Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Жигунова Марина Вячеславовна

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рабочая программа

по  психолого-педагогическому сопровождению процесса

подготовки детей старшего дошкольного возраста

к школьному обучению.

Срок реализации 1год.

Составила:

 педагог-психолог

 ГБОУ Школа №1293

Дошк. отд. корпус № 1

Жигунова М.В.

Содержание.

                                                                                                                                         Стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3
  2. Описание используемых методик и технологий………………………………10
  3. Организация проведения психолого-педагогической работы

 по реализации программы в условиях ДО…………………………..…........12

  1. Содержание программы…………………………………………………………14
  2. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного

возраста по формированию психологической готовности к школе…..18

  1. Тематическое планирование психолого-педагогического процесса

подготовки детей к школе на учебный год……………………………..23

  1. Литература………………………………………………………………………...25

Пояснительная записка.

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучении предназначена для детей 6-7лет и рассчитана на один учебный год.

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной  программой  на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - «Мозаика-Синтез» 2014год разработанной в соответствии с ФГОС.

Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от эмоционального, физического состояния детей и проработанности проблематики занятий.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению.

Переход из детского сада в школу важная ступень в жизни каждого ребенка.  В периодизации критических возрастов этот этап перехода ребенка в новые социальные условия называют этапом социализации. Часто к этим новым условиям  дети бывают не готовы.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

Л.И. Божович еще в 1959-х годах отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И Божович выступает особое новообразование – «внутренняя позиция школьника», которое включает в себя познавательную потребность в общении на новом уровне.

Аналогичных взглядов придерживался А.В. Запорожец (1986), считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.

Идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной (1993), где также подчеркивается определенная роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л.А. Венгера и А.Л. Венгер (1994), Д.Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу), определенных достижений нового уровня психической регуляции; развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей. На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных стандартов) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника ДО», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности.

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Вот портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • любознательный, активный.

        эмоционально отзывчивый.

        овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

        способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

        способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

        имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

        овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        овладевший необходимыми умениями и навыками.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов к выпускнику детского сада обеспечивают достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника. В число учеников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни, попадают дети, имеющие как низкий уровень интеллектуальной готовности, так и нарушения эмоционально-личностной и коммуникативной сферы. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных нервозах, в повышении тревожности, ухудшении состояния здоровья. А ведь многих этих проблем можно избежать, если заранее подготовить ребенка и родителей к предстоящим в их жизни изменениям.

Исходя из вышеизложенных проблем возникла необходимость создания программы по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению.

              Программа направлена на социально-личностное развитие ребенка и носит развивающий и профилактический характер, программа разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей (здоровье, социализация, познание, коммуникация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип системности.

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми 6-7 лет в форме групповых занятий.

Принцип личностного подхода.

 Развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием детей. Взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития, в атмосфере признания его творческого потенциала, уникальности его личности. (Выготский Л.С.,1982)

Принцип сознательности активности детей.

Успешное формирование навыков, развитие способностей напрямую зависит от сознательного отношения детей к процессу и заинтересованности.

Принцип доступности при необходимой степени трудности.

Предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий и предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации  сил ребенка.

Принцип наглядности.

Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработки информации.

Принцип комплексности.

Программа построена таким образом, что позволяет решать педагогические, развивающие и коррекционные задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий, интенсивности работы.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Программа направлена на всестороннее развитие личности, на формирование знаний и умений, на определенные нравственные качества, социальные модели поведения.

Принцип позитивности.

Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

При составлении программы  учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

Цель данной программы: 

  • Формирование психологической готовности детей к школе.
  • Предупреждение у детей дезадаптации к школе.

Основные задачи программы:

  • Выявление проблем, планирование психолого-педагогической деятельности и оказание соответствующей помощи ребенку.
  • Проведение развивающих занятий с дошкольниками направленных на формирование психологической готовности к школе.
  • Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. 
  • Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
  • Скорректировать действия всех участников развевающего процесса для эффективности подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
  • Организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению

         Описание используемых методик и технологий. 

Для реализации намеченных целей программы используются методики:

  1. Артишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» - М: Книголюб,2008.
  2. Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Гном и Д, 2000.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. - М.: Просвещение; Вла- дос, 1995.
  4. Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе» - М: Книголюб,2008.

          Методы психолого-педагогической деятельности: наблюдение, анкетирование, диагностика, психологическое консультирование.

Наблюдение позволяет увидеть общую картину поведения детей в группе, фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональные реакции на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности и быть активным участником совместных действий с детьми.

