Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.
методическая разработка по логопедии по теме

Мельникова Ольга Васильевна

Игры, направленные на развитие внимания дошкольников,   на развитие различных видов памяти,  на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,  на развитие мыслительных операций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2._igry_na_razvitie_psihicheskih_processov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.

Игры, направленные на развитие внимания дошкольников

Игра «Не пропусти растение»

Цель: развитие произвольного внимания, способности к переключению внимания.

Ход игры: Дети слушают слова, которые произносит взрослый. Всякий раз, когда среди слов встречаются названия растений, ребята должны хлопать в ладошки:

Трамвай, небо, стол, береза, Лиля, вермишель, девочка, сосна, машина, воробей, самолет, тюльпан, кошка, пол, окно, клен, укроп, грабли, огурец, ведро, стакан, воздух, шофер, пальма, духи, медведь, осина, ветер, колокольчик.

Игра «Пришельцы из космоса»

Цель: развитие пространственных представлений, координации движений, умения согласовывать свои действия со звучащим словом, формирование положительного эмоционального настроя.

Ход игры:  дети выполняют роль «пришельцев из космоса». Они не умеют говорить, как земляне, общаются только движениями. Взрослый – главный инопланетянин. Задача инопланетян – правильно вступить в контакт с землянами. Педагог называет движения, дети должны четко их показать. Тот, кто ни разу не ошибется, первый войдет в контакт с землянами.

Примеры движений: поднимите левую руку;  поднимите правую ногу;  левой рукой возьмитесь за правое ухо;  правой рукой закройте левый глаз;  с закрытыми глазами поднимите левую руку;  с закрытыми глазами правой рукой возьмитесь за левую щеку и т.д.

Игры, направленные на развитие различных видов памяти дошкольников

Игра «Разведчики»

Цель:  развитие зрительной памяти, формирование коммуникативных навыков.

Ход игры: дети встают в шеренгу. Это разведчики. Они выбирают командира. Он должен запомнить, в каком порядке стоят его солдаты. Затем командир отворачивается, ведущий меняет местами нескольких детей в шеренге. Командир должен правильно расставить всех по местам.

Игра с мячом «Запоминалка»

Цель:  развитие памяти (смысловой и механической).

Ход игры: дети стоят по кругу. В центре ведущий (взрослый). Он зачитывает пары слов, которые надо запомнить. Затем бросает ребенку мяч и называет первое слово. Тот должен назвать второе и бросить мяч ведущему.

Смысловая память:


Дом – крыша

Школа – ученик

Лето  - солнце

Плита – кастрюля

Художник – кисть

Поезд – рельсы

Кино – экран

Обложка – книга

Перчатка – рука

Птица – небо

Механическая память:


Часы – окно

Чашка – туча

Сосна – кресло

Спина – лампа

Корова – банка

Ящик – палец

Число – машина

Корзина – свеча

Ветер – радость

Ребенок, не назвавший или неверно назвавший слово, выходит из игры.

Игра  «Телеграмма»

Цель:  развитие чувства ритма, слуховой памяти.

Ход игры:  взрослый сообщает, что сегодня он вместе с детьми будет запоминать слова, которые произносят инопланетяне. Тот, кто хорошо выучить их язык, полетит в космос. (В конце игры все дети, изображая космонавтов в невесомости, «летают» по комнате под «космическую» музыку.)

Подходя к каждому ребенку, взрослый произносит набор различных слогов, постепенно увеличивая их количество.

Например:  ко-тан-тя;   сып-ну-бук;   тыр-гу-да-си;   зот-рес-пуш-ным  и т.д.

Аналогично можно играть в цифры (запоминать произвольно названные цифры.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка.

Игра «Комплименты»

Цель: развитие воображения, эмпатии, формирование коммуникативных навыков.

Ход игры: сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «У тебя такие красивые ленточки», «С тобой так хорошо играть»,  «Ты умеешь петь и танцевать лучше всех». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент  своему соседу. Игра продолжается по кругу.

Игра «Подарок»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, эмпатии, положительного отношения друг к другу.

Ход игры:   дети стоят в кругу. Ведущий спрашивает: «ребята, вы любите получать подарки? А вы знаете, что дарить подарки – тоже замечательное занятие? Ведь так приятно увидеть, что человек радуется твоему подарку, что он улыбается. Сегодня мы будем дарить друг другу подарки, а вместе с ними – радость и хорошее настроение. Подарки у нас будут «понарошку», но зато можно «дарить» все, что только вы захотите. Например, я дарю (имя ребенка) большого шоколадного зайца.

Затем уже этот малыш называет имя другого и «дарит» ему свой подарок. Следует обратить внимание на то, что можно дарить не предметы, а нечто большее, например: большое небо, много света и тепла, яркое солнце, хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Игры, направленные на развитие психических процессов по лексическим темам

Подборка игр на развитие внимания, памяти, мышления, воображения по лексическим темам...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Игры дома, направленные на развитие психических процессов

Игры, направленные на развитие психических процессов....

Игры направленных на развитие психических процессов старших дошкольников

Данные игры предполагают использование интерактивной доски. Первая игра направлена на память и внимание, заключается в том, чтобы запомнить предметы на экране, за ограниченное количество времени и вос...