Дидактические игры с песком и водой для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Жульженко Олеся Николаевна

ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ВОДОЙ И ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_pekom_i_vodoy_s_detmi_s_zpr.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ВОДОЙ И ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Учитель-дефектолог Жульженко О.Н.

ИГРЫ С ВОДОЙ

«Разноцветные кораблики»

Цель:   развиваем   представления ребёнка об основных цветах (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный).

Оборудование:  тазик  с  водой (или ванна),  разноцветные кораблики  (6 цветов),  пластмассовые рыбки (6 цветов).

Ход игры:  Взрослый  берёт рыбку  зелёного цвета (произносит название  этого цвета, ребёнок повторяет за взрослым  цвет).  Затем  просит ребёнка  найти такого же цвета кораблик и положить в него  зелёную рыбку. Дальше взрослый  берёт рыбку  красного цвета, вместе с ребёнком произносят название этого цвета. Ребёнку предлагается найти кораблик красного цвета и положить в него рыбку. Так продолжается игра с остальными корабликами и рыбками.

«Соберём  ракушки (камешки)»

Цель: уточняем представление о размере объектов «большой-маленький», развиваем ручную моторику.

Оборудование: большой  и маленький  тазики с водичкой (мисочки), большие и маленькие ракушки.

Ход игры: Взрослый просит ребёнка взять  маленькую ракушку и положить её в маленький тазик (мисочку). Затем просит ребёнка взять большую ракушку и положить её в большой тазик. Все действия  проговариваются и повторяются несколько раз.

 

«Поймаем  шарики»

Цель: развиваем  слуховое и зрительное внимание,  закрепляем  представления о цвете, развиваем  ручную моторику.

Оборудование: тазик с водой, рыбный сачок, разноцветные теннисные шарики (6 цветов).

Ход игры:  В тазике с водой плавают разноцветные шарики. Взрослый просит ребёнка  поймать шарик  не красного и не зелёного цвета.  Значит,  ребёнок ловит шарики остальных цветов,  кроме названных. Дальше взрослый  самостоятельно может давать инструкции.

« Волшебная водичка»

Цель:  развиваем  слуховое внимание, знакомимся  со звуками, возникающими в процессе различных действий с водой.

Оборудование: ёмкости с водой (стаканчик, миска, бутылочка).

Ход игры: Взрослый производит разные действия с водой, сопровождая их словесными пояснениями. Он показывает, как вода капает, льётся, журчит. Ребёнок вместе с  взрослым осуществляет  действия с водой, сопровождая их речью.  Постепенно задание можно усложнять.

Взрослый просит ребёнка закрыть глазки, внимательно слушать и отгадывать, что сейчас будет  происходить с водичкой. В это время взрослый производит разные действия с водой, таким образом, чтобы она капала, лилась, журчала.

« Цифры – рыбки»

Цель: закрепляем  названия цифр, совершенствуем навыки прямого и обратного счёта в пределах 10, развиваем  мелкую моторику.

Оборудование: тазик с водой, пластиковые цифры.

Ход  игры: Ребёнку предлагается поиграть с цифрами – рыбками, плавающими в воде. Сначала взрослый просит ребёнка брать цифры по порядку (начиная с цифры  1 и заканчивая цифрой  10). Ребёнок берёт цифры по одной и «приклеивает» их на кафельную плитку. Затем задание постепенно усложняется.  Ребёнок начинает приклеивать цифры в обратном порядке (начиная с цифры 10 и заканчивая цифрой 1).

«Угадай цифру, плавающую на животе»

Цель: закрепляем  названия цифр в пределах 10, совершенствуем  навыки счёта.

Оборудование: тазик с водой, цифры.

Ход игры: В тазике лежат перевёрнутые цифры. Ребёнок сначала вылавливает и приклеивает к стене цифры (начиная с цифры 1 и заканчивая цифрой 10), затем в обратном порядке (начиная цифрой 10 и заканчивая цифрой 1).Таким образом,  ребёнок составляет последовательные цифровые ряды. Играем с предлогами: «перед», «после», «между». Взрослый просит  ребёнка назвать цифру,  которая  стоит между цифрами «2» и «4», «3» и «5» и т.д.

Какая цифра стоит перед цифрой «6»? Какая цифра стоит после цифры «4»?  Взрослый может самостоятельно давать дальнейшие инструкции.

«Уточки в озере»

Цель: учимся решать задачи на сложение и вычитание в играх-драматизациях.

Оборудование: тазик (ванна), пластмассовые уточки или другие плавающие  игрушки.

Ход игры: Задача на сложение. Взрослый рассказывает ребёнку содержание задачи и просит повторить условия задачи.

Затем наглядно  и совместно решают задачу: «В озере плавали три уточки. Потом приплыла ещё одна утка. Сколько всего уточек плавают в озере?» Ребёнок выполняет игровые действия в соответствии с ходом задачи и решает её на наглядном материале.

Задача на вычитание. « В озере плавали шесть уток. Две уточки уплыли. Сколько уточек  осталось?» Ребёнок выполняет игровые действия и решает задачу.  Добивайтесь от ребёнка полных ответов на вопросы задачи.


ИГРЫ С ПЕСКОМ

« Узоры на песке»

Цель: развиваем  тактильную чувствительность, воображение, совершенствуем  движение ладоней и пальцев.

Оборудование:  поднос с влажным песком.

Ход игры: Перед ребёнком находится поднос с песком. Взрослый предлагает ему создать различные узоры с помощью отпечатков ладоней, кулачков, пальчиков. Предлагаемые узоры и рисунки: ромашка, солнышко, травка, дерево и т.д.

«Дорисуй фигурки»

Цель: закрепляем  названия геометрических фигур, развиваем  графомоторные навыки.

Оборудование: поднос с влажным песком.

Ход игры: Вариант 1.  Взрослый начинает рисовать часть фигуры (например,  квадрат). Ребёнок пытается узнать и назвать эту фигуру, а затем самостоятельно дорисовывает её.

Вариант 2. Взрослый начинает рисовать часть цифры. Ребёнок пытается узнать и правильно назвать эту цифру, а затем самостоятельно дорисовывает её.

« Следы на песке»

Цель: развиваем слуховое внимание, закрепляем навыки счёта, развиваем мелкую моторику.

Оборудование: Поднос с влажным песком, бубен.

Ход игры: Взрослый просит ребёнка послушать и сосчитать удары бубна. Затем ребёнок показывает нужное количество пальчиков  и называет их число. После этого опускает в песок пальчики, оставляя определённое количество следов.

«Дорожки»

Цель: закрепляем понятия « длинный - короткий», развиваем мелкую моторику.

Оборудование: поднос с влажным песком,  разноцветные пуговки.

Ход игры: Взрослый рисует ребёнку две дорожки: одну длинную, вторую короткую. Затем просит ребёнка выложить короткую дорожку  зелёными пуговками, а длинную дорожку  красными пуговками. После этого,  ребёнок, чередуя указательный и средний пальчики «идёт» по дорожкам.

«Считаем предметы»

Цель: закрепляем навыки счёта и  названия цифр, развиваем мелкую моторику.

Оборудование: влажный песок, цифры, камешки, ракушки.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку любую цифру в пределах 10.Ребёнок  называет  эту  цифру. Затем находит в песке соответствующее этой цифре нужное количество камушков.

Можно усложнить задание. Взрослый отхлопывает  в ладоши определённое количество ударов.

Ребёнок считает их, находит и называет правильно цифру. После этого в песке находит нужное количество ракушек. Игра продолжается столько раз, сколько цифр знает ребёнок, и пока у него есть игровой интерес.

« Рисуем геометрические фигуры»

Цель: закрепляем знания ребёнка о геометрических фигурах, развиваем тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Оборудование: влажный песок, картонные геометрические фигуры, платок.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку посмотреть и пощупать любую фигуру, например круг, а потом нарисовать её пальчиком на песке и спросить, какую фигуру  он нарисовал. Сначала упражнение выполняется с открытыми глазами. Затем взрослый ребёнку завязывает платком глаза  и даёт ему в руки геометрическую фигуру. Ребёнок ощупывает её. Взрослый убирает фигуру и снимает платок. Ребёнок рисует фигуру на песке.  Для рисования предлагаются различные фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг, ромб).

«Большой-средний-маленький»

Цель: закрепление представлений о величине ( большой-средний- маленький), умения сравнивать предметы по величине, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Оборудование: песок, пуговицы разной величины.

Ход игры: Ребёнок в произвольной последовательности выкладывает ряд пуговиц, чередуя их по величине. Затем «идёт» по ним указательным пальчиком , проговаривая величину пуговиц. Затем под инструкцию взрослого выкладывает ряд пуговиц в заданной последовательности с самостоятельным продолжением дорожки. Например: взрослый просит положить на песок большую-среднюю-маленькую пуговку. Ребёнок кладёт пуговицы, а затем  продолжает самостоятельно выкладывать дорожку. Можно предлагать разные варианты: маленькая-средняя- большая пуговка; большая-маленькая-средняя пуговка; две больших и одна маленькая и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним занятиям человечества...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним занятиям человечества...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним  забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Консультация для родителей «Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет»...

Игры с песком и водой для детей 2-4 лет

Консультация для родителей...

Консультация "Игры с песком и водой для детей дошкольного возраста"

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренирую...