ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Елена Николаевна Филиппова

Связная речь – показатель речевого  и познавательного развития ребенка.

На этапе завершения дошкольного образования  («Целевые ориентиры дошкольного образования» - ФГОС ДО) ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

         Таким образом, можно определить условия необходимые для возникновения речевой деятельности: интересная познавательная деятельность; организация игровой деятельности; речь педагога, в том числе стиль общения с детьми; проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, импровизации, наблюдения, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_svyaznoy_rechi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Пояснительная  записка.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно, и формируется. Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею серьезная наука и немалое искусство.

Важнейшей предпосылкой совершенствования  речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование связной речи, а значит и речевой активности ребенка.

Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической и монологической, письменной), позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением познавательной деятельности.

Таким образом, можно определить условия необходимые для возникновения речевой деятельности: интересная содержательная деятельность; организация речевой деятельности; речь воспитателя, в том числе стиль общения с детьми; проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, импровизации, наблюдения, загадки.

Вывод: связная речь – показатель речевого  и познавательного развития ребенка.      

Речевые игры с элементами ТРИЗ, побуждающие ребенка думать, рассуждать.

1. «А что если бы...» 

Ведущий предлагает детям представить ситуацию и поразмышлять на предложенную тему, начиная свой ответ словами: «Если бы…»

Например: предлагается  вопрос: «А что если бы не было ЗИМЫ?»

Предполагаемые ответы детей: Если бы не было зимы, то не было бы и Нового года. Если бы не было зимы, то не было бы снега. Если бы не было зимы, то не нужна была бы теплая одежда.

Примеры вопросов: * А что если бы не было детского сада?    * А что если бы не было электричества?    * А что если бы не было солнца?

2. «Почемучка»  

Ведущий знакомит детей с персонажем (игрушкой) которого зовут Почемучка. Почемучка задает детям много вопросов, которые начинаются со слова «Почему». В ответе на вопрос, должен быть союз – потому что. Важно чтобы ребенок не начинал свой ответ с ПОТОМУ ЧТО.

Вопрос детям:  Почему весной тает снег? 

Предполагаемые ответы: Весной тает снег, потому что становиться теплее.

Примеры вопросов: * Почему в городах строят высокие дома?* Почему у детей летом каникулы?  * Почему варенье сладкое?

3. «Хорошо – плохо»

Ведущий предлагает детям найти и назвать положительные и отрицательные моменты в явлении (ситуации).

В эту игру можно играть командами. Одна команда называет - почему хорошо, другая - почему плохо.

Примеры вопросов: * Дождь - это хорошо или плохо?  * Зима - это хорошо или плохо? * Быть взрослым – это хорошо или плохо?   * Путешествия – это хорошо или плохо?

4. Игра - ассоциация.

Ведущий предлагает детям перевоплотиться в предмет (животное, растение, вещь, явление природы  и т.п.) и рассказать от 1-го лица, что чувствуешь.

Примеры вопросов: *  Представь себя мячом и скажи, что ты чувствуешь?

Предполагаемые ответы: * Я - мяч, меня бьют ногами. * Я - мяч, дети играют со мной в футбол.

Примеры вопросов: * Представь себя весенним ручейком. * Представь себя зайцем, за которым охотится лиса.  * Представь себя зонтом.

5 .Игра – соревнование  «Чем похожи и чем отличаются» 

Ведущий предлагает сравнить два предмета (животное, растение, вещь, явление природы  и т.п.). В своем ответе дети используют союз – И – (при назывании общих качеств) и союз – А – (при назывании отличительных качеств). В игре можно использовать картинки (изображающие сравниваемые объекты) или без картинок.

Пример:   кошка и белка.

Предполагаемые ответы: Кошка – это животное и белка – тоже животные. Кошка - домашнее животное, а белка - дикое животное. У кошки пушистый хвост, и у белки пушистый хвост.

У белки на ушках кисточки, а у кошки – нет кисточек на ушах.

Могут быть разные варианты игры:

- один ребенок называет и чем похожи, и чем отличаются.

- один ребенок называет - чем похожи, а другой называет - чем отличаются.

- Можно играть командами

Могут сравниваться вещи абсолютно разные на первый взгляд:

Например - мяч и сапоги.

Мяч может быть резиновым, и сапоги могут быть резиновыми. Мяч - это игрушка, а сапоги - это обувь.

6. Игра «Что можно сделать с этим предметом».

Педагог демонстрирует предмет (либо картинку с изображением предмета) и задает вопрос «Что можно сделать с этим предметом?»

