Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Короткова Татьяна Анатольевна

В данном материале представлена рабочая программа кружка "Я и мир вокруг". Программа имеет профилактическое направление, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx566.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей № 1

 «Страна Детства»

N:\Таня\ДЕТСКИЙ САД 2014\фото\Лето 2015\DSC02099.JPG

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «Я и мир вокруг»

на 2015-2016 учебный год

     Составил:

     Воспитатель I кв.категорииN:\Таня\ДЕТСКИЙ САД 2014\фото\Лето 2015\DSC02156.JPG

     Короткова Татьяна  Анатольевна

        

г.Кировград

2015г.

Пояснительная записка

При разработке содержания программы кружка «Я и мир вокруг» по развитию социально-эмоциональной сферы старших дошкольников я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Программа имеет профилактическое направление, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:

  1. Родители.
  2. Педагог.
  3. Дети.

Первое направление  (родители).

- групповая консультация «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия  и в повседневной жизни».

Второе направление (педагог).

- консультация для воспитателей «Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний о социальном мире».

Третье направление  (дети). Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий.

Комплексный подход в реализации программы коррекции и развития социально-эмоциональной  сферы личности дошкольника

Цели программы:

  1. Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.
  2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи программы:

  1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
  2. Формирование установки «Я – хороший, ты – хороший».
  3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
  4. Овладение ребенком «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

Принципы программы:

  1. Ценностно-ориентированный принцип.

Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.

  1. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка.

Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

  1. Принцип симпатии и участия.

Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей в группе: 3 человека.

Отбор детей производится на основе диагностического обследования (по согласию родителей).

Программа реализуется в три этапа:

I  этап.  Диагностический.

II этап. Коррекционно-развивающий.

III этап. Контрольный.

Программа условно разделена на три блока:

Блок I. Развитие эмоциональной сферы.

Блок II. Развитие коммуникативных способностей.

Блок III. Знакомство с моральными чертами характера.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Словесные и подвижные игры.
  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  3. Рисование (тематическое и свободное).
  4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
  5. Проблемные ситуации.

В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослым.

Содержание  программы:

Блок I. Формирование у ребенка следующих умений:

  • представления о языке эмоций как знаках, предаваемых человеком о себе:
  • знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
  • понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;
  • умения регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок II.

  • Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать.
  • Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями.
  • Обеспечение чувства психологической защищенности.

Блок III. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни.

  • Дать понятие о парных качествах (добрый – злой).
  • Формирование положительных черт характера.
  • Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Алгоритм занятия:

  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.
  3. Беседа или проблемная ситуация.
  4. Развивающая игра, психогимнастический  этюд, тематическое или свободное рисование.
  5. Подвижная игра.
  6. Релаксация.
  7. Прощание.


Коррекционно-развивающая работа

Тема.

Программное содержание.

Методические приемы.

Обеспечение.

Каждый привлекателен

по-своему.

Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.

1. Приветствие, эмоциональный настрой - игра «Подари улыбку». Ход игры: дети становятся в круг, дарят улыбку своему соседу по кругу.

2. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.

3. Словесная игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

4. Подвижная игра «Газета».

Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместится четыре ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

5. Упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

6. Прощание.

Газета.

1. Приветствие, эмоциональный настрой – игра «Подари улыбку».

2. Беседа о том, что в каждом из нас есть много доброты.

3.Рисование «Автопортрет».

4. Словесная игра «Комплимент».

Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

5. Подвижная игра «Ток».

Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их – передают ток.

6. Упражнение на релаксацию «Шарик».

7. Прощание.

Краски, карандаши, бумага для рисования.

Я + Ты = Мы.

Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Подвижная игра «Молекула».

Цель: получение опыта позитивного взаимодействия.

Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» (ведущий) все собираются в кучу, платно прижимаясь друг к другу.

3. Упражнение на релаксацию «Кулачки».

4. Прощание.

Волшебные средства понимания.

Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Беседа о волшебных средствах понимании: интонации, мимике, пантомимике.

3.  Словесная игра «Я чувствую…»

Ход: детям раздаются корточки с изображение различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

4. Подвижная игра «Молекула».

5. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

6. Упражнения на релаксацию «Волшебный сон».

7. Прощание.

Карточки с изображением эмоций по количеству детей.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Словесная игра «Я чувствую…»

3.Подвижная игра «Руки».

Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает:

- познакомиться руками,

- поссориться руками,

- помириться руками.

4. Упражнения на релаксацию «Кораблик».

5. Прощание.

