Развитие социальных и коммуникативных умений детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Наталья Казеева

Развитие социальных и коммуникативных умений детей 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социальных и коммуникативных умений детей 6-7 лет.

Занятие 1 «Я не один!»

Задачи: формировать умение устанавливать и поддерживать социальные контакты, воспитывать дружеские отношения, развитие коммуникативных навыков, чувство принадлежности к группе.

1. Приветствие.

«Как меня зовут».

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.

2. Упражнение «Найди пару».

(с использованием разрезных картинок)

Детям раздают разрезные картинки и они, передвигаясь по комнате, ищут каждый свою половинку.

3. Этюд. «Скажи хорошее о друге».

По желанию выбирают ребенка, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Психолог обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка.

4. Упражнение. «Клубочек».

Психолог: я сейчас буду исполнять  роль катушки, а вы все возьметесь за руки. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке.  Тот, кто стоит последним, будет водить всех по кругу, до тех пор, пока вся нитка не намотается на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий дружный клубок, давайте немножко поживем в нем вместе, подышим. А сейчас не отпуская рук начинаем разматываться.

5. Упражнение. «Коробка радости».

Психолог: я принесла вам коробочку с конфетами, но они не простые. Как только вы их съедите, то превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем вокруг, что то такое, отчего они смогут стать радостными. Что мы можем пожелать людям, чтобы они стали счастливее и радостнее. Дети по очереди высказываются.

6. Упражнение – релаксация. «Порхание бабочки».

Психолог: закройте глаза и слушайте мой голос.  Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, которая порхает с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев, они легки и грациозны. Теперь представьте что вы бабочки с большими красивыми крыльями. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением плавного парения в воздухе.  А теперь посмотрите на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите самый красивый цветок и постепенно приближайтесь к нему, теперь вы чувствуете аромат цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую серединку цветка. Вдыхаете его аромат и открываете глаза. Расскажите о своих ощущениях.

7.Ритуал прощания.  Упражнение. «Свечка».

Дети сидят в кругу и передают друг другу свечку.

Психолог: когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло. Возьмите себе тепла, повернитесь и передайте тепло другому.

Занятие 2 «Счастье – это мы!»

Задачи:  способствовать развитию самоуважения детей; развивать умение сотрудничать ; содействовать формированию доверия, развитию взаимопонимания.

1.        Приветствие.

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

2. Упражнение «Я могу».

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать.

Например: « Я умею хорошо плавать! »

3. Упражнение. «Пусть встанет тот на кого я смотрю».

Сначала начинает психолог. Он обводит взглядом детей, потом на ком то останавливает взгляд. Тот на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать, затем водящими становятся все дети, по очереди они пытаются взглядом поднять своих товарищей.

4. Упражнение. «Я знаю пять имен своих друзей».

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей, Ваня – раз, Лена – два» и передает мяч другому ребенку. Мяч должен обойти всю группу.

5. Упражнение. «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится».

Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится…». Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится…». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится…», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится…» бросает его следующему и т.д.

6. Игра. «Мыльные пузыри».

Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Дети передвигаются по комнате и пускают пузыри в разные стороны,  разнося свою любовь.

7. Игра – релаксация. «Отдых на море».

Психолог:  лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Голубое небо, теплое солнце. Вы спокойны и счастливы. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Дует легкий свежий ветерок. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым, жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

8. Ритуал прощания. «Мягкое сердце».

Дети сидят в кругу  и передают друг другу мягкую игрушку в виде сердца, при этом каждый ребенок держит в руках это мягкое сердечко и передает его тому, кто сидит рядом.

Занятие 3  «Все цвета кроме черного.»

Задачи: активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам; развивать умение сотрудничать;  формировать отношения доверия.

1. Приветствие. (см. занятие 4).

2. Упражнение. «Я посылаю любовь».

Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий предлагает им послушать дыхание друг друга, а затем руками без слов передать любовь и радость тем ребятам, которых они держат за руки. После этого ведущий говорит, что очень многие нуждаются в любви детей, это могут быть деревья, птицы, родители или друзья – и предлагает мысленно послать любовь и радость любому – тому, кому захочется. После этого дети открывают глаза и не разнимая рук рассказывают, кому они послали свою любовь.