Дети предлагают свои варианты использования этого предмета (вещи).

Варианты игры: - можно давать фант, можно делать зарисовки (варианты использования отображать схематично).

Например: КАСТРЮЛЯ.

В кастрюле можно сварить суп.  В кастрюле можно вскипятить воду. Кастрюлю можно использовать как цветочный горшок. Кастрюлю  можно купить, продать/подарить, выкинуть. По кастрюле можно стучать как по барабану. Кастрюлю можно надеть на голову как каску.

7 .Игра «Представь процесс» Что сначала, что потом.

Ведущий предлагает детям представить весь процесс изготовления (проживания, выращивания) предмета (вещи или живого существа) и рассказать об этом процессе. Либо один ребенок рассказывает обо всем процессе, либо по цепочке.

Например: ЯБЛОНЬКА.

выкопали ямку,  взяли семечко, положили семечко в ямку, засыпали землей ямку, полили водой, растет деревце, яблонька цветет, яблонька наливается яблочками, срываем яблочко, моем яблоко, едим яблочко, остаются семечки, семечки берем и сажаем в землю.

Примеры:    Человек. Вязаный свитер. Цветок.  Муравейник и т.д.

8.Игра «Шапка- невидимка». 

Ведущий предлагает детям игровую ситуацию:  «Представьте, что волшебник подарил вам шапку-невидимку, надев которую вы становитесь невидимыми. Что вы будете делать? Куда вы пойдете? Расскажите об этом так, как будто шапка у вас на голове»

Предполагаемые ответы: Я зашел в комнату и всю ночь смотрел мультики.

Я пойду в парк аттракционов и буду кататься, на чем захочу. Я сяду в автобус и поеду без билета.

9. Игра «Польза - вред».

Учить детей в одном действии видеть противоположные качества.

Педагог предлагает называть положительные и отрицательные свойства (качества) предметов

Например: Есть шоколад - это вкусно, но могут заболеть зубы.

Заболят зубы - это больно, но можно не ходить в детский сад и сидеть дома.

Сидеть дома - это хорошо, но скучно играть одному.

Примеры:   Телевизор. Компьютер. Уколы. Школа и т.д.

10. Игра «Поймай последнее словечко»

Ведущий произносит любое предложение. Ребенок выделяет последнее слово в этом предложении и составляет  с этим словом новое предложение. Следующий ребенок «ловит» последнее слово в новом предложении и придумывает новое предложение. Предложения не должны быть на одну тему, это могут быть предложения на совершенно  разные темы. Педагог может записывать придуманные предложения и затем прочитать все придуманное детям.

Например: Мы с мамой ходили в магазин. В магазине я встретил друга.

Мой друг - Максим и я  любим  играть вместе.  Вместе играть весело. и т.д.

11. Игра «Запретное слово».

Ведущий задает вопрос. Ребенок должен ответить на вопрос, не называя запретные слова: да,  нет. Вопросы изначально предполагают однозначный ответ, но ребенку необходимо найти иные слова для ответа. Не допускается вместо ответа кивание головой или жестовый ответ.

Например: * Ты спишь в ванной?  - Я сплю в комнате.

                   * Ты умеешь летать?  - Летать не умею, умею ходить.

                   * Тебя зовут Даша? – Меня зовут Даша.

                   * Ты любишь маму? – Конечно.

12. Игра «Зоопарк».

Ведущий описывает животное, рассказывает, что знает о нем. Дети должны угадать, о каком животном идет речь.

Ведущим первый раз может быть взрослый, затем – ребенок.

13 Игра «Садовник».

Ребенок задумывает какое-то слово (овощи, фрукты, цветы, деревья). Рассказывает о задуманном, не называя, что это. Дети пытаются отгадать.

14. «В чем причина? Как быть?»

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Примеры ситуаций:  Мы попали на необитаемый остров, из вещей только большая коробка с жевательной резинкой. Как быть?

В городе исчез весь транспорт.

Пришли в лес и увидели, что нет ни птиц, ни насекомых.

15. «Внимание! Розыск!» 

В эту игру играют не меньше 5 человек. Ведущий говорит: «Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек, и терпеть не может молоко». Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. На начальном этапе игре допускается описывать одежду.

Литература

  1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.. ДРОФА, 2009.
  2. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Речевые игры. — М.: Карапуз, 2003.
  3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 1994.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"

Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....

Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирование связной речи детей

В статье описаны способы иры с конструктором ЛЕГО, которые дают возможность развивать связную речь ребёнка...

«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...

Памятка для родителей. «Игры, направленные на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Памятка для родителей. «Игры, направленные на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...