Анкетирование используется для того, чтобы выяснить, какие навыки и умения являются приоритетными для родителей при подготовке детей к школе.

Диагностическое обследование представляет собой наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течении длительного периода методик и тестов, с помощью которых можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационной, волевой и эмоционально-личностной сферы ребенка.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о психологической готовности ребенка к школе. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Планируемые результаты:

  • Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
  • Формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  • Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.
  • Соответствие детей старшего дошкольного возраста        модели выпускника ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Диагностический инструментарий:

  • Методика МЭДИС (экспресс-диагностика интеллектуальных способностей детей 6-7 лет) И.С.Аверина, Е.И.Щебланова, Е.Н.Задорина
  • Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Н.И.Гуткина

Организация проведения психолого-педагогической работы по реализации программы в условиях дошкольного отделения.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками:

  • Коррекционно-развивающие занятия (подгрупповые, индивидуальные)

Программа представляет собой систему из 26 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 минут, в течение 7 месяцев.

Занятия направлены на развитие психических процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Предлагаемая программа позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых развивающих занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе). 

Структура занятий:

 - постоянный ритуал начала занятия;

- игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

- этические сказки,  пластические этюды, игры с элементами арттерапии, игры направленные на развитие познавательных способностей детей, игры и упражнения направленные на развитие произвольной саморегуляции; психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации, игры-бесседы, релаксационные упражнения, различные этюды, развивающие упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры, работу в тетрадях, дыхательные упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

- рефлексия;

- ритуал прощания.

  • Индивидуальная работа.

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов.

  • Работа с родителями детей – участников программы предусматривает:

          Анкетирование родителей;

Просветительскую работу с родителями.

          Индивидуальную консультативную работу.

          Особенности программы: Для развития детей важно создать психологически комфортную обстановку, исключающую перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы.

          Ресурсы необходимые для реализации программы.

Свободное помещение, ковер, стол, стулья для детей, раздаточный и демонстрационный материал, дидактические игры, электронные носители информации.

          Отличительные черты программы.

Для того чтобы процесс психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению был успешным, воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре и другие специалисты ДО должны объединить свои действия, скорректировать их и направить на достижение результата.

Содержание программы.

Программа по  психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению состоит из 3 этапов: диагностический, развивающий, контрольный.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

         

 Программа включает в себя 3 блока: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. В рамках каждого блока выделены задачи работы по формированию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста.

I блок – работа с детьми.

Задачи:

 - Исследование динамики развития психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

- Формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

Этот блок содержит 3 направления:

  1. Развивающая работа с детьми.

В течение учебного года проводятся занятия направленные на развитие психических процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Занятия продолжительностью 30 минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю.

Всего 26 занятий, приступить к которым следует в октябре, а закончить в апреле следующего года.

Задания на одном занятии связаны одной темой, героем или сюжетом. Дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Занятия включают в себя не только игровые упражнения, но и задания на выработку у ребенка произвольности, сосредоточенности, самостоятельности. На них дети выполняют необычные задания, учатся думать, видеть, запоминать. Для эффективности занятий используется музыкальное сопровождение и ИКТ.

  1. Диагностика детей.

В начале учебного года проводится предварительная диагностика готовности детей подготовительных к школе групп к систематическому школьному обучению с целью выявления актуального уровня развития детей школьно-значимых функций, для выявления детей еще не готовых к школе. Анализ результатов позволяет определить и осуществить развивающую работу, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации. В мае проводится динамическая диагностика готовности к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь.

  1. Коррекционная работа (групповая или индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, выделяются дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях.

Работа на коррекционных занятиях направлена на: развитие у ребенка психических функций, создающих основу для успешного обучения; коррекцию имеющихся отклонений; формирование познавательной мотивации; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); овладение способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы; развитие перцептивно-моторных функций, а также произвольности поведения и деятельности. Работа строится на основе развивающих игр и упражнений.

II блок – работа с родителями.

Задача:

- Повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению.

Этот блок содержит 3 направления.

  1. Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью индивидуальной и коллективной форм работы.

На родительских собраниях обсуждаются теоретические аспекты  психологической готовности детей к школе. Также проводятся тематические консультации, ежемесячно обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку-передвижку «Советы психолога», разрабатываются памятки для родителей.

  1. Индивидуальное консультирование родителей.

Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются после предварительной диагностики готовности к школе. Во время консультации родителям сообщается о результатах диагностики и даются необходимые рекомендации по подготовке ребенка к школе.

III блок – работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.

Задача:

- построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

Этот блок содержит 3 направления.

