"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Беляева Татьяна Алексеевна

Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon triz_tehnologii_belyaeva_glavnaya.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115 «Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Беляева Т. А.

Слайд 2

Автор теории — Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – (Теория Решения Изобретательских Задач). Поможет сделать процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим. Она создана не для того чтобы вытеснить другие методы, а чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Слайд 3

Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Слайд 4

Для развития речи детей дошкольного возраста используют следующие методы ТРИЗ и РТВ, как: 1. Метод «Робинзона Крузо» (МРК) с 3 до 7 лет 2. Метод «Мозговой штурм» с 3 до 7 лет -Синектика -Метод фокального объекта (МФО) -Морфологический анализ (МА) 3. Графическая аналогия. 4. Модель «Создай паспорт» 5. Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) 6. «Пиктограммы»

Слайд 5

1. Метод «Робинзона Крузо» (МРК) с 3 до 7 лет Шаг №1 Представим, что мы попали на необитаемый остров. Нужно определиться с потребностями: что самое необходимое, без чего не обойтись ни минуты на необитаемом острове? Шаг №2 - Организуем путешествие по новой территории и находим затонувший корабль с различными предметами. Выдвигаем способы применения данных предметов. Шаг №3 - Обсудить и оценить найденные способы, выделяя самые неожиданные и интересные. Полученные идеи записать или зарисовать

Слайд 6

2. Мозговой штурм (МШ) Перед детьми ставится изобретательская задача. Воспитанникам необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

Слайд 7

а) Синектика – объединение разнородных элементов. Синектика предусматривает применение четырех приемов:  Прямая аналогия – «Подумайте, как решается задача, похожая на данную».  Личная симпатия или эмпатия – (Попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждайте с его точки зрения».  Символическая аналогия - «Дайте в двух словах образное определение сути задачи.  Прием фантазирования – «Представьте, как бы вы эту задачу решили, если бы были сказочными героями»

Слайд 8

б) Метод фокального объекта (МФО) Метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.

Слайд 9

с) Морфологический анализ (МА) Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят таблицу Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер Ребенок Дворец конь Спорт. костюм Добрый Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный Старик Детский сад Коньки Строгий костюм Нытик Юноша Лес Лыжи Шорты и майка Веселый

Слайд 10

3. Графическая аналогия Умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки

Слайд 11

4. Модель «Создай паспорт» Используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Слайд 12

5. Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) Этапы сочинения загадок: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Слайд 13

6. «Пиктограммы» Пиктогра́мма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль...

Слайд 14

Методы составления сказок.

Слайд 15

1. Метода "Каталога" Педагог выбирает книгу. Задает детям вопросы. Первый вопрос «Жил-был» (кто?). Открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальцем на любое слово (Пенек). Педагог говорит: «Жил-был пенек! И т.д. Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое найденные ответы. Придумывают название получившейся сказки. Один или несколько детей ( по желанию) восстанавливают текст.Организуется продуктивная деятельность.

Слайд 16

2. «Волшебная дорожка» Алгоритм составления сказки Выбор главного героя Определение его характера, мотивов и цели поступков Выбор объектов взаимодействия Описание действий главного героя ,которые он совершает для достижения цели. Итоги. Результат изменений героя и выведение жизненных правил. Придумывание названия получившейся сказки.

Слайд 17

3. «Волшебный треугольник»)» Алгоритм составления сказок: Определение места. Выбор положительного и отрицательного персонажей. Определение взаимодействия (борьбы) отрицательного и положительного персонажей за обладание волшебным предметом. Разрешение конфликта (использование ресурсов) Придумывание названия сказки.

Слайд 18

Модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора" Предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Слайд 19

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка ...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи...

консультация для воспитателей "Этапы и методические приемы формирования связной речи у дошкольников"

Формирование   связной речи трудный и долгий процесс для дошкольников, особенно с проблемами в развитии речи.Поэтому для воспитателей важно владеть методикой  обучения развития связной ...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Конспект занятия по развитию речи « Игры раньше-позже» с использованием приемов ТРИЗ технологии

Конспект занятия по развитию речи «Игры раньше-позже» с использованием приемов ТРИЗ технологии Дидактическая играЦель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять поняти...