Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Мушлаева Юлия Николаевна

Консультация  для родителей и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Виды и назначения игрушек для детей

                   от   рождения  до  4-х лет.

Игрушка должна быть удобна ребёнку, но вместе с тем понятие функционального комфорта её сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвесные игрушки и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывает у взрослых, покупающих эти игрушки ребёнку чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребёнок быстро привыкает и так же быстро перестаёт их замечать. Это вполне понятно, игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески  не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребёнка к сенсорной активности,  его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне « удобный» , комфортны- они вполне успокаивают, не беспокоят – и только…

     Ребёнку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности.

     Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе без активного участия взрослого, не может воспитывать ребёнка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребёнка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов.

       Для ребёнка до трёх месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах ( грохотушка) .Красный, синий, зелёный, жёлтый   и    деревянные шарики свободно свисают на шнурах и ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребёнка к движущемуся предмету. К середине года ребёнок такой игрушкой будет  играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая её обеими руками, а затем одной рукой. Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результата- шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара.

       Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребёнка с деревянным перестуком, основными цветами, то погремушка с колокольчиком, помогает расширить ориентировку в звуках. Звук у колокольчика мелодичен и чист.

       Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребёнка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребёнка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.

       Подвеска «зеркало»- необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребёнок видит в зеркале своё отражение, общается с самим собой, не зная ещё, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Всё это расширяет опыт ребёнка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.

       Для детей от трёх до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляет дидактические игрушки. Это « подвеска с кольцом» - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высокого висящих разноцветных шариков.

Случайно захватив кольцо, ребёнок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребёнок видит результат действия свое руки, повторно добивается вызываемого эффекта.

       Обычно детей больше привлекает простые игрушки, и они дольше с ними занимаются. Это  не потому, что дети  непритязательны, а потому, что у них богатое воображение.  Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются.  Маленькому ребёнку трудно справляться с заводной  железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе- это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд. Который будет возить грузы  в разные  города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой в эту флотилию потянет баржа- большой кубик. И так он может играть бесконечно.

       Родители, стеснённые в средствах, сокрушаются, что не могут покупать ребёнку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребёнок может сделать с обычной картонной коробкой.  Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж.

       Но не думайте, что ребёнок вообще не нужно покупать хороших игрушек. Придёт  время, и ему захочется трёхколёсный велосипед или самокат, и вы охотно купите его ребёнку, если сможете, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему карману.

       Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребёнок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью. Или кубиками и блоками. Мать годовалого ребёнка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребёнок видит, что его мать « играет» с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли. Вот почему все дети бывают так зачарованны сигаретами.

       Ближе к  2 месяцу становятся всё интереснее подражать взрослым и старшим. Дети сначала подражают тому, что делает мама и папа, например подметает пол, моет посуду или бреется. После 2-х лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно пометить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребёнка 6-8 лет.

 Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают  идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолёт вызывает у детей желание стать лётчиком, куклы  в костюмах школьников наводят на мысль играть  в « школу».

      Среди образных игрушек особое место занимает кукла- самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребёнка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза.

       Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует  с ней  так, как ему захочется, заставляя её осуществлять  все свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят.

      Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях. Она подвижна. Ярка, и этого вполне достаточно, чтобы  поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

      Хочется отметить ещё и о том, что ребёнок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живём   с ними одной жизнью. Любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребёнка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребёнок полюбил игрушку, она должна быть эстетически приемлемой.

      Ребёнок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она « ведёт себя» исключительно так, как это нужно в данный момент её хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и мальчиков. Кукла для ребёнка не только дочка или сынок. Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и другие – объект для общения во всех проявлениях ребёнка, партнер по игре. У каждого нормального развивающегося ребёнка устанавливаются отношения с своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребёнок по –своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

       Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.

       Такая аналогия позволяет взрослому, во-первых, организовать игры и инициирование с игрушками- животными как с « живыми» объектами на уровне знаний, доступных ребёнку: во – вторых учить отображать бытовые ситуации ( купание, кормление) и закреплять обобщённое представление о них: в – третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных;  в – четвёртых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

      Ребёнок   охотно  подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что Буратино говорит мама, что ожил смешной кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребёнок стремиться, как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки.

      Дети трёх –четырёх лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных сказок  « Курочка-Ряба», « Теремок», «Колобок», малыш рассказывает сказку передвигая фигурки.

