Консультация для педагогов «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (старшая группа)

Шенцова Оксана Александровна

Указаны ошибки при формировании процессов словообразования у дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovoobrazovatelnyh_operatsiy.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В процессе овладению речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменения слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

     Словообразование – это создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно выводится из него по смыслу с помощью окончаний, приставок, суффиксов.

Многие ученые, изучающие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.) неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами.

В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.

Характерные ошибки словообразования у детей  с ОНР выражались в следующем:

- когда дошкольники с ОНР пытались образовать производные слова нарушенными оказались все словообразовательные операции. Большинство детей останавливались на существительных и не образовывали других частей речи;

-часто производная форма слов заменялась на развернутое высказывание (н-р: вместо слова «дворник» говорили «который подметает двор», «душ» - «кран льет воду»;

- неверно находили и подбирали аффрикаты к словам, заменяя одни другими:

«грибовый» – грибной суп,  по типу дубовый;

«межвежиха» - медведица, по типу ежиха;

«дубный» - дубовый лист;
«елевая» - еловая ветка;

-наибольшую трудность вызывало образование притяжательных прилагательных.

 Здесь подбирались различные варианты:

«лисичный», «лисевый», «лисный», « лисядный» лисоный» - лисий (хвост).

«заячные», «заячевы», «зайчишные» - заячьи (уши);

- образование слова от другого корня;

- при образовании новых слов типичным было несоблюдение условий организации звуковой, слоговой структуры слова, ошибочная постановка ударений.

-дети просто не называли слова, молчали, т.к. не могли подобрать правильное слово.  Это выражалось  в неумение  верно образовать слово с помощью суффиксов и приставок,

н-р: вместо слова «зайчиха» говорили «заяц», когда шло уточнение заяц – папа, а как назовем маму у зайчонка? Следовало молчание, т.к. дети не могли образовать заданное производное слово от слова «заяц»;

- дети не улавливали значения слов, которые менялись в зависимости от аффикса, н-р:  «пришить»  и «перешить». Не могли объяснить смысл этих слов, чем они отличаются и только после неоднократного объяснения значений этих слов, дети начинали понимать, как меняется смысл слов в зависимости от той или иной приставки.

Легче усваивались слова «пришел», «перешел» - глаголы, обозначающие движение.

Трудности словообразовательных операций нельзя отделить от лексических ошибок, они вытекают из них, т.к. словарь детей с ОНР беден, допускается замена одних слов другими, дети не чувствуют различия значений слов, которые меняются в зависимости от того или другого аффикса.

Рассмотрев ошибки в овладении процессами словообразования, остановимся на направлениях работы по их преодолению.

Рекомендуем проводить формирование словообразовательных операций по модели (образцу).

Этот способ дает возможность наглядно моделировать словообразовательные отношения, что для детей с ОНР 3 уровня значительно облегчает усвоение данных грамматических конструкций.

Формирование словообразовательных операций по модели (образцу) включает в себя следующие этапы работы:

- формирование предварительной ориентировки;

- формирование осознанных навыков применения словообразовательных  правил в контекстной речи детей.

На первом этапе формируется предварительная ориентировка детей в структуре слов, определяется длина слогового контура слов, звуковое сходство пары родственных слов.

При работе по образцу отрабатываются продуктивные, наиболее часто встречаемые грамматические конструкции, объединяя исходные и производимые слова в паре для ориентировки.

Необходимо объяснять детям значения слов.

Особое внимание  уделяется лексическому подбору материала.

На этом этапе идет формирование обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему, как отдельный языковой знак.

Для этого необходимо:

-закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;

-закрепить умение выделять в них корневые морфемы;

-научить выделять в словах словообразовательные аффиксы;

-сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;

-показать наглядно способы конструирования продуктивных словообразовательных моделей;

-уточнить значения производных слов.

2 этап логопедической работы – это формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил. На этом этапе идет обучение дошкольников с ОНР навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования.

На 2 этапе работы необходимо:

-закрепить навыки составления производных слов по модели;

-продолжать формировать обобщающее значение словообразовательных морфем;

-научить сравнивать между собой словообразовательные модели;

-выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);

-сформировать понимание общности производящей основы;

-закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

Этот метод дает возможность наглядно моделировать словообразовательные процессы, что значительно облегчает усвоение данных грамматических конструкций.

Работу по овладению словообразовательными операциями логопед проводит на подгрупповых и индивидуальных занятиях.  При этом необходимо учитывать индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Тема: «Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В статье раскрывается вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики....

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...

"Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования наиболее тесно связаны с грамматическими категориями, другие скл...

Консультация для воспитателей «Приёмы формирования неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение, проявляющееся в качественных недостатках фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторонах речи. При этом также нарушается...

Выступление на ГМО учителей-логопедов " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"

В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит  развитие речи, внимания,  памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...