  1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

К такой форме относятся выступления на советах педагогов, семинарах по теоретическим вопросам, касающихся психологической готовности детей к школе.

  1. Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные  подходы и методы работы с отдельными детьми в соответствии с их особенностям развития, решаются вопросы, интересующие педагога.

  1. Связь со школой.

Проводится встреча с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами на которых обсуждаются развитие детей старшего возраста, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Перспективный план

работы с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию психологической готовности к школе.

месяц

неделя

Тема и краткое содержание занятий

Количество часов

1 блок – «Школа эмоций и чувств»

          Задачи: обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страх, агрессия, низкая самооценка).

Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.

5,5ч.

октябрь

1

Занятие 1 «Школа эмоций»

Приветствие

Игра «Школа мимики и пантомимики»

Игра «Телевизор»

Игра «Звучащие жесты»

Игра «Животное»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 2 «В царстве положительных эмоций»

Приветствие

Упражнение «Билеты с пиктограммами»

Игра-драматизация «Жар-Птица»

Игра «Башня любви»

Элементы арт-терапии рисование солнца

Морской этюд

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 3 «Морское путешествие»

Приветствие

Чтение истории с обсуждением и анализом ситуации про медвежонка, который всех обижал.

Создание конфликтной ситуации – совместное рисование.

Этюд «Мороженое»

Рефлексия  

30мин.

4

Занятие 4 «Ссориться не будем»

Приветствие

Массаж друг другу. Описать свои ощущения.

Создание конфликтной ситуации -  совместный рисунок с соседом по столу.

Игра «Вулкан»

Релаксационное упражнения

Рефлексия

Прощание

30мин.

ноябрь

1

Занятие 5 «Поговорим»

Приветствие

Создание конфликтной ситуации - Рисуем друзьям подарки с ограниченным количеством предметов для рисования.

Чтение сказки и обсуждение ситуации.

Игра «Встань на мое место»

Игра «Вместе с друзьями»

Ситуация и ее анализ. Найти варианты поведения в этой ситуации.

Рефлексия

30мин.

2

Занятие 6 «Всем советуем дружить, ссориться не смей!»

Приветствие

Беседа на тему: «Страна Дружбы»

Этюд «Божья коровка», «Цветы дружбы»

Игра «Подарки»

Ситуация  и выход из нее

Стих «Давайте дружить» дети имитируют движения с текстом

Рефлексия

30мин.

3

Занятие 7 «Мы все знаем и умеем»

Приветствие

Этюд «Превращение в волшебников»

Упражнение «Я могу…»

Игра «Под веревку подлезай и игрушку доставай»

Чтение сказки и беседа.

Коллективное рисование

Релаксационное упражнения

Прощание

30мин.

4

Занятие 8 «Умейте понять»

Приветствие

Чтение письма и обсуждение ситуации

Игра «Шаги правды»

Чтение отрывка из сказки ,обсуждение ситуации.

Игра «Кто ты?»

Психогимнастическое упражнение «Мячик»

Рефлексия

Прощание

30мин.

декабрь

3

Занятие 9 «Лучше не бывает»

Приветствие

Прохождение по волшебному коридору в страну Лучше не бывает.

Зеркальная поляна.

Упражнение у зеркала «Похвали себя»

Этюд «Вальс цветов»

Чтение сказки и обсуждение ситуации.

Элемент арт-тарапии: Дети под музыку рисуют свои хорошие стороны души.

Этюд «Машина времени» дети изображают взрослых, а затем детей.

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Развлечение 10 « По стране падающих камней»

Под звуки музыки релаксации дети «отправляются в путешествие»

Встреча с Шапокляк. Оценка ее поступков.

Дети путешествуют по карте и попадают по пути в разные ситуации. Откуда ищут выход.

1час.

2 блок – «Школа Мудрой совы»

Задачи: повышение уровня школьной компетентности.

Расширение кругозора и развития речи.

Развитие произвольного поведения.

Развитие психических процессов.

4,5ч.

январь

1

Занятие 1 «Школа Мудрой совы»

Приветствие

Упражнение «Вежливые слова»

Упражнение «Школьные правила»

Игра «Трутень и пчелы»

Упражнение «Школа для животных»

Упражнение «Разноцветный лист»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 2 «Школьные правила»

Приветствие

Игра «Паутинка»

Упражнение «Школьные правила»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «А в школе…»

Упражнение «Цветные дорожки» из фигур

Упражнения  на рабочих листах

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 3 «Говорим один – говорим хором»

Приветствие

Упражнение «Передаем по кругу»

Упражнение «Говори один – говори хором»

Упражнение «Фигурный диктант»

Динамическая пауза

Упражнение «Разрезные картинки»

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Занятие 4 «Задания Мудрой совы»

Приветствие

Этюд «Изобрази животное»

Упражнение для глаз «Фигуры»

Упражнение «Говори хором – говори один»

Упражнение «Соедини точки по порядку»

Рефлексия

Прощание

30мин.

