Пальчиковые игры
учебно-методический материал по теме

Пальчиковые игры в развитии ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры в развитии ребенка

Как известно, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном

возрасте.

Огромную роль играют пальчиковые игры в развитии ребенка.

Еще известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Пальчиковые упражнения помогают развивать мозг малыша, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Давно известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.

Пальчиковые игры снимают напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела.

Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию.

Пальчиковая  гимнастика  поможет  ребенку стать настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, стимулирующие умственное развитие, что способствует  улучшению основных элементарных навыков таких, как умение одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, умение пользоваться простыми столовыми предметами.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

В своей работе я использую опыт современных педагогов, опираясь на основные принципы:

- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

- Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно.

- Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Для определенного возраста, я подбираю разные пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста.

«Фонарики»

(Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.)

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли

(сжать пальцы в кулачок)


Сорока – белобока

Сорока – белобока

Кашку варила,

(указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладони левой руки)

На порог скакала,

Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).

Гости не бывали (разведите руки и стороны, изображая сожаление),

Кашки не едали.

Всю кашку деткам отдала:

Этому — на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),

Этому — на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),

Этому — на ухвате (Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)

Этому - на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).

«Ладушки»

(Хлопать ладошами в такт)

Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки.

Что ели – кашку, что пили – бражку,

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Ложка маленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шугу - шугу – полетели, полетели

(поднять руки над головой)

На головку сели.

(опустить руки на голову)

«Оладушки»

(хлопают в ладоши)

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)

Один Машеньке,

Один Коленьке…

И т.д., перечисляя всех детей.


«Улитка»

У улитки-крошки, 
Подрастают рожки. 
Научу ее ходить, 
Если будут ножки.
( Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».)

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»

В прятки пальчики играли

(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Поднимают большой палец вертикально.)

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

(пальцы разжать)

«Пальчики»

Раз – два – три – четыре - пять — 
Вышли пальчики гулять. 
Раз – два – три – четыре - пять — 
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)

С этим братцем в лес ходил.

(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Наши пальчики»

( пальцы сжаты в кулачок, поочередно отгибать пальцы)

Это большой пальчик,

Он, как толстый мальчик.

Десять порций каши съел,

Оттого и растолстел.

Это – пальчик указательный,

Он самый внимательный.

Все увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.

Средний пальчик – это вот,

Он в середочке живет.

А другому пальчику

Имени не дали,

Поэтому и безымянным

Его прозвали.

Ну а этот пальчик –

Маленький мальчик.

Мизинец называется –

На нем рука кончается.

«Дружные пальчики»

(сжимать пальцы в кулак, медленно разгибать по одному)

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

(в конце снова сжимают пальцы в кулак,

но большой кладут сверху)

«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(ритмично соединять пальцы в «замок» и разъединять)

Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять….

(Поочередно соединять одноименные пальцы: большой с большим,

указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание.)

Мы закончили считать.

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«Воробей»

Скачет в парке воробей

(Указательный и средний пальцы прыгают по столу)

По правее, то левее,

(Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево)

То назад, то вперед.

(Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед)

Всюду зернышки клюет.

(Все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу)

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел.

«За работу»

(Пальцы сжаты в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)

Печки все – тебе топить.

(Разгибаем указательный и т.д.)

Тебе – воду носить.

А тебе – обед варить

А тебе – посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

«Пальчики ложатся спать»

(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик - прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик»

(Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

«Пять маленьких братьев»

(движения пальцами выполняют согласно тексту)

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря его называют указательным.

Третий твой палец – как раз посередине,

Поэтому, средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший – любимец,

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят за столами

и ритмично, поочередно, скачками согласно тексту

двигают по поверхности стола от себя к его

противоположному краю прямые пальцы обеих рук.)

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены

вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые — догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики — бегом,

(Движение средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые—пешком.

(Медленное движение безымянных пальцев по

поверхности стола.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)

Мы морковку трем, трем,

(Потирают кулак о кулак.)

Мы капусту солим, солим,

(Имитируют посыпание солью.)

Мы капусту жмем, жмем.

(Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)

«Замок»

На двери висит замок.

(Дети сжимают пальцы в замочек.)

Кто его открыть не смог?

(Пожимают плечами.)

Мы замочек потянули,

(Тянут в стороны сцепленные кисти.)

Мы замочек покрутили,

(Крутят сцепленные кисти.)

Мы замочком постучали

(Стучат основанием кистей друг о друга.)

И открыли!

(Разводят кисти в стороны.)

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Разводят пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Дети изображают кистями рук «корни)

Список литературы

  1. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2004.
  2. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
  3. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...