     Управлять куклами типа би-ба-бо (наручные) детям гораздо труднее   (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).

      Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально- речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.

      Очень важны игрушки, способствующие развитию движений  мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребёнок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребёнку нужно купить и кегли из пластмассы, они лёгкие, небольшого размера. Покажите ребёнку, как с недалёкого расстояния (1-1,5 м) бросать мяч, чтобы он катился,  сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др. требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ним дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развития мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

     Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребёнка ( воспитывает волю, внимание). Одни из самых древних игр- игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие ребятки, но конечно, это игры без всяких правил. Малыш ещё ходить, как следует, не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится мяч далеко- взрослый направляет его снова в руки ребёнка. И постепенно движения малыша становятся увереннее. Он всё ещё чаще пытается встать.

     А после года малыш научится подбрасывать мяч, ударять им об пол, бросать в стенку. К четырём годам ребёнок сможет играть с небольшим мячиком. Постепенно  он научится ловить и бросать мяч одной рукой.

     В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

     Что можно назвать технической игрушкой? К какой группе игрушек отнести робота, кувыркающуюся обезьянку, пирамидку, танцующую куклу? Обычно техническими игрушками называют те, которые помогают знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической деятельности, развивать способности, важные в будущем, формировать технические интересы, наклонности. Если игрушка имеет механизм, он должен быть понятен ребёнку,  и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть, не ломая игрушки. Механизм должен хорошо действовать и быть прочным.

      Игры  с техническими игрушками у детей старшего и младшего дошкольного возраста существенно отличаются. Так, если малыш учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник предпочитает управлять движением, действовать с игрушкой. Технические игрушки разнообразны: без механизмов, с ручным управлением, заводные с инерционным механизмом и, наконец, с микроэлектродвигателями. В строительный материал можно играть бесконечно. « Строительные игры» позвол\ют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, даёт большое удовлетворение. Ещё К.Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что «… лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…».

     « Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребёнка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности. Чтобы ребёнок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

      Игры детей 2-4-х  лет значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трёхгранные призмы.  Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того,  окрашенные в четыре основных цвета, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Это полезная игрушка даёт ребёнку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффективные машины, не говоря уже о « огнестрельных» автоматах.

      Первое  знакомство со строительным материалом начинается с рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь полезно сказать детям  о свойствах и особенностях той или иной формы.

      Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик к нему ворота. Крышей служит трёхгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Снова пригодятся матрёшки, они будут его новосёлами. Применение строительного материала разнообразно.

       Часто роль родителей ограничивается лишь  покупкой игрушки. Игрушки лежат , а ребёнок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать ребёнку. Ему нужно всё рассказать о ней и показать, как в неё играть.

       Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому  что ребёнок в ранние годы склонен всё брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случаи избегать зелёных красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

      Игрушки требуют известной дозировки, как в качественном, так и количественном отношении. До года следует одновременно давать  ребёнку не более одной игрушки, от  года до двух лет ребёнок может располагать одновременно двумя игрушками, затем по мере того как увеличивается объём его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако в 4 года на следует помещать в поле зрения ребёнка более 4-5 игрушек.

      Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста,  должен и в течении дня в зависимости от состояния ребёнка и предшествовавшего  время провождения.

               ГУЗ г. Москвы « Дом ребёнка № 24 специализированный

                   для детей с органическим поражением центральной

                        нервной системы с нарушением психики

     Управление здравоохранения Восточного Административного  округа

                                            г. Москвы».

                      Доклад  на семинар  для воспитателей

                               Дома  ребёнка

Тема: «Виды и назначения игрушек для детей  

              от      рождения до  4-х лет».

                                           Воспитатель: Мушлаева

                                                 Юлия Николаевна

                                     

                               Москва 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет

Консультация для педагогов и родителей на тему: "Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет"...

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЯ ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 4-Х ЛЕТ

Обзор основных видов игрушек для детей до 4-х лет....

Как выбирать игрушки виды игрушек для детей

Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. Они были и остаются самым рейтинговым товаром. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных обновок для ...

Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста

Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возрастаИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средс...

Консультация " Виды и типы игрушек- инструментов"

Консультация " Виды и типы игрушек- инструментов"...

Консультация для родителей «Виды игрушек для детей»

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках доч...