Главные вкладки

    Инклюзивное образование в детском саду
    статья по коррекционной педагогике на тему

    На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данной статье кратко описывается данное понятие, история, сопоставление понятий "интеграция" и "инклюзия", условия, целю, построение процесса инклюзивного образования, участники.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инклюзивное образование в детском саду.

    Понятие инклюзивного образования раскрывает Закон об образовании № 273 от 29.12.2012г., в котором говорится, что инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2, п. 27).

    Также в данном законе даётся понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2, п.16).

    В истории дошкольного образования можно выделить несколько шагов от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.

    Первый шаг – это «интегративное» образование, которое предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормальным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп

    в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

     Второй шаг – это «инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, в том числе и с проблемами развития, Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

    В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой приводится таблица, в которой сопоставляются понятия «инклюзия» и «интеграция». Взяв ее за основу, мы предлагаем следующий вариант сопоставления, адаптированный для детского сада:

    Интеграция

    Инклюзия

    Внимание направлено на проблемы «особых» детей

    Внимание направлено на всех детей детского сада, школы

    Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям

    Изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей

    Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями

    Преимущества получают все дети

    Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги

    Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов

    Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ

    Качественное обучение и воспитание всех детей

    Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы

    Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы

    Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.

    На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

    • Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
    • Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
    • Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
    • Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
    • Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.

    При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

    • Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
    • Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивного образования и согласие с ними.
    • Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров.
    • Возможность повышения квалификации педагогов.
    • Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

    Специальные условия делятся на:

    1. Организационное обеспечение:
    • Нормативно-правовая база
    • Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями
    • Организация медицинского обслуживания и питания
    • Финансовое обеспечение
    • Информационное обеспечение
    1. Материально-техническое обеспечение:
    • Организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ
    • Организация рабочего места ребенка с ОВЗ
    • Технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные программы, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей)
    1. Психолого-педагогическое сопровождение:
    • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
    • Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении
    1. Кадровое обеспечение:
    • Укомплектованность образовательного учреждения специалистами по работе с детьми с ОВЗ
    • Повышение квалификации педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии
    • Взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I—VIII видов.

    Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

    Задачи инклюзивного сада:

    – создание уютного, комфортного пространства для всех;

    – создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

    – формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

    – создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;

    – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

    ИНКЛЮЗИВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

    Деятельность инклюзивной группы направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.

    Комплектование инклюзивной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта – умственной отсталостью) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

    Содержание работы инклюзивной группы:

    • осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.);
    • социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;
    • реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист);
    • реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

    Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

    1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы;

    2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление адаптированной образовательной программы;

    3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

    4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

    5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

    Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. В данный момент в связи с изменением ФГОСов на федеральном и региональном уровнях идет разработка и внедрение новых методических рекомендаций. Новые требования к качеству развития детей, определенных ФГОСами, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.

    В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом как Образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу.

    Участники образовательного процесса:

    Организация инклюзивной практики требует от ее участников новых профессиональных компетенций, пересмотра функциональных обязанностей, введение новых специалистов. Примерный штат дошкольного учреждения реализующего инклюзивную практику представлен следующим образом (состав может быть иным в зависимости от условий сада):

    • Учителя-дефектологи,
    • Учителя-логопеды,
    • Педагоги-психологи,
    • Социальные педагоги,
    • Тьюторы.

    Для координации деятельности педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс целесообразно введение новой штатной единицы – координатора по инклюзии (рекомендации разработаны Леонтьевой Е.Е.).

    Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим образованием – коррекционный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог) или педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший подготовку в области инклюзивного образования.

    На базе МБДОУ детский сад «Италмас» мы провели социологический опрос педагогического коллектива и родителей детей, посещающих данное образовательное учреждение. После анализа нами было установлено следующее:

    1. Педагоги МБДОУ детский сад «Италмас» имеют представление об инклюзивном образовании;
    2. Педагогический коллектив готов работать в рамках инклюзивного образования на 80% при наличии специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
    3. Родители воспитанников практически не получают никакой информации об инклюзивном образовании на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
    4. Родители практически на 100% считают, что все дети должны обучаться вместе вне зависимости от недостатков, кроме детей с умственной отсталостью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация об инклюзивном образовании в детском саду

    Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...

    Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.

    Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....

    Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

    Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...

    Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

    С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

    Инклюзивное образование в детском саду

    Материал будет полезен педагогам работающих в детском саду  с воспитанниками ОВЗ и инвалидностью....

    Инклюзивное образование в детском саду

    Материал будет полезен педагогам работающих в детском саду  с воспитанниками ОВЗ и инвалидностью....