Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации дошкольников с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на  письменной речи и в целом на успеваемости ребенка. В связи с этим, особую актуальность при овладении процессами чтения и письма приобретают вопросы словообразования языка.

Достаточный уровень сформированности  словообразовательных процессов предупредит нарушения письменной речи, расширит языковой опыт детей, что важно как для обучения, так и для коммуникации.

Словообразование представляет собой:

- с одной стороны, особый путь развития словаря,

- а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Речь, как известно, является сложной функциональной системой. Нарушение одного из её компонентов ведет к расстройству всей речевой деятельности в целом.  У дошкольников с ОНР,  наряду с нарушением фонетической стороны речи, имеется  недоразвитие аспектов лексической и грамматической систем языка, в частности словообразования.

Проблема словообразования детей дошкольного возраста привлекала внимание многих авторов: Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович, Т.Н. Ушакову и др.

Формирование словообразовательных процессов у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, чем у детей в норме.

  • Отмечается задержка в развитии семантической структуры производных слов.     Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа производного слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании звуковые образы слов, что приводит к выбору слова, исходного по звучанию, но другого значения.

  • Велико количество слов, самостоятельно сконструированных детьми. Так называемые неузуальные образования. Процессы словотворчества у детей с нормальным речевым развитием к концу дошкольного возраста постепенно угасают, уступая место словообразовательным нормам. У детей же с ОНР период пассивного освоения словообразования, своеобразное начало постижения ребенком принципов создания новых слов от уже знакомых значительно затягивается. Ребенок прибегает к словотворчеству, чтобы дать наименование тем явлениям, нормативные названия которых ему еще не известны.

  • Дети с ОНР с трудом овладевают морфологической структурой слова, у них отмечаются несформированность морфологического анализа, узость психических операций переноса приобретенного практического опыта на сходные языковые ситуации. Более медленно у них формируются модели-типы.
  • Дошкольники с ОНР испытывают большие затруднения в употреблении продуктивных словообразовательных моделей. Непродуктивные словообразовательные модели к началу школьного обучения, как правило, остаются до конца несформированными. Рост числа производных слов, изменение их семантики отстают от нормы.

Остановимся подробнее на усвоении словообразования имен существительных.

Изучение особенностей словообразования имен  существительных у  дошкольников 5-6-летнего возраста с ОНР  проводилось в течение двух лет в  Мурманском детском саду №151 в группе компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для проведения исследования была использована методика Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.

          Материалом исследования были картинки и слова. Ребёнку показывалась картинка и давалась инструкция. Например, для образования уменьшительно - ласкательных существительных с продуктивными суффиксами -ик-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-, -ичк-, -инк-: большой – мяч, а  маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять (дом,  карандаш,  стакан, стул,  диван,  яблоня и т.д.)

Оценивались результаты по 5 уровням:

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.

Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словообразования.

Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.

Результаты исследования показали, что уровень словообразования существительных у детей с речевой патологией значительно ниже уровня дошкольников с нормой речи.  

Данные исследования показали, что 7% детей находятся на уровне выше среднего, 20% на среднем , 43% на уровне ниже среднего и 30% на низком уровне.  Таким образом, преобладает средне - низкий уровень.   Отмечались  ошибки даже при образовании уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивными суффиксами («стулик», «яблоня» - «яблочко» вместо яблонька). При образовании существительных с менее продуктивными суффиксами правильных ответов было  мало. Наблюдалось много неузуальных образований. Так, дети, выделив морфему – ниц из слов мельница, конфетница, практически все из них использовали именно эту морфему при образовании слова «сольница», соотнося со значением вместилища. Характерной особенностью является замена ими правильных производных слов уменьшительно-ласкательными формами с добавлением прилагательного «маленький» («маленький слоник», «маленький зайчик»). Прибегали к речевым интерпретациям («тот, который носит, помогает людям», «стекалит»), или же использовали неправильные образования («сварник», «танцовка», «стекольник»).

Полученные результаты показали необходимость проведения специальной работы по коррекции имеющихся нарушений. Она предусматривает:

         -организацию системы продуктивных словообразовательных моделей;

         -закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений;

          -работу над словообразованием менее продуктивных моделей;

          -уточнение значения и звучания производных слов.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Словообразование существительных включает:

          1) образование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивными суффиксами;

          2) образование существительных с менее продуктивными суффиксами;

          3) образование существительных со значением вместилища (посуды);

          4) образование названий детенышей животных и птиц;

          5) образование существительных, при котором происходит замена корня производного слова;

          6) образование существительных, обозначающих профессии и лиц, совершающих действия.

В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Виды коррекционной работы:

          - логопедические фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

- индивидуальные логопедические занятия по формированию правильного звукопроизношения;

- познавательно-речевые занятия;

- дидактические развивающие игры.

Коррекционная работа проводилась в течение учебного года. По итогам года проводилось повторное обследование детей. 11%  воспитанников показали высокий уровень, 17% выше среднего, 52% средний, 20% ниже среднего.

Таким образом, после проведённых коррекционных занятий у детей наблюдается повышение уровня словообразовательных навыков.

 Полученные результаты позволяют более эффективно организовать логопедическую работу в группах для детей с общим недоразвитием речи, что должно способствовать более качественной подготовке детей с речевой патологией к успешному овладению процессами чтения и письма, следовательно, к дальнейшему обучению в школе.

Литература

        1. Жукова Н.С,  Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.  —   М.,1990.

                 2. Лалаеева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и    

          грамматического строя  у          дошкольников с общим недоразвитием речи. –      СПб., 2001.

       3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», СПб.: Издательство «Союз», 2004.

       4. Филичева Т.В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.

      5.Тамбовцева А.Г. О дифференцированном подходе к детскому       словотворчеству и словообразованию. – Пермь, 1978.

 6. Цейтлин С.Н. Семантика производного слова и детская речь. Слово как предмет изучения. – Л., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Консультация для педагогов «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Указаны ошибки при формировании процессов словообразования у дошкольников с ОНР...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Доклад " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"

В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит  развитие речи, внимания,  памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...