Карточки с изображение

эмоций по количеству детей.

Настроение.

Описание своего настроения, обогащение опыта, самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Подвижная игра «Марионетка».

Ход: дети работают в паре. Ребенок показывает своему партнеру настроение (грустное, веселое и т.д.), а партнер пытается повторить настроение показанное ему.  

3. Упражнение на релаксацию «Шарик».

4. Прощание.

Волшебная линия.

Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.

3. Подвижная игра «Ниточка с иголочкой».

Ход: дети встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. Первый ребенок иголочка, а остальные дети ниточка. Ниточка двигается за иголочкой, стараясь не порваться.

4. Упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

5. Прощание.

Бумага, карандаши, краски.

Я – хороший,  

я – плохой.

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Словесная игра «Я умею».

Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

3. Подвижная игра «Собаки бывают».

Ход: дети изображают собак. Педагог - психолог спрашивает о том, какие это собаки. 

4. Упражнение на релаксацию «Кулачки».

5. Прощание.

Мяч.

Вместе веселее.

Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Подвижная игра «Бумажные развалы».

Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают бумажные комочки. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

3. Упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

4. Прощание.

Старые газеты, бумага.

Хорошо и плохо.

Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Игра драматизация «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.

3. Словесная игра «Добрые слова».

Ход: дети становятся в круг и говорят по очереди друг другу добрые слова.

4. Упражнение на релаксацию «Кораблик».

5. Прощание.

Костюмы Лисенка и Медвежонка.


Конспекты занятий.

Блок I. Развитие эмоциональной сферы.

Занятие 1. «Каждый привлекателен по-своему».

Программное содержание: осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.

Материалы: магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, газета.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой детей.

Педагог: «Проходите, пожалуйста. Ребята,  давайте встанем в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подари улыбку». Каждый из вас будет дарить улыбку своему соседу. Молодцы! У вас очень хорошо все получилось!»

  1. Беседа: «Чем мы отличаемся и чем мы похожи?»
  2. Словесная игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ход игры: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

  1. Подвижная игра: «Газета».

Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход игры: на пол кладется газета, на ней должны поместится четыре ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

  1. Упражнение на релаксацию: «Волшебный сон».

Звучит спокойная музыка. Дети располагаются на ковре.

Педагог: «Сейчас, когда я буду читать стих,  вы устраиваетесь на ковре, как вам удобно, закроете глаза и не двигайтесь. Спокойно отдыхайте, «засыпайте» и тогда вам «приснятся» «волшебные сны», интересные сказки, любимые игрушки. Чем быстрее вы «уснете», тем раньше начнется «волшебный сон»».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются …(2 раза)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…(2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки – отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена…

И расслабленна.

  1. Прощание.

Педагог: «Мне очень понравилось играть с вами! А вам? (Выслушиваются ответы детей.) Тогда до следующей встречи!»

Занятие 2. «Каждый привлекателен по-своему».

Программное содержание: осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.

Материалы: краски, карандаши, бумага для рисования.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог: «Поиграем в уже знакомую для нас игру «Подари улыбку». Вам она понравилась? (выслушиваются ответы детей). Становимся в круг и начнем игру. Молодцы у вас очень добрые и красивые улыбки».

  1. Беседа с детьми о том, что в каждом из нас есть много доброты.
  2. Рисование автопортрета.

Педагог: «Сейчас мы с вами попробуем нарисовать свой автопортрет, то есть будем рисовать сами себя. Вы можете нарисовать себя за своим любимым занятием, на прогулке». (По выполнению работы детьми проводится беседа с детьми по рисункам. Каждый ребенок рассказывает о том что он нарисовал, чем он занимается, какое у него настроение.)

  1. Словесная игра «Комплимент».

Цель:  развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

  1. Подвижная игра «Ток».

Ход игры: дети стоят в кругу, держаться за руки и пожимают их – передают ток.

  1. Упражнение на релаксацию «Шарик».

Педагог: «Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.

Шарик мама нам достала.

Вдох – и тело легким стало,

Выдох – шарик ожил словно.

Дышим мы легко и ровно.

  1. Прощание.

Педагог: «Вы сегодня очень постарались! Мне очень понравились ваши рисунки!».

 

Блок II. Развитие коммуникативных способностей.

Занятие 1. «Я + Ты = Мы».

Программное содержание: развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Ток». Становитесь в круг и возьмитесь за руки. (Проводиться игра «Ток».) Как у вас хорошо получается передавать ток друг другу! Какие вы все ловкие, быстрые и дружные!»

