Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
материал по коррекционной педагогике

Ялманбетова Уланкерек Вазирхановна

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

 И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx387.73 КБ
Файл problemy_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_dou.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка» «Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ » . «Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами». Роберт Интергесоли пгт . Южно-курильск

Слайд 2

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации. Действующее законодательство позволяет обучение и воспитание детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях общего типа, т.е организация совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ОВЗ

Слайд 3

Задачи ПМПк : своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников; выявление резервных возможностей развития детей; разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей.

Слайд 5

Важно знать! На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) подписывается договор на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребенка и заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия договор не подписывается , оформляется отказ.

Слайд 6

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк , которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями. Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа развития предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Слайд 7

Карта индивидуального образовательного маршрута дошкольника 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию

Слайд 8

проблема цель задачи взаимодействия задачи ДОУ методы и приемы специалисты Низкий уровень развития монологической и диалогической речи. Активное участие в совместных играх, взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адекватное проявление своих чувств, развитие способности договариваться, учитывая в совместной деятельности интересы и чувства других, развитие умения сопереживать неудачам Закрепление в речи формул словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Формирование умения слушать собеседника, не перебивать без надобности. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Использование в речи полных предложений. Включение семьи в образовательный процесс. Рекомендации по общению взрослых с ребенком дома. Памятки для родителей: - «Как научить ребенка связно говорить»; «Развитие монологической и диалогической речи у старших дошкольников»; « Готовимся к школе». - Ситуативные разговоры; - игровые ситуации; - беседы; - составление и отгадывание загадок; - разучивание стихов и потешек ; - рассказы с дальнейшим обсуждением; - чтение; рассматривание с дальнейшим обсуждением; интервьюирование ; инсценировки и драматизации; Групповые ООД учителя – логопеда МБДОУ; родительские собрания с

Слайд 9

Карта индивидуального образовательного маршрута дошкольника 6-7 лет по познавательному развитию

Слайд 10

Выявленные проблемы Цели-результаты Задачи образователь-ного взаимодействия в детском саду Задачи образователь-ного взаимодействия в семье Используемые пед . технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами Низкий уровень развития математических способностей (порядковый прямой и обратный счет). Правильное использование количественных и порядковых числительных. Овладение порядковым прямым и обратным счетом. Овладение порядковым прямым и обратным счетом до 10. Развитие умения оперировать смежными числами. Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Вовлечение родителей в непосредственную образовательную деятельность. Оформление стенда для родителей: «Развитие математических представлений у детей 6 – 7 лет». Р ешение проблемных ситуаций; экспериментирование с природным материалом ; ООД; - реализация проекта «Сколько будет», - наблюдения; -моделирование ; -исследование ; коллекционирование (игрушек); - путешествия по карте, во времени; - игры (сюжетные,

Слайд 11

Карта индивидуального образовательного маршрута дошкольника 6-7 лет по речевому развитию

Слайд 12

Выявленные проблемы Цели-результаты Задачи образоват.взаимодействия в детском саду Задачи образоват . взаимодействия в семье Используемые пед . технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами Нарушение звукопроизносительной стороны речи. Автоматизация шипящих и свистящих звуков. Автоматизировать звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. Дифференцирование шипящих и свистящих звуков в чистоговорках , скороговорках и в монологической свободной речи. Консультация для родителей на тему: «Развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста». Консультации и индивидуальные занятия с учителем – логопедом. Еженедельные домашние задания по автоматизации звуков в начале, в конце, в середине слов, в словосочетаниях и в связной речи. Индивидуальные беседы; - ситуативные разговоры; ООД по развитию речи; Дидактические игры : игровые ситуации; - этюды и постановки; - игры с правилами; - сюжетные игры; - театрализованные игры; - составление рассказов по картине и по серии сюжетных картин; Индивидуальные занятия с учителем – логопедом

Слайд 13

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 6-7 лет по физическому развитию