3. Упражнение. «Я хочу с тобой подружиться».

Выбирается водящий. Он произносит слова  «Я хочу подружиться  с… » а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

4. «Игра Большой круг-маленький круг».

Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький, и так повторить несколько раз.

5. Упражнение. «Пусть всегда будет».

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет…», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

6. Рисование. «Мое солнышко».

Дети рисуют каждый свое солнышко.

7. Ритуал прощания.

Дети обмениваются своими рисунками друг с другом.

Занятие 4   «Радуга успеха !»

Задачи: повышение эмоционального тонуса детей; снижение тревожности; способствовать формированию умения любить окружающих.

1. Приветствие. ( см. занятие 7).

2. Упражнение. «Эстафета хороших известий».

Психолог: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам о чем-нибудь приятном, что случилось  с ним вчера. Пока вы говорите, у вас в руках находится мячик. Когда вы расскажите, передайте эстафету хороших известий, и бросьте мячик другому. Проследите за тем, чтобы никто из детей не был пропущен .

3. Упражнение. У кого больше «любимок ?»

Психолог говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых он любит. Предлагается конкур: назвать как можно больше своих любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо когда у человека много людей, которых он любит.

4. Упражнение. «Салют».

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем мелко нарезать их, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки, изображает свой салют, а остальные все хлопают.

5. Игра. «Кого укусил комарик?».

Дети стоят в кругу. Психолог проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет - «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спину и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, кого «укусил комарик».

6. Упражнение. «Мои шаги».

Психолог заранее вырезает из бумаги следы, и выкладывает их на полу. Один из детей шагает по следам, и на каждый шаг называет свои хорошие качества: я-хороший, я- добрый, я- красивый.

7. Чтение и обсуждение с детьми сказки-метафоры. «Хвастливая чашка». (см. Приложение).

Проблема: трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Вопросы для беседы:

- как хвасталась чашка?

-что с ней произошло?

-почему хвастаться плохо?

-каким надо быть, чтобы другие хотели с тобой дружить?

8. Ритуал прощания.

Занятие 5 «Я и другие!»

Задачи: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе; содействовать улучшению общения со сверстниками.

1. Приветствие. (см. занятие 8).

2. Упражнение. «Пересядьте все кто…».

Психолог говорит, что мы все очень разные, и в то же время чем- то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте, все кто любит мороженое, любит плавать, убирать игрушки…».  Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

3. Упражнение. «Сложи картинку».

Для выполнения этого упражнения необходимы несколько наборов разрезных картинок. Дети делятся на группы из 3-4 человек.  Каждый получает кусочек своей картинки. Группе необходимо собрать целую картинку.

4. Упражнение. «Спасибо. Пожалуйста!»

Психолог рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «Спасибо» и «Пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности признательности. Затем один из детей подходит к другому, и, глядя ему в глаза произносит «Спасибо». Другому необходимо сказать: «Пожалуйста». После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать: «Спасибо».

5.Упражнение. «Кто сильнее любит».

Выбирают водящего, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат «Мы любим Сашу!» называя при этом имя водящего.  Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

6. Упражнение. «Обиженный кустик».

Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

7. Коллективное рисование. «Ладонь полная солнца».

Психолог заранее готовит плакат – на большом листе ватмана рисует солнце. Дети по очереди кладут на бумагу свои ладошки так, чтобы пальцы касались солнца. Затем обводят их, и после этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку, чтобы она была красивой.

8. Ритуал прощания.

Занятие № 6 «Моя семья»

Задачи: помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

1. Приветствие.

Дети стоят в кругу, педагог держит в руках солнце с лучиками из бумаги, называет каждого ребёнка и отрывает ему лучик от солнца; потом все дети поднимают лучики вверх и хором говорят: «Добрый день!»

2. Чтение и обсуждение стихотворения Л. Пилипенко «Любимая мама».

3. Упражнение «Кто кому кто?»

Посмотрите на эту картинку: здесь изображена большая семья (демонстрируется сюжетная картинка «Семья»).