2. Подвижная игра «Молекула».

Цель: получение опыта позитивного взаимодействия.

Ход игры: дети бегают по комнате. При слове «молекула» (ведущий) все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.

3.Упражнение на релаксацию «Кулачки».

Педагог: «Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,

Пальцы – в кулачки.

Крепко с напряжением

Сжатые они.

Пальчики сжимаем,

Снова разжимаем.

Девочки и мальчики,

Отдыхают пальчики!»

  1. Прощание. Педагог: «Спасибо вам за ваши рисунки, вы сегодня очень постарались!»

Занятие 2. «Волшебные средства понимания».

Программное содержание: знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.

Материалы: карточки с изображением эмоций по количеству детей.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог : «Ребята давайте вместе встанем в круг и поиграем в игру «Настроение».

Ход игры: дети стоят в кругу, один ребенок (ведущий) выходит в центр круга и показывает любое настроение (мимикой, пантомимикой) (грустное, веселое и т.д.), дети отгадывают настроение ведущего.

2. Беседа о волшебных средствах понимании: интонации, мимике, пантомимике.

3. Словесная игра «Я чувствую…»

Ход: детям раздаются корточки с изображение различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

4. Подвижная игра «Молекула».

5. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

6. Упражнения на релаксацию «Волшебный сон».

Педагог: «Сейчас, когда я буду читать стих,  вы устраиваетесь на ковре, как вам удобно, закроете глаза и не двигайтесь. Спокойно отдыхайте, «засыпайте» и тогда вам «приснятся» «волшебные сны», интересные сказки, любимые игрушки. Чем быстрее вы «уснете», тем раньше начнется «волшебный сон»».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются …(2 раза)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…(2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки – отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена…

И расслабленна».

        7. Прощание.

Педагог: «Мне сегодня очень понравилось с вами играть. Все вы молодцы! »

Занятие 3. «Волшебные средства понимания».

Программное содержание: знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.

Материалы: карточки с изображением эмоций по количеству детей.

Ход занятия:

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

 Педагог: «Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук».

2. Словесная игра «Я чувствую…»

Ход: детям раздаются корточки с изображение различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

3.Подвижная игра «Руки».

Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает:

- познакомиться руками,

- поссориться руками,

- помириться руками.

4. Упражнения на релаксацию «Кораблик».

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе – прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!»

5. Прощание.

Педагог: «Все сегодня очень постарались! А что вам понравилось больше всего? (Выслушиваются ответы детей.)»

Блок III. Знакомство с моральными чертами характера.

Занятие 1. «Настроение».

Программное содержание: описание своего настроения, обогащение опыта, самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог : «Ребята, вместе встанем в круг и поиграем в игру «Настроение».

Ход игры: дети стоят в кругу, один ребенок (ведущий) выходит в центр круга и показывает любое настроение (мимикой, пантомимикой) (грустное, веселое и т.д.), дети отгадывают настроение ведущего.

2. Подвижная игра «Марионетка».

Ход: дети работают в паре. Ребенок показывает своему партнеру настроение (грустное, веселое и т.д.), а партнер пытается повторить настроение показанное ему.  

3.Упражнение на релаксацию «Шарик».

Педагог: «Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.

Шарик мама нам достала.

Вдох – и тело легким стало,

Выдох – шарик ожил словно.

Дышим мы легко и ровно».

4. Прощание.

Педагог : «Молодцы! Как хорошо все сегодня постарались!»

Занятие 2. «Волшебная линия».

Программное содержание: обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.

Материалы: бумага, карандаши, краски.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог: «Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук».

2. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся. (После выполнения работы- рассматривание и обсуждение выполненных линий с детьми.)

3. Подвижная игра «Ниточка с иголочкой».

Ход игры: дети встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. Первый ребенок иголочка, а остальные дети ниточка. Ниточка двигается за иголочкой, стараясь не порваться.

4.Упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

Педагог: «Сейчас, когда я буду читать стих,  вы устраиваетесь на ковре, как вам удобно, закроете глаза и не двигайтесь. Спокойно отдыхайте, «засыпайте» и тогда вам «приснятся» «волшебные сны», интересные сказки, любимые игрушки. Чем быстрее вы «уснете», тем раньше начнется «волшебный сон»».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются …(2 раза)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…(2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки – отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена…

И расслабленна».

5.Прощание.

Педагог: «Мне сегодня очень понравилось с вами играть. Все вы молодцы!»

