Консультация для педагогов «Роль родного языка в формировании личности ребенка»
консультация
Формирование речи детей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль родного языка в формировании личности ребенка»
Подготовила: Старший воспитатель МКДОУ № 17 г.Аши
Колоскова Е.С
Формирование речи детей в дошкольные годы жизни – одна из
серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным
образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего
мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка
осуществляется общение ребенка с окружающими людьми. Общение
ребенка-дошкольника уже не ограничивается членами его семьи.
Воспитатели, группа сверстников, помощники воспитателей и другие
сотрудники детского сада составляют для него вторую после семьи ячейку
общественной жизни.
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится
родному языку. Через него происходит межличностный контакт,
ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии,
узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими
традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших
правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в
дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
Язык - это символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний.
Язык как орудие мышления играет большую роль в умственном
развитии ребенка. Еще К.Д.Ушинский сказал: «...родное слово есть основа
всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него
начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».
Родной язык для ребенка – этот тот ключ, который откроет ему
сокровища знаний, когда он будет изучать основы наук в школе. Через
родной язык мы приобщаем детей к родной культуре: материальной культуре
(так ребенок знакомится с окружающими предметами, техники и их
названиями), к духовной культуре: художественной литературе, фольклору,
искусству. Через живое наблюдение и слово воспринимает и усваивает
ребенок доступные ему факты общественной жизни.
Родное слово используется воспитателем как важнейшее средство
воздействия на детей, формирования их морального облика, как средство
передачи знаний.
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников,
система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
- приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию
языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве
дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис
полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного,
эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной
взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он
должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать
различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать
мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и
пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с
изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами,
сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом
назначении проявляется в выборе им средств для воплощения
художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное
воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по
картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания
развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение
смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное
рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи
(любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка"
В консультации опиывается как нарушения речи влияют на рввитие ребенка, формирование его личности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-595481-1424969606.jpg)
Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-450236-1481565919.jpg)
Консультация для родителей « Роль народной культуры на формирование личности ребенка»
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.Старая ...
консультация для педагогов "Развитие творческих способностей в формировании личности ребенка"
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализироват...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-1262815-1599237213.jpg)
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста».
Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональны...
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка".
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка" (старшая группа)...