Давайте разберёмся, кто в этой семье кому и кем доводится (например: два мальчика – они друг другу братья; бабушке девочка доводится внучкой, и пр.).

4. Рассматривание семейных фотографий:

Стихотворение про семейный альбом Н. Голь, Г. Григорьев.

Я предлагаю вам внимательно посмотреть на семейную фотографию (называется кто-то из детей, или же по желанию).

Педагог задаёт ребёнку вопросы:

– кто изображён на фотографии?

- где ты? Где твои мама, папа и дедушка, брат и сестра?

- что вы делаете?

- какое у вас настроение? (педагог помогает детям).

5. Подвижная игра «Карусели».

Давайте представим, что каждый из вас пошёл со своей семьёй кататься на каруселях в парк. Кого бы вы с собой взяли? (проводится игра 2-3 раза).

6. Упражнение «Собираем добрые слова».

Дети кидают мячик друг другу, вспоминают добрые слова и хорошие качества людей.

7. Изготовление из бумаги символа семьи - голубя, под приятную, спокойную музыку.

8. Упражнение «Котёнок».

Дети представляют, что мама принесла домой котёнка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребёнок по очереди превращается в котёнка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

Занятие 7 «Наши воспитатели»

Задачи: повышение эмоционального комфорта в группе; развитие общения и взаимодействия ребёнка с педагогами группы; снижение личностной тревожности.

1. Приветствие «Волшебный клубочек» (см. занятие № 1).

2. Упражнение «Закончи предложение»:

«Хороший воспитатель – это ….»

«Наши воспитатели. Какие они….»

3. Игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. «Иголка» - воспитатель, а дети - «нитка». «Иголка» бегает, меняя направления, остальные бегут за ней, стараясь не отстать.

4. Игра «Башня».

Дети стоят в круге, воспитатель вытягивает правую руку в центр, следующий кладёт сверху свою правую ладошку, и так делают все по кругу, потом то же с левой рукой.

5. Игра «Радуга».

Каждый участник загадывает какой-либо цвет радуги. По команде все выкрикивают название задуманного цвета. Команда даётся ещё раз, ещё и ещё раз, пока все не приходят к какому-то одному цвету.

Задача участников: прислушиваться к тому, что выкрикивают другие, и пробовать прийти к общему знаменателю.

6. Коллективное рисование счётными палочками: мы будем рисовать солнышко счётными палочками. Рисовать, то есть раскладывать их прямо на полу.

Нам нужно изобразить солнышко, весёлые облачка. И в нашей группе станет светло и красиво.

7. Ритуал прощания.

Занятие 8. «Я, ты, он, она –вместе дружная семья!»

Задачи: содействовать формированию доброжелательных отношений в группе; формировать отношения доверия; способствовать повышению рефлексии детей; умения любить окружающих; способствовать самовыражению детей; содействовать повышению самооценки и установлению атмосферы доверия в группе.

1. Приветствие. (см. занятие 9).

2. Упражнение. «Что я люблю».

Дети перекидывают друг другу мячик, и говорят при этом «Я люблю делать…»

3. Упражнение. «Крылья».

Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Психолог просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? Кого с собой возьмут? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.

4. Упражнение. «Бросок любви».

Психолог предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: мягкую игрушку, мячик, клубок. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» – и услышав ответ «Да!»  просят передать дальше по кругу.

5. Упражнение. «Помоги другу или самая дружная пара».

Дети делятся на пары.  На полу между двумя стульями раскладывают крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому, так чтобы ни одна игрушка не была сбита.

6. Коллективное рисование. «Цветы дружбы».

Психолог предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя в какой цветок он хотел бы превратиться. И рисует свой цветок на большом  плакате. Когда все цветы нарисованы, дети хором говорят:  «Какие красивые цветы! Мы все хотим быть такими же дружными как цветы на нашей полянке!».

7. Ритуал прощания.

Дети стоят в кругу, руки на плечах друг у друга и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

Игры на развитие речи и коммуникативности у детей, координацию речи и двигательных умений.

Особенность этих игр в том, что различные движения и упражнения в них смоделированы на известные речовки и стихи, которые могут одновременно проговариваться детьми при выполнении движений, в том числе...

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...