Занятие 3. «Я – хороший, я – плохой».

Программное содержание: осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Материалы: мяч.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Ток». Становитесь в круг и возьмитесь за руки. (Проводиться игра «Ток».) Как у вас хорошо получается передавать ток друг другу! Какие вы все ловкие, быстрые и дружные!»

2. Словесная игра «Я умею».

Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

3. Подвижная игра «Собаки бывают».

Ход игры: дети изображают собак. Педагог - психолог спрашивает о том, какие это собаки. 

4.Упражнения на релаксацию «Кулачки».

Педагог: «Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,

Пальцы – в кулачки.

Крепко с напряжением

Сжатые они.

Пальчики сжимаем,

Снова разжимаем.

Девочки и мальчики,

Отдыхают пальчики!»

5. Прощание.

 Педагог: «Все сегодня очень постарались! А что вам понравилось больше всего? (Выслушиваются ответы детей.)»

Занятие 4. «Вместе веселее».

Программное содержание: расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.

Материалы: старые газеты, бумага.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог: «Проходите, пожалуйста. Давайте встанем в круг, закроем глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто стоит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны».

2. Подвижная игра «Бумажные развалы».

Ход игры: сразу оговорить, что дети после занятия убирают бумажные комочки. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

3.Упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

Педагог: «Сейчас, когда я буду читать стих,  вы устраиваетесь на ковре, как вам удобно, закроете глаза и не двигайтесь. Спокойно отдыхайте, «засыпайте» и тогда вам «приснятся» «волшебные сны», интересные сказки, любимые игрушки. Чем быстрее вы «уснете», тем раньше начнется «волшебный сон»».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются …(2 раза)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…(2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки – отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена…

И расслабленна».

4. Прощание.

Педагог: «Понравилась вам игра «Бумажные развалы»? Почему? (Выслушиваются ответы детей.) Мне очень понравилось, как дружно вы справились с уборкой бумаги. Просто молодцы!»

Занятие 5. «Хорошо и плохо».

Программное содержание: развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.

Материалы: костюмы Лисенка и Медвежонка.

Ход занятия:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.

Педагог: «Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук».

2. Игра драматизация «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.

3. Словесная игра «Добрые слова».

Ход игры: дети становятся в круг и говорят по очереди друг другу добрые слова.

  1. Упражнение на релаксацию «Кораблик».

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе – прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!»

  1. Прощание.

Педагог: «Все сегодня очень постарались! А что вам понравилось больше всего? (Выслушиваются ответы детей.)  До свидания!»

Консультация для родителей

«Роль взрослого в формировании у детей

отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни».

Цель: оказание  родителям психолого-педагогической помощи.

Педагог:

Уважаемые родители. Сегодня мы здесь собрались, чтобы обсудить не маловажную проблему – общение детей со сверстниками и взрослыми. Наверное, вы сами замечали, что у детей возникают трудности в общении, особенно со сверстниками. Наблюдали ли вы акты агрессии, нетерпимости своих детей в общении с группой сверстников. (Выслушиваются мнения родителей.)

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.

Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать четырем критериям (М.И. Лисина):

  1. Внимание и интерес к другому.
  2. Эмоциональное отношение к другому.
  3. Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
  4. Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.

Еще один немаловажный критерий – содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для дошкольника общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение с взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.

Но наравне с этой сферой общения существует и другая – общение со сверстниками. Важно понять отличия общения детей с взрослыми и со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:

  1. Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно-мимических проявлений).
  2. Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова).
  3. Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать).
  4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.

Как же научить наших детей общаться?

Прежде всего, необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.

Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого.  Один из приемов, применяемых в данной ситуации, - словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие).

Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т.е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий, и им не понятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно. Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.

Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей дуг к другу имеет стиль общения взрослого с детьми. Взрослым нужно:

  • снизить безапелляционность требований;
  • ярче выражать доброжелательность;
  • увеличить число позитивных оценок;
  • поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу;
  • аргументировать требования;
  • учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами.

По моему мнению – эти простые правила помогут вам в воспитании гуманного, доброжелательного ребенка у которого не возникнет трудностей в общении,  как со сверстниками, так и  с взрослыми.

Консультация для педагогов

«Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний о социальном мире».

Имея малый жизненный опыт и особенности развития психических процессов, дошкольник, естественно, видит окружающую его действительность по - своему.  Педагогу необходимо знать  эти особенности и учитывать их в процессе общения с детьми.

1. Дети очень наблюдательны. Они часто замечают те «мелочи», которые мы, взрослые, пропускаем. Но дети замечают, как правило, внешние, яркие признаки, не внедряясь в суть предмета или явления.

2.  Меленькие дети хотят все знать. Ярчайшее проявление этого – их непрекращающиеся вопросы. Характер вопросов с возрастом меняется. Если в три года это чаще всего «что?», то в четыре появляется «почему?», а позже «как это происходит?»

3.  У детей своя логика. Их оценки могут быть адекватными (правильными) или неадекватными (неправильными) с точки зрения взрослого.

4.  Дети всегда эмоциональны. Они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Поэтому при планировании педагогического процесса необходимо помнить, что задачи развития интеллекта, чувств и нравственных основ личности необходимо решать в их  триединстве, иначе время просто будет потрачено впустую!

Эффективность процесса приобщения ребенка к социальному миру во многом зависит от тех средств, которыми пользуется педагог. Проанализируем их.

1. Социальная действительность, реальная жизнь. Важно подобрать и адекватно возрасту отразить  в педагогическом процессе те явления и события, которые будут понятны ребенку, смогут затронуть его «за живое».

2. Предметы рукотворного мира. Их познание идет через общение со взрослым, который должен показать ребенку предмет и научить его действовать с ним. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка и ее разновидности  (техническая, сюжетная, народная).

3. Художественная литература. Необходимо включать в жизнь ребенка произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи и т.д.

4. Изобразительное искусство.

Все вышеперечисленные средства будут существенно влиять на социальное развитие ребенка только в том случае, если они будут

  • доступны восприятию ребенка:
  • соответствовать возрастным возможностям;
  • эмоционально насыщены.

Эмоциональная насыщенность информации о социальном мире и эмоциональная активность ребенка – это «две стороны одной медали».

Эмоциональная активность ребенка – это заинтересованное, эмоциональное восприятие окружающего мира, желание принять в нем участие, умение адекватно оценить его. Эмоционально активный ребенок не может остаться безучастным к переживаниям другого, к проявлениям жестокости. Эмоциональная активность способствует развитию потребности в общении, взаимодействии с окружающим миром и людьми.

Важно помнить, что познание ребенка идет через чувствование, а развитие общения ребенка идет через мир фантазий и воображения. Поэтому одним из важнейших приемов развития эмоциональной активности ребенка является воображаемая ситуация. Это волшебное «как будто бы» позволяет сделать процесс обучения ребенка естественным, раскрепощает его.

Доступной для ребенка и понятной для взрослого является сказка. Сочинение сказок на необходимую тему – захватывающее занятие, позволяющее ребенку почувствовать себя сильным и всемогущим. Тем более что творческий потенциал приема придумывания сказки неисчерпаем и допускает любые вольности.

Хороший прием – импровизированные игры-драматизации. Этот вид игры позволит детям творческий найти социально-приемлемые способы общения и создания своего внутреннего мира. Такая ценная возможность встать на позицию другого, пусть и сказочного героя, просто необходима дошкольнику.

Можно использовать такие приемы как сюрпризные моменты и элементы новизны. Необычное начало занятия сразу же сосредоточивает внимание ребенка на предмете разговора, подогревает желание разгадать загадку. Новизна может проявляться как в форме занятия, месте его проведения, так и в подборе участников и содержания.

Очень помогает юмор и шутка, но это не просто эмоциональная разрядка (которая тоже, несомненно, важна), это прием, позволяющий ребенку взглянуть на предмет рассмотрения с другой стороны, а также способствующий снятию границ между взрослым и детьми. При этом необходимо помнить о педагогическом и человеческом такте и доброжелательности.

Особенно хорошо, если на одном занятии педагогом будут использованы сразу несколько приемов, таким образом на развитие эмоциональной активности ребенка будет оказано комплексное воздействие. Но здесь должно действовать правило золотой середины.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на том, что основным приемом развития эмоциональной активности ребенка остается пример взрослого. Умение взрослого показать и передать детям свое эмоциональное отношение к тому или иному событию является важнейшим условием, а специальные методы и приемы – лишь вспомогательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....

Социально-эмоциональное развитие дошкольника

Материал предназначен для воспитателя детского сада,его можно использовать для консультаций для родителей...

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие социально-эмоциональных отношений у дошкольников.

В данной статье рассказывается об использовании разнообразных арт-терапевтических технологий, которые приобретают все большее значение в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что данные т...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...