Главные вкладки

    Учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему:
    Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп.

    Леонтьева Анна Владимировна
    Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie._m.m.docx20.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации в старшей и подготовительной к школе групп».

         Актуальность:

         Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности. Решение проблемы наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

         Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей.

         Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность.

    Недаром В. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.

    Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора головного мозга еще окончательно не сформирована. Важно не упустить этот возраст.

    Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию; аппликации из нетрадиционных материалов. Данная техника хороша тем, что она доступна детям и делает деятельность детей более увлекательной и интересной.

    Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики.

    Особенности ребенка с задержкой психического развития

    Ребенок с ЗПР в силу своих особенностей способен работать только с тем материалом, который ему интересен.

    Использование разнообразных техник работы с бумагой и красками позволит обеспечить высокую мотивационную готовность к предстоящей деятельности.

    Бумага и краски – один из самых простых и доступных материалов в развитии творческих способностей детей.

    Использование новых приемов и методов позволит по-новому взглянуть на возможности их применения. Такие упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему. Дети имеют возможность выразить себя.

    Цель:

    Способствовать развитию мелкой моторики рук посредством работы в нетрадиционной технике рисования и аппликации у детей с ЗПР. Внедрить в НОД цикл занятий по нетрадиционной технике.

    Задачи:

    1).Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.  Выявить приемы и техники нетрадиционного творчества, способствующие развитию мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР.

    2).Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. Закрепить приобретенные умения и навыки и показать возможности их применения. Развивать умение выполнять задания по образцу, понимать и выполнять инструкцию. Воспитывать внимательность, аккуратность. Прививать навыки работы в группе. Стимулировать доброжелательное отношение друг к другу на занятиях.

    3). Провести анкетирование родителей по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка». Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики, провести консультации и дать практические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.

    4). Подведение итогов работы.

         Методы и приемы:

    Наглядные: анализ литературы, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций.

    Словесные: беседа, использование художественного слова, совместный анализ работ.

    Практические: показ способа действия, анкетирование.

    Перспективный план по самообразованию(2014-2015 уч.год)

    Темы

    Сроки

    выполнения

    Форма отчётности

    1.

    Изучение литературы по теме «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР через нетрадиционные техники рисования и аппликации».

     Разработка методов и приемов нетрадиционной техники рисования и аппликации для старшей и подготовительной к школе групп.

    Сентябрь-октябрь

    Составление перспективного плана.

    Проведение диагностики по изодеятельности.

    Подготовка картотеки.

    2.

    Использование методов и приемов на практике. Оформление детских работ.

    Ноябрь-май

    Оформление стенда «Наше творчество»

    3.

    Проведение анкетирования для родителей по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка».

    Подготовка консультации на тему: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики».

    Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.

    Подготовка консультации на тему «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

    Декабрь

    Январь-март

    Анкетирование родителей.

    Консультация в родительский уголок.

    Проведение родительского собрания с использованием практических рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР вне дошкольной  организации.

    Информация в родительский уголок..

    4.

    Подведение итогов работы.

    Апрель-май

    Проведение итоговой диагностики. Оформление выставки детского творчества работами начала года и конца.

    Работа с родителями:

    1).Проведение анкетирования по теме: «Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка».

    2). Подготовка консультации на тему: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики».

    3). Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.

    4). Подготовка консультации на тему «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

     5).Своевременное оформление выставки «Наше творчество» работами детей в нетрадиционной технике рисования и аппликации.

         Предполагаемый результат:

    1). Дети освоят правила безопасности во время работы.

    2). Дети смогут создавать сюжеты и образы, и объединять их в коллективные композиции.

    3). Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.

    4). У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

         Литература:

    1). А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». СПб.: КАРО, 2007г.

    2). Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество, под ред. А.А.Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009г.

    3). Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

    4). Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» - Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002г.

    5). Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка». – СПб Речь, Образовательные проекты, М.6 Сфера, 2011г.

    6). Безруких М.М., Филиппова Т.А. Комплект «Ступеньки к школе»: Тренируем пальчики. Учимся рисовать. –М., 2000г.

    7). Комарова Т. Детское изобразительное творчество, что под этим следует понимать. – Дошкольное воспитание, 2005г., №2.

    8). Интернет ресурсы

    Анкета для родителей:

    "Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка"

    1. Задумывались ли Вы о том, как влияет изодеятельность на развитие личности ребенка?_____________________________________________
      2. Считаете ли Вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью?__________________________________
      3. Посещаете ли Вы с ребенком выставочный зал?____________________
      4. Привлекаете ли Вы внимание ребенка к родной природе?____________
      5. Знакомите ли Вы ребенка с иллюстрациями книжной графики?_______________________________________________________
      6. Есть ли у Вас в доме уголок, где ребенок сможет заняться любимым делом?_________________________________________________________
      7. Какие изобразительные материалы имеются в распоряжении вашего ребенка?_______________________________________________________
      8. Имеется ли в доме специальное место для хранения этих материалов?____________________________________________________
      9. Разнообразно ли содержание рисунков вашего ребенка?_______________________________________________________
      10. Как Вы относитесь к результатам детского изобразительного творчества?
      - украшаете дом;
      - дарите кому-то;
      - бережно храните работы;
      - другие варианты.
      11. С какими нетрадиционными техниками рисования Вы знакомы?______________________________________________________
      12. Нужен ли Вам совет по поводу контроля за работой ребенка и оказания ему разумной помощи?___________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

    План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетр...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    Данная статья посвящена способам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования.  Показана важность развития навыков мелкой моторики, начиная...

    План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

    Планирование работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    внедрение в практику нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики у дошкольников...

    развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    Детям  не хватает уверенности в себе,воображения и самостоятельности, наша цель побудить детей к деятельности,заставить их поверить в то ,что они могут стать настоящими маленькими хужожниками...

    Методическое пособие «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» опыт работы...