Главные вкладки

    Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
    календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

    Сухарева Светлана Александровна

    планирование на год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrektsiya_sedelnikov.docx19.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

    (ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»)

    Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы

    --------------------------------------------

    ---------------------------------------------------

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Сухарева С.А.

    2014 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

    Целью программы является ранняя коррекция задержки психоречевого развития, формирование ряда коммуникативных навыков, профилактика вторичных отклонений в развитии. 
    Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей младшего возраста с задержкой психоречевого развития. 
    Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого и социально-личностного развития ребенка с задержкой речевого развития; ведущих мотивов и потребностей ребенка данного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка. 
    Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования элементарных математических представлений. 
    Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации. 
    В программе выделены следующие разделы: 
    1. Речевое развитие. 
    2. Познавательное развитие. 
    Программа для детей с задержкой психоречевого развития построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических исследованиях. 
    Программа составлена с учетом: 
    • характера ведущей деятельности; 
    • структуры и степени выраженности нарушения; 
    • ведущих мотивов и потребностей ребенка; 
    • целей дошкольного воспитания. 

    Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями: 
    1. Консультативно-рекомендательная. 
    2. Лекционно-просветительская. 
    3. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком. 

    Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. 

    Сенсорное развитие 
    Задачи: 
    • Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона. 
    • Учить детей различать свойства и качества предметов: большой-маленький, какого цвета и пр. 
    • Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности (конструирование, рисование). 
    • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы, примеривание при решении практических или игровых задач. 
    • Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной). 
    • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, тактильно-двигательное и вкусовое ощущение .

    Ознакомление с окружающим 
    Задачи :
    • Уточнять и расширять знания детей по темам: «Части тела», «Части лица», «Игрушки», «Семья», «Мальчик-девочка», «Мебель», «Посуда», «Лето». 
    • Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, и пр.). 
    • Формировать начальные представления детей о возможности некоторой систематизации накопленных знаний. 
    • Расширять и активизировать словарь по указанным темам. 

    Примерный перечень игр:

    «Части тела». 
    Упражнение «Покажи на себе и на кукле». 
    Упражнение «Это я». 
    Упражнение « Собери человека». 
    «Части лица». Упражнение «Покажи на себе и на кукле». 
    Упражнение «Поручения». 
    Упражнение «Будь внимательным». 
    «Девочка-мальчик». Игра: «Кто позвал?». 
    Игра: «Прятки». 
    Игра: «Кто ушёл?»
    «Семья». Упражнение «Покажи». 
    Пальчиковая гимнастика «Семья». 
    Игровое упражнение «Кто уехал на дачу» 
    «Игрушки». 
    Игра «Что привезла нам машина?» 
    Упражнение «Поручения». 
    Упражнение «Не ошибись» 
    Подвижная игра «Гном». Игра с разрезными картинками. Разрезные кубики. 
    «Одежда». Игра «Магазин» 
    Игровое упражнение «Запомни и покажи». 
    Подвижная игра «Платья». Упражнение «Оденем куклу». Игра «Парные картинки» 
    «Посуда». 
    Д/И «Подбери чашку к блюдцу». Д/И «Для чего нужны?» Игра с разрезными картинками. Упражнение «Тарелка» Игра «Поручения» 
    «Мебель». Подвижная игра «Кроватка» Игра в поручения .Дидактическая игра «Что для чего?» 
    Дидактическая игра «Парные картинки». Дидактическая игра «Чего не стало?». Игра «В гостях у куклы Маши». 
    «Лето». Дидактическая игра «Соберём букет для мамы» Подвижная игра «Одуванчик». Игра «Разрезные картинки». «Найди пару». Дидактическая игра «Лото». 
    Повторение Упражнение «Назови одним словом». 
    Дидактическая игра «Найди лишний предмет». 
    Упражнение «Что это?» 
    Дидактическая игра «Что к чему? 

    Развитие психических функций.
    Развитие психических функций включает в себя развитие внимания, памяти, мышления. 

    Итоговые показатели по разделу 
    Ребёнок должен научиться: 
    • рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать; 
    • сознательно направлять внимание на определенные предметы; 
    • переключать свое внимание с одной игрушки на другую; 
    • находить парные картинки; 
    • выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них; 
    • определять какого предмета не стало (из 4-5  предложенных); 
    • освоить способы действий с предметами, использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; 
    • пользоваться различными методами для решения проблемно-практических задач; 
    • понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими.

    Примерный перечень игр :


    «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д. 

    Развитие мелкой моторики 
    • учить детей выполнять дифференцированное движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого; 
    • учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности; 
    • учить детей правильно держать карандаш, фломастер. 


    Итоговые показатели по разделу 
    Дети должны научиться: 
    • выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки, концентрировать внимание на одном виде деятельности; 
    • производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй; слышать рифму, делить слова на слоги на слух; 
    • выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого; 
    • различать горох, фасоль, макароны в играх с «сухим бассейном», захватывать их большим и указательным пальцем; 
    • играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень в определённой последовательности.

    Примерный перечень игр: 


    упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий», «щелчки», «цепочки» и др. 
    пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

    Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

    Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.

    Игры, направленные на развитие внимания дошкольников,   на развитие различных видов памяти,  на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,  на развитие мыслительных операци...

    Игры, направленные на развитие психических процессов по лексическим темам

    Подборка игр на развитие внимания, памяти, мышления, воображения по лексическим темам...

    Картотека игр по развитию психических процессов, коммуникативных способностей для детей от 4 лет

    Педлагаемая вниманию картотека игр и упражнений будет интересна не только специалистам и воспитателям, но и родителям. Игры не требуют подготовки большого количества материала, занимательны для детей ...

    Картотека игр, направленных на развитие психических процессов.

    Игры, направленые на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста. С помощью этих игр у детей тренируется память, внимание, мышление,а так же развивается речь....

    Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

    Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....