Слайд 14

Выявленные проблемы Цели-результаты Задачи образовательн . взаимодействия в детском саду Задачи образовательн . взаимодействия в семье Используемые пед . технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами Физическая пассивность и, как следствие, низкое развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости Развитие физических качеств: ловкости, быстроты и выносливости . Развитие физических качеств: ловкости, быстроты, координации, скоростно-силовых качеств, реакции на сигналы и действия в соот­ветствии с ними; содействие развитию общей выносливости, силы, гибкости. Вовлечение родителей в физкультурное развлечение, как непосредственных участников. Показ родителям основных физических упражнений, которые проводятся с детьми в детском саду; Формирование у родителей понятия о необходимости проведения утренней гимнастики и физкультурных упражнений дома . - ООД по физкультуре; - утренняя гимнастика; - гимнастика после дневного сна; физкультминутки (не менее 2); - соревнования; - подвижные игры с правилами; - спортивные игры и упражнения; - подвижные дидактические игры; - игровые ситуации; - спортивные праздники и досуги; О ОД инструктора по физической культуре; О ОД

Слайд 15

Спасибо за внимание)



Предварительный просмотр:


Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию доклад на тему «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ».

Слайд1

Слайд2

В нашем детском саду создана ПМПк, целью работы которой является: коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей:

а)    с нарушением речевого развития,

б) с нарушением  психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Слайд3.

Основными задачами   ПМПк является:

  • своевременное   выявление   и   комплексное   обследование   детей,   имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
  • профилактика   физических,   интеллектуальных   и   эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
  • выявление резервных возможностей развития детей;
  • разработка  программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей.

В сентябре в детском саду на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются  бланки первичных документов:

Слайд4

- Журнал записи детей на ПМПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк , который заполняется на каждом заседании;

- Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется ведущим специалистом не позднее чем за три дня до повторного заседания  ПМПк.

Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.

При необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК) Сахалинской области.

 Слайд5

На консилиум направляются  дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) подписывается договор на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребенка и заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия договор не подписывается, оформляется отказ.

На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы.

Слайд6

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.

Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа развития  предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

 Работа проходит поэтапно.

Этап 1. Ориентировочный. Установление эмоционального контакта. Процесс адаптации ребенка к группе проходит постепенно.

Этап 2. Организационный. Включение в деятельность, психолого-педагогическая диагностика.

Этап 3. Реализация адаптированной программы .

Представляем вашему вниманию примерные индивидуальные образовательные  маршруты детей с ОВЗ, составленные после заявления родителей в психолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК) МБДОУ «Аленка»:

Слайд7, Слайд 8

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию

Слайд 9, Слайд10

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 6-7 лет по познавательному развитию

Слайд 11, слайд12

Карта индивидуального образовательного маршрута  дошкольника 6-7 лет по речевому развитию.

Слайд 13, Слайд14

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 6-7 лет по физическому развитию

Мы-педагоги детского сада «Аленка» считаем, что все-таки во всех дошкольных учреждениях должны функционировать группы коррекционной направленности для детей с 3-х лет. Чтобы специалисты могли  корректировать и устранять нарушения. Чтобы допустим к 6 годам после устранения или коррекции нарушений ребенок мог посещать обычную группу. Немаловажную роль в работе с детьми ОВЗ играет отсутствие специалистов на острове, таких как педагоги-дефектологи, сурдопереводчики, психотерапевты. А также островная отдалённость от  городских центров, где функционируют реабилитационные центры для детей с ОВЗ.

 Трудности, возникающие при работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Трудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является также психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а также знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними. сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы все члены общества не только лучше понимали друг друга, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование в детском саду

На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данн...

Презентация об инклюзивном образовании в детском саду

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...

Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.

Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....

Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ"

Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространс...

Выступление на Всероссийском вебинаре по теме "ЦОР для дополнительного образования в детском саду " 11.11.2021 г.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополн...