Игры с песком и водой для детей 2-4 лет
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_vodoy_i_peskom_dlya_2-4_let.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком и водой для детей 2-4 лет

Максимова Т.Н., воспитатель 1 категории

         В теплое время года малыши проводят много времени на свежем воздухе. Существует много летних забав, игр и развлечений для детей.  Игры с песком и водой – одни из естественной деятельности детей. Вода и песок дают детям приятные ощущения, развивают различные рецепторы и представляют практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. В холодное время года игры с водой можно совместить с купанием ребенка, а песок заменить на различные крупы.

Игры с водой и песком в раннем возрасте

         Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками.

 Ранний возраст является очень важной ступенью в становлении личности ребенка.

         В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает способы действия в быту, игре, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.

 Организуя игры с водой и песком, взрослый не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.

         Игры с песком и водой помогают в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-4 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментирование с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку. В песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности.

 Основные принципы игр с водой и песком:

1. Создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

 Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, палочек и пр.

         Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли спасителя принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

 Оборудованием для игр являются:

 • надувные бассейны или ёмкости для воды;

 • чистый, просеянный песок для песочницы. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет влажным.

 • коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 см. В набор игрушек могут войти:

 - человеческие персонажи;

 - здания: дома, школы, церкви, замки;

 - игрушки – животные (заводные): домашние, дикие, доисторические, морские;

 - машины: сухопутные, водные, космические, боевые;

 - растения: деревья, кусты, цветы, овощи;

 - постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

 - естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца;

 - символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности;

 - сказочные герои: злые и добры;

 - домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики;

 - различные наборы для игр с песком и водой: лейки, грабли, вёдра, ситечки, лопатки;

 - пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

"Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!"

         Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разной степени прозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.

 Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

         Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).

         А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.

         Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.

         Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

         Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.

         В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.

         В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине. Несколько (все одинакового или каждая своего размера). Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько - одинакового или разного размера).

 Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.

"Кидаем в воду всё подряд!"

         В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.

 Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде?

 Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:

 • металл - ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их);

 • дерево - деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги);

 • пластмасса - любые предметы и игрушки;

 • резина - в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть, сравните;

 • ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.

 • бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают. Берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.

 • губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

«Эксперименты с подкрашенной водой»

         Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив, концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует расставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально - три).

         Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

         В каждой из бутылок - раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски, наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

«Растворяется или не растворяется»

         Что еще может растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла.

         А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

"Что же спрятано в песке?"

         Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

         Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве (цифре). Называют их, а потом обмениваются, говоря: “Вылепи, пожалуйста, мою букву! (цифру)”. Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы (цифры). Закончив работу, сверяют песочную букву (цифру) с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв (цифр).

         Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут “жить” только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.

         Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: “Я вылеплю букву, а ты - выкопай ее”. Или “Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я...” И другие.

 Ну, что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке. Сначала пальчиком, потом - палочкой, держа ее как ручку. Потом можно будет писать на песке печатными буквами известные и любимые ребенком стихотворные строки, часть которых почему-то оказывается засыпанной песком. Может, в этом виноват ветер, мышки и другие существа?

«Нарисуй картинку пальцами»

         Взрослый предлагает ребенку вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по "песочным" картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс "песочных" картин. Взрослый  добивается проговаривания вслух действий ребенка. Украшают работы бросовым материалом.

 

Проективные игры на песке

         Первый коммуникативный опыт ребенок получает  в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием “ковыряются” в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, кидает песок в глаза другим.

 Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы называем игры - ПРОЕКТИВНЫМИ.

         Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт, в виде “концентрата”, попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать, известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, затем опыт песочной сказки переносится обратно,  во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка.

"Волшебный клад"

         Развитие ориентации в пространстве, посредством словесных указаний. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

         В руках взрослого - кукла-волшебница из Страны Чудес. Взрослый говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы.

"Азбука настроения"

         Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение. Развивать творческие способности, речь, память, мышление, воображение детей. Способствовать развитию мелкой моторики руки. Создавать у детей бодрое, веселое настроение.

 Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки с изображением котенка в разном настроении. Дети подбирают прилагательные к изображениям (озорной, грустный, злой, веселый, хитрый). Затем взрослый предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д. За лучшие ответы и правильное изображение дети получают фишки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним занятиям человечества...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним занятиям человечества...

Дидактические игры с песком и водой для детей с ЗПР

ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ВОДОЙ И ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним  забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Консультация для родителей «Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет»...

Консультация "Игры с песком и водой для детей дошкольного возраста"

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренирую...