжетно- ролевых игр экономического характера

-Привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно-развивающей среды.

-Проанализировать работу по формированию финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.

Для решения первой задачи была изучена психолого- педагогическая литература.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования.  Изучением теории ролевой творческой игры занимались (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В.Менджерицкая, Р. М. Рим бург, Р. И. Жуковская, А. В. Чернов, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванкова и т. д

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и обучения.

В сюжетно – ролевой игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Дети играю , не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Слайд 10

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими .Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Слайд 12

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, строителя и подрядчика, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Слайд 13

Для реализации дальнейших поставленных задач, мной была проведена следующая предварительная работа: чтение художественной литературы, были подобраны экономические сказки («Три поросенка» (англ.), «Выгодное дело» (Бр.Гримм), «Про мышь зубастую да, про воробья богатого» (В. Даль), «Мужик и медведь» (русская народная сказка), «Как мужик корову продавал» (С. Михайлков), «Муха-Цокотуха» (К. Чуковский), «Джек и бобовый стебель» (англ. народная сказка),  использованы различного типа наглядности, проведены экскурсии в рамках ДОУ(кухня, медицинский кабинет, прачка), беседы о различных профессиях, особенно о профессиях родителей.

Так же при планировании сюжетно-ролевых игр, большое внимание было уделено обогащению предметно-игровой среды. В группе созданы и оформлены центры «Супермаркет», «Банк», «Кафе», составлена картотека сюжетно-ролевых игр, предметно-развивающая среда, дополнена атрибутами с элементами экономической природы вещей, предметов(игровые сейфы,касса, весы,), изделий (копилки, кошельки), денежных единиц для игровой деятельности.

В процессе игр я знакомила дошкольников с содержанием деятельности людей разных профессий, с семейной экономикой, продуктами труда и их качеством , с видами денежных знаков ( монеты, купюры), с видами и формами торговли и т.д.

Дети с интересом узнавали о труде, профессиях, бюджете семьи, карманных деньгах.

Я подобрала следующие сюжетно-ролевые игры экономического содержания:

- «Банк» - Систематизировать знание детей о банке и банковских служащих, знакомство с некоторыми экономическими представления;

- «Кондитерская» - знакомит детей с производством и реализацией товара, новыми профессиями, с акциями, презентацией нового товара, службой маркетинга;

- «Супермаркет» - расширяет представление детей о том, что такое магазин; дает новые понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов;

Эти игры  помогли  закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, о необходимости разумного подхода к деньгам, важности понимания, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия. Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением  правильно применять их в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни.

Одной из поставленных мной задач, была задача (привлечение родителей к экономическому воспитанию). 

Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт.

 Безусловно в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Отмечая вышесказанное, можно подвести итог: приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией. 

Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни. 

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Кафе» в сборнике научных статей И 66

laquo;Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и науч. ред. В.А. Адольф. – Красноярск: Сибирский федеральный униве...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Образовательная практика Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, определяет финанс...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональн...