РОДНОЙ ЯЗЫК- ОСНОВА ДУХОВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕБЕНКА
статья по коррекционной педагогике на тему

Черкащенко Татьяна Викторовна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherkashchenko_tatyana_viktorovna.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

РОДНОЙ ЯЗЫК - ОСНОВА ДУХОВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕБЕНКА

«Детская душа в одинаковой мере чувствительна, к красоте природы, к музыкальной мелодии и к родному слову».

В.А. Сухомлинский.

Человек овладевает родной речью, способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту русского языка  только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

Разговор с ребенком – это безделье, пустая трата времени – думают родители, но это не так. Разговор  с ребенком – это сбережение и укрепление контакта, эмоциональная потребность обеих сторон, жизненная необходимость. В повседневном общении со взрослым  ребенок учится познавать мир, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения. В разговоре с ним родители дарят ему уверенность не в завтрашнем дне, а в сегодняшнем дне, уверенность в том, что есть судьба и семья, есть биологическая сила слова, есть поддержка.

Развитие речи все более актуально становится проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Без речи люди не могут организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие  дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются  в общении с другими детьми. К 5-6 годам  современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка, уметь полно и  последовательно излагать  свои мысли, свободно пересказывать  рассказы и сказки, описывать события и правильно произносить все звуки и  сложные слова.

Основными условиями развития ребенка в семье являются формирование интереса к художественной литературе, необходимо научить ребенка слушать. Это достигается путем подбора интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. Речевое и языковое развитие должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей  индивидуальных особенностей каждого ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешним эффектом (мой ребенок все буквы знает, пишет, читает). Полученные знания, навыки в детском саду необходимо закреплять в семье: составлять рассказы по сериям картинок (от 3 х и более), по семейным фотографиям; формировать интерес к театральной деятельности. Необходимо играть с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Например, «Угадай, что у меня в сумке»: ребенок задает вопросы по величине, по форме, по вкусу, по цвету; «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»: имитация действия работ (чистка картошки, стирка, сбор яблок); «Угадай, что это?»:  описание предмета в квартире; «Скажи наоборот»: я скажу широкая, а ты скажешь узкая, жадный-щедрый, добрый-злой и т.д.; «Угощаю»: ребенок называет сладкие, соленые, горькие слова.

 Не стоит забывать про развитие мелкой моторики. Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточна развита память, внимание, связная речь. Необходимо больше вырезать, штриховать, пришивать пуговицы, собирать паззлы.

Играя с детьми  можно добиться многого. Для этого необходимо с ребенком больше говорить, творить, лепить, устраивать концерты, сочинять сказки, петь хором песни, вовлекая в деятельность всех членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и воспитание на родном языке - путь к интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка

Педагогами МБДОУ Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уделяется большое внимание знакомству с историей, бытом, культурой народов Башкортостана  через обучение...

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...

Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка.

Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка. I раздел:Роль родного языка в развитии речи ребенка....

«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

Основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В обра...

Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...