Главные вкладки

    План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
    календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему

    Ишниязова Виктория Викторовна

    Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы­двигают на первый план задачу изуче­ния психологических условий, вызываю­щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля­ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов­ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoobrazovanie_plan_2015_goda.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Согласовано»

    Зам.директора по УВР

    _________________Г.А. Абрамова

    ««у»«Утверждаю»        «Утверждаю»

    Директор детского дома для детей дошкольного возраста

    ______________Н.В. Маторина

    «02» сентября 2014 года

    План работы по самообразованию

    социального педагога

    Ишниязовой Виктории Викторовны

    Тема самообразования:  

    «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

    Мценск

    2014 г.

    Актуальность проблемы:

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

    Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

    В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

    В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.

    Задачи самообразования:

    1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.

    2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.

    3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.

    4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

    5. Разработать рекомендации воспитателям по предупреждению агрессивного поведения.

    6. Создать игротеку

    Направления самообразования:

    - изучение основополагающих теорий и понятий;

    - изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;

    - ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;

    - ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме.

    Методы самообразования:

    - изучение и анализ научной, популяционной литературы, интернет источников;

    - лекции, доклады посвященные изучаемой проблеме;

    - ознакомление с опытом работы других педагогов;

    - анализ результатов.

    Ожидаемые результаты:

    - ориентирование в новой литературе;

    - умение разбираться в изучаемой проблеме;

    - изучение возможностей профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников;

    - повышение профессиональной компетенции.

    План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста

    (2014-2015 учебный год)

     

    Этапы

    Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

    Сроки

    1.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

    Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы;

    газет, журналов;

    интернет, видео, аудио информации на различных носителях.

    Составление списка литературы по темам

    1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

    2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики;

    3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

    4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики.

    5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

    6. Изучение статей освещающих проблему агрессивного поведения дошкольников;

    7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

    Октябрь 2014

    В течение года

    2.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

    Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями,

    мастер-классы,

    мероприятия по обмену опытом.

    Составление собственной литературной подборки по изучению и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    Создание медиатеки по данной проблеме.

    1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов  др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации;

    2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег;

    3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме.

    4.Изучение современных психологических методик, способов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    5. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью.

    6.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д.

    7. Создание картотеки игр.

    В течение года

    В течение года

    Январь

    Февраль

    В течение года

    В течение года

    3.

    САМООТЧЕТ:

    1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;

    2) Подготовка консультации для воспитателей  про изучаемой теме;

    3)  Составление картотеки игр;

    3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению).

    Май 2015

     

    Список литературы:

    1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.

    2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.

    3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995

    4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.

    5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности //   Общественные науки и современность. – 1993. - №3.

    6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.

    7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986

    8. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999

    9. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.

    10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.

    11. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua

    12. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.

    13. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.

    14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

    15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.

    16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.

    17. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.

    18. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992

    19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

    20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.

    21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

    22. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.

    23. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.

    24. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной   личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.

    25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.

    26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.

    27. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -   №5/6.

    28. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.

    29. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.

    30. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

    31. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

    32. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

    33. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-

    34. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    35. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. 1997.

    36. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

    План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

    Годовой (перспективный) план работы социального педагога в детском доме для детей дошкольного возраста

    Направления деятельности социального педагога в КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста»:1.      Работа по защите прав ребенка.2....

    План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

    План работы творческой группы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста...

    Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

    Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

    Самообразования "Агрессивность у детей дошкольного возраста"

    Актуальность проблемы. План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста...

    План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

    План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...