Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Жульженко Олеся Николаевна

Задачи реализации  Программы:

  • формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
  • развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы;
  • воспитывать позитивное отношение к совместным играм и коллективной деятельности;
  • учить пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, договариваться;
  • формировать умение ориентироваться на партнера в совместной деятельности, уметь слушать собеседника и согласовывать свои желания с его интересами;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vizhu_ponimayu_govoryu.docx66.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 347» г.о. Самара

Программа комплексной работы  по социально-коммуникативному развитию детей                     с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

Срок реализации: 1 учебный год.

Составил учитель-дефектолог:                  Жульженко Олеся Николаевна

2015 г.


Пояснительная записка

        В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. В коррекционной работе с такими детьми  формирование коммуникативных умений превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых, более эффективных путей развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.

        Внедрение  Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию "Вижу, понимаю, говорю" в систему коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, страдающих задержкой психического развития, позволит на завершающем этапе сформировать у большинства выпускников коррекционных групп необходимые предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий, которые станут залогом дальнейшего  успешного обучения в школе.

        Особенно актуальным использование  данной инновации является в связи с вступлением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов. При разработке данной Программы учитывались следующие требования ФГОС:

  • Программа обеспечивает развитие дошкольников в различных видах общения и деятельности, с учётом их возрастных, индивидуальных, речевых особенностей.
  • Программа направлена на создание условий речевого развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
  • Программа способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Для реализации программы актуален ряд ведущих видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

        Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" разработана учителем-дефектологом МБДОУ № 347 г.о. Самара О.Н. Жульженко.

        Ведущим мотивом к разработке данной программы явился тот факт, что в настоящее время отсутствуют качественные, современные, эффективные методические разработки, комплекты, пособия по формированию социально-коммуникативных умений, рекомендованные к использованию при работе с детьми с задержкой психического развития, с учётом когнитивных возможностей  и личностных  особенностей данной категории воспитанников.

         Кроме того, детальный анализ имеющейся сегодня Программы коррекционного сопровождения старших дошкольников с ЗПР "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" под редакцией                        С.Г. Шевченко, показал, что содержание коррекционной деятельности по формированию социально-коммуникативных умений  детей не соответствует уровню современных требований, а именно:

  • недостаточное проведение образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных умений  детей;
  • в представленном плане образовательной деятельности ограничены варианты работы по социально-коммуникативному  развитию;
  • рекомендованные художественные произведения для пересказа устарели, не соответствуют речевым возможностям и интересам детей;
  • предложенные варианты работы не соответствует тематическому  планированию, действующему в ДОУ;
  • указанный к использованию демонстрационный материал не отвечает современным условиям.

        Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" реализует следующие направления деятельности:

Диагностическое направление: опирается на один из главных принципов специального образования – принцип единства диагностики и коррекции. В коррекционную подготовительную к школе группу зачисляются дети со следующими заключениями ГПМПЦ: задержка психического развития или выраженная задержка психического развития какого-либо генеза. Как правило, все дети данной категории имеют серьёзные речевые расстройства.  

Обследование состояния социально-коммуникативного развития осуществляется у каждого ребёнка, зачисленного в коррекционную группу ДОУ.

Обследование учителем-дефектологом  дошкольников, посещающих коррекционную группу  ДОУ, осуществляется систематически:

  • 1 и 2 неделя сентября – первичная диагностика развития;
  • 2 и 3 неделя января – промежуточная диагностика развития;
  • 3 и 4 неделя мая – итоговая диагностика развития.

Изучение и анализ социально-коммуникативных умений детей осуществляется по диагностическим заданиям.

По итогам обследования на каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа овладения социально-коммуникативными умениями.

Так проходит реализация важнейшего принципа специальной педагогики – принципа динамического изучения развития ребёнка в процессе коррекционно-развивающей  работы.

Коррекционно-развивающее направление: предполагает комплекс специально организованных мероприятий, направленных на формирование, развитие и совершенствование социально-коммуникативных умений, максимальную коррекцию имеющихся недостатков социально-коммуникативного развития.

Это направление реализуется тесным взаимодействием педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников.

Ведущим специалистом группы является учитель-дефектолог, который несёт ответственность за коррекционно-развивающую работу в целом, осуществляет преемственность в работе с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, осуществляет контакт с врачом, взаимосвязь с родителями, преемственность в работе со школой.

В рамках реализации коррекционно-развивающего направления и данной программы, учитель-дефектолог организует подгрупповую и, в зависимости от ситуации,  индивидуальную   образовательную деятельность с периодичностью 1 раз в неделю. Обязательным условием работы является фиксация структурных компонентов образовательной деятельности, закрепление лингвистического материала  воспитателями в вечернее или другое свободное время, а также родителями детей.

Консультативное направление предполагает педагогическое просвещение родителей и методическое консультирование воспитателей подготовительных групп для детей с задержкой психического развития по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях домашней коммуникативной среды, непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов.

Актуальность Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" состоит в следующем:  

  • соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • разработана для дошкольников с задержкой психического развития  6-7(8)  лет, с учётом их актуального уровня познавательного развития и речевых возможностей;
  • предложенные варианты образовательной деятельности логично включаются в основную коррекционно-развивающую Программу как учрежденческий компонент;
  • подобран качественный демонстрационный и раздаточный наглядный материал, способствующий современной организации образовательного процесса.

При разработке Программы были учтены как общепедагогические принципы,  так и принципы специальной педагогики:

  • соответствует принципу развивающего обучения, цель которого – всестороннее развитие и социализация ребёнка;
  • предполагает построение коррекционно-образовательного процесса на адекватных возрасту видах деятельности, ведущей из которых является игра;
  • сочетает принципы научной обоснованности, практического применения и деятельностного подхода образовательного процесса;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • осуществляет содействие и сотрудничество детей и взрослых, признаёт ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддерживает коммуникативную инициативу детей в различных видах деятельности;
  • формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах коммуникативной деятельности;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса коррекционного обучения детей, в ходе реализации которых формируются предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

        При построении Программы мы учитывали следующие целевые ориентиры ФГОС ДОУ:

  • ребёнок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
  • любознательный, активный, задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому и сверстникам, принимает живое, заинтересованное участие в диалогах;
  • эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции сверстников и педагога, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

        Задачи реализации  Программы:

  • формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
  • развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы;
  • воспитывать позитивное отношение к совместным играм и коллективной деятельности;
  • учить пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, договариваться;
  • формировать умение ориентироваться на партнера в совместной деятельности, уметь слушать собеседника и согласовывать свои желания с его интересами;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека.

В реализации данной программы принимают участие дошкольники 6-7(8) лет, зачисленные в группу коррекционно-развивающего обучения на основании заключений ГПМПЦ:

  • выраженная задержка психического развития;
  • ЗПР церебрально-органического генеза;
  • ЗПР психогенного генеза;
  • ЗПР соматогенного генеза;
  • ЗПР конституционального генеза;
  • ЗПР смешанного генеза.

        Речевые расстройства  указанной категории детей проявляются в виде:

  • по психолого-педагогической классификации: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня;
  • по клинической классификации: стёртая дизартрия, моторная алалия.

Сроки реализации Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" в течение учебного года с 1 сентября по 31 мая, продолжительностью 32 учебные недели, из которых 6 недель занимает диагностика.

Формирование социально-коммуникативных умений  у заявленной категории воспитанников ДОУ в рамках внедрения данной Программы в систему коррекционно-развивающего процесса, осуществляется в следующих формах коммуникативной деятельности:

  • диалоги со сверстниками по заданной теме, сюжетной картине, личному опыту;
  • свободные диалоги со сверстниками;
  • диалоги со сверстниками по проблемной теме;
  • беседы со взрослым;
  • сюжетные игры;
  • пересказ;
  • рассказывание по серии сюжетных картин;
  • составление описательных рассказов по опорной схеме.

        При работе по социально-коммуникативному развитию мы считаем особенно важным неукоснительное соблюдение одного из общепедагогических принципов - принципа наглядности, что особенно значимо и актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения этой цели  в структуру образовательной деятельности включено обязательное использование наглядного материала, как раздаточного, так и демонстрационного (пиктограммы настроений, схемы составления рассказов, шаблоны с вопросительными словами и др.).         Благодаря этому дети получают возможность контролировать собственную диалогическую и монологическую речь, логично структурировать последовательность высказывания, давать объективную оценку сверстникам.

        В ходе реализации Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" удаётся успешно решить ряд задач отдельных образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:  

  • Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": старшие дошкольники коррекционных групп усваивают нормы и ценности, принятых в обществе, развивают навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, их собственные действия становятся более самостоятельными, целенаправленными, осознанными.  Стимулируя развитие коммуникативных навыков, удаётся увидеть у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание работать сообща в коллективе сверстников.
  • Образовательная область "Речевое развитие": в ходе решения задач Программы наши воспитанники овладевают речью как средством общения и культуры, значительно  обогащают активный лексический запас, совершенствуют связную диалогическую и монологическую речь,  развивают речевое творчество,  звуковую и интонационную культуру речи, знакомятся с книжной культурой, произведениями художественной литературы, понимают на слух произведения различных жанров детской литературы.
  • Образовательная область "Познавательное развитие": в ходе образовательной деятельности нам удаётся развивать интересы детей, любознательность,  познавательную активность.  Рассматривая иллюстрации, слушая произведения художественной литературы, формируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

         

Виды и формы образовательной деятельности, реализуемые в Программе "Вижу, понимаю, говорю":

Виды детской деятельности

Примерные формы работы

Игровая деятельность

- игры с правилами;

- игровые упражнения;

- игровые задания;

- игры-драматизации;

- подвижные игры.

Коммуникативная деятельность

- беседа;

- ситуативный разговор;

- речевая ситуация;

- составление рассказов;

- диалог, монолог;

- драматизация;

- игры.

Познавательно-исследовательская деятельность

- отгадывание загадок;

- игры по мотивам художественных произведений;

- игровые упражнения;

- дидактические упражнения;

- решение проблемных ситуаций;

- наблюдение.

Восприятие художественной литературы

- игры-задания;

- выразительное чтение реплик героев;

- слушание;

- обсуждение;

- беседа.

Ожидаемые результаты реализации программы:

В ходе реализации Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группе "Вижу, понимаю, говорю", мы предполагаем  следующие образовательные  результаты в области формирования социально-коммуникативных умений у старших дошкольников с ЗПР:

  • старший дошкольник умеет сотрудничать, инициировать общение и совместную со взрослым и сверстниками деятельность;
  • участвует в коллективной деятельности и проявляет положительные эмоции от сотрудничества с педагогом и сверстниками в совместной деятельности;
  • положительно реагирует на своих друзей и других сверстников в группе;
  • реализует партнерские отношения «ребенок среди сверстников»;
  • может участвовать в диалогах по лексической теме и о правилах поведения;
  • задает познавательные вопросы об окружающей природе и социальной жизни («Что это такое?», «Что с этим можно делать?», «Зачем это нужно?»);
  • высказывается о своих игровых и познавательных предпочтениях, интересах.

Список литературы.

        1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Неожиданный финал. Серии сюжетных картин для развития речи и чувства юмора. Серия: Развитие связной речи. М., ВЛАДОС 2003.

        2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 112 с.

        3. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда  Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2014.

        4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Издательствово НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

        5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.

        6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73

        7. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада/ Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2000. - 271 с.

        8. Игровые технологии в логопедической работе [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/igrovye-tehnologii-v-logopedicheskoy-rabote

        9. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.

        10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме "Зима" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 128 с.

        11. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). - М., "Просвещение", 1999. - 112 с.

        12. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлёва Н.Н., Чернышёва И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2009. - 80 с.

        13. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития http://www.refsru.com/referat-3997-1.html

        14. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1: Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М., Школьная Пресса, 2003. - 96 с.

        15. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2004. - 112с.

        16. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.26660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

        17. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. Город, транспорт. М., АРКТИ 2010. - 34 с.

        18. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2007. - 32 с.

        20. Ушакова О.С. Рассказы про зверят "Пчёлы", "День рождения". Серии сюжетных картин. Издательский дом "Карапуз", 2004.

        21. Формирование коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart.ru/files/ilidzheva_formirovanie_kommunikativnosti__u_detey_s_zpr.pdf

        22. Хрестоматия по детской литературе. Сост. Табенкина А.Л., Боголюбская М.К., под ред. Зубаревой Е.Е. М., "Просвещение", 1999. - 463 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...