Особенности формирования художественно – речевых способностей у детей с общим недоразвитием речи.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Бродич Татьяна Николаевна

У дошкольников с общим недоразвитием речи  имеются нарушения  интонационной выразительности, процессов  восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

Cовершенствование звуковой стороны речи: чёткости произношении, звучности и подвижности голоса, умение пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительности речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_vyrazitelnee_rech.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».

                                                                                          С.Л Рубинштейн.

Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороной  языка. Развитие художественно – речевых способностей у детей  с общим недоразвитием речи позволяет им раскрыть их творческий потенциал.

Выразительность речи называют такое её качество, в котором выраженное суждение  связано с отношением к нему говорящего.  Выразительность речи основывается на осознанной передачи мысли.

С.Л.Рубинштейн рассматривал выразительность как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

У дошкольников с общим недоразвитием речи  имеются нарушения  интонационной выразительности, процессов  восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Это проявляется в следующем:

- в трудностях дифференциации интонационных различий на практическом уровне;

- в замене вопросительной интонации повествовательной;

- в  переносе логического ударения на другое слово в предложении;

- в попытке необоснованного повышения и понижения голоса внутри фразы.

То, что у детей с речевыми расстройствами страдает, мелодическая организация речевого высказывания подтверждают исследования Л.И.Белякова и И.З. Романчук.

Работая с детьми  с общим недоразвитием речи необходимо донести до них, что все слова в предложении связаны друг с другом, но есть главные,  которые и требуют соответствующих логических ударений. Выделяют ударные слова с помощью изменения силы голоса (повышение, понижение), темпа (замедление, ускорение) при произнесении их, постановки пауз перед ними.

При исследовании просодических характеристик речи у детей с ОНР были выявлены следующие нарушения:

- снижение силы и длительности ротового выдоха;

- нарушение возможности произвольного изменения высоты голоса;

- нарушение модуляции голоса по громкости;

- нарушение темпа речи;

- нарушение ритмической организации речи;

- нарушение ритмической организации движений и снижения самоконтроля.

Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки, речь детей не будет достаточно выразительной.  Дети с общим недоразвитием речи говорят медленно, потому что им трудно справиться с проговариванием звуков, звукосочетаний, слов. Для более эффективного формирования у дошкольников фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и в повседневной жизни. По мере развития навыков владения  артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.

Темп речи является весьма действенным средством её художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков темпа речи придаёт ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.  У детей с общим недоразвитием речи необходимо выработать дисциплину речи, требующую то медленного, плавного, то быстрого, лёгкого, чёткого и чеканного произношения слов. Сила голоса так же является средством художественной выразительности речи. Так как модулирование голоса по громкости вызывает затруднения у детей с речевыми нарушениями, необходимо учить их управлять силой голоса: давать его тихо, средне, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому. Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет  рациональный способ расходования воздушной струи. Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональной и физической нагрузке. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи. Все это препятствует формированию выразительности речи, дети теряют звучность голоса, «комкают» слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдох, «захлёбываются».  Поэтому дошкольникам с общим недоразвитием речи необходимо развивать объём лёгких, формировать речевое дыхание.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: чёткости произношении, звучности и подвижности голоса, умение пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительности речи.

Понятие «художественно – речевые навыки» наряду с вербальными средствами включает в себя и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Во время эмоционального напряжения рассказчика невербальные средства способствуют выразительности передачи текста. Положение тела, выражение лица  облегчает слушателям восприятие исполняемого материала. Если ребёнок хорошо понимает содержание текста, то необходимое выражение лица появляется у него само. Актёрский жест является как бы продолжением внутренней  жизни изображаемого образа, является дополнением к тексту. Жест усиливает оттенки интонационной окраски слов, подчёркивает отдельные моменты.

Важнейшим источником развития  художественно – речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки). Но наиболее важным средством развития художественно – речевых способностей  у детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Они развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 Тематика театрализованных игр практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросу побуждают их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.

Таким образом, театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся развития художественно – речевых способностей  детей с общим недоразвитие речи, их интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она так же является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они  наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

об особенностях формирования и развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи

Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...