февраль

1

Занятие 5 «Помоги Мудрой сове найти фигуры»

Приветствие

Игра «Летает – не летает»

Упражнение «Какая фигура спряталась»

Упражнение «Разноцветные фигурки»

Динамическая пауза

Упражнение «Сортировка»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 6 «Загадки Мудрой совы»

Приветствие

Игра «Море волнуется»

Игра «Отгадай»

Пальчиковая гимнастика

Элемент арт-терапии Рисование под музыку весну.

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 7 «Ребусы Мудрой совы»

Приветствие

Ребус «Какая буква спряталась»

Упражнение «Внимание – рисуем!»

Упражнение «Говори один – говори хором»

Ребус «Что получится»

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Развлечение 8 Конкурс Самый лучший будущий первоклассник»

Приветствие

Задания конкурса:

  1. Продолжи предложение
  2. Задачи о школьных принадлежностях
  3. Игра «Собери портфель»
  4. Составь слово
  5. Какое слово спряталось
  6. Игра «Цифроград»
  7. Дорисуй

Рефлексия

Прощание

1час

март

1

Занятие 9

Приветствие

Игра «Вежливые слова-вежливые ответы»

Упражнение «Школьные правила»

Упражнение «Отгадывание загадок»

Динамическая пауза

Упражнение «Пол-Нос-Потолок»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 10

Приветствие

Упражнение « Вежливость»

Игра «Море волнуется»

Упражнение « Корректурная проба»

Упражнение « Звуковые прятки»

Пальчиковая гимнастика

Элемент арт-терапии Рисование под музыку весну.

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 11

Приветствие

Ребус «Какая буква спряталась»

Упражнение «Внимание – рисуем!»

Упражнение «Говори один – говори хором»

Упражнение на листах

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Занятие 12

Приветствие

Игра « Трутень и пчелы»

Тренинг навыков школьного поведения

Упражнение « Потопаем-похлопаем»

Упражнение « Складываем и считаем»

Рефлексия

Прощание

30 мин

Апрель

1

Занятие 13

Приветствие

Игра « Пчелы»

Игра «Воздух-земля-огонь-вода»

Упражнение « Задачи-шутки»

Упражнение « Помоги судье»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 14

Приветствие

Упражнение « Кто вспомнит»

Игра «Море волнуется»

Упражнение « Части суток»

Упражнение « Пары слов»

Пальчиковая гимнастика

Элемент арт-терапии Рисование под музыку Апрель-апрель на дворе звенит капель».

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 15

Приветствие

Игра « Будь внимателен»

Упражнение «Обобщающие слова

Упражнение «Большой - маленький»

Упражнение на листах

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Занятие 16

Приветствие

Игра « Изобразим животных»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение « Четвертый лишний»

Упражнение « Летает – не летает»

Упражнение « Сложи по образцу»

Упражнение на листах

Рефлексия

Прощание

30 мин

Литература

  1. Алябьева ЕЛ. Коррекционно-развивающие упражнения для детей старшего дошкольного возраста. -  М., 2004.
  2. Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. - М., 1994.
  3. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников - М., 2008.
  4. Веракс Н.Е., Комарова Т.С. Программа "От рождения до школы"  - М:2014.
  5. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Н. Развиваем руки - чтоб и учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 1998.
  6. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 2006.
  7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-еизд., дополн. и перераб. — СПб.: Речь, 2002.
  8. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. -М., 2004.
  9. Куликовская ТА. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М., 2008.
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  11. Кряжева НА. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.
  12. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб., 1996.
  13. Маклаков И.Ю. Возрастная психология. - М.; 2000.
  14. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 2004.
  15. Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Гном и Д, 2000.
  16. Пожиленко ЕА. Артикуляционная гимнастика. - СПб., 2006.
  17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1993.
  18. Узорова О.В., Нефедова ЕА. Физкультурные минутки. - М., 2005.
  19. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.
  20. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. М.,2012.
  21. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. - М.: Просвещение; Вла- дос, 1995.
  22. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/matematicheskie-fizminutki - социальная сеть работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа "Обучение элементам спортивных игр (баскетбол) для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа".

Предлагаю вашему вниманию авторскую программу по дополнительному образованию "Обучение элементам спортивных (баскетбол) для детей подготовительной к школе группы"....

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...