Консультация для педагогов «Роль родного языка в формировании личности ребенка»
консультация

Колоскова Елена Сергеевна

Формирование речи детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon-iya_rol_rodnogo_yazyka.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Роль родного языка в формировании личности ребенка»

Подготовила: Старший воспитатель МКДОУ № 17 г.Аши

 Колоскова Е.С

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни – одна из

серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным

образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего

мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка

осуществляется общение ребенка с окружающими людьми. Общение

ребенка-дошкольника уже не ограничивается членами его семьи.

Воспитатели, группа сверстников, помощники воспитателей и другие

сотрудники детского сада составляют для него вторую после семьи ячейку

общественной жизни.

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится

родному языку. Через него происходит межличностный контакт,

ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии,

узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими

традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших

правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в

дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

Язык - это символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний.

Язык как орудие мышления играет большую роль в умственном

развитии ребенка. Еще К.Д.Ушинский сказал: «...родное слово есть основа

всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него

начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».

Родной язык для ребенка – этот тот ключ, который откроет ему

сокровища знаний, когда он будет изучать основы наук в школе. Через

родной язык мы приобщаем детей к родной культуре: материальной культуре

(так ребенок знакомится с окружающими предметами, техники и их

названиями), к духовной культуре: художественной литературе, фольклору,

искусству. Через живое наблюдение и слово воспринимает и усваивает

ребенок доступные ему факты общественной жизни.

Родное слово используется воспитателем как важнейшее средство

воздействия на детей, формирования их морального облика, как средство

передачи знаний.

Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников,

система обучения родному языку включает в себя:

-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

- приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию

языковых обобщений, структуре связного высказывания

-выделение связующего звена в разделах речевой работы

-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду  и  в начальной школе

-раскрытие характерных особенностей овладения языком

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве

дошкольников

Постижение основ родного языка рассматривается как базис

полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного,

эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной

взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он

должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать

различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать

мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и

пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с

изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами,

сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом

назначении проявляется в выборе им средств для воплощения

художественных образов.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное

воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по

картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания

развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение

смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное

рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи

(любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка"

В консультации опиывается как нарушения речи влияют на рввитие ребенка, формирование его личности....

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"...

Консультация для родителей « Роль народной культуры на формирование личности ребенка»

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.Старая ...

консультация для педагогов "Развитие творческих способностей в формировании личности ребенка"

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализироват...

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональны...

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка".

Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка" (старшая группа)...