Главные вкладки

    Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Егупова Екатерина Андреевна (Посаженникова)

    Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrovye_priemy.docx978.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игровые приемы, направленные на формирование связной речи у старших дошкольников»C:\Users\Андрей\Desktop\1_81ef40b527583fbc77f82936af9a7928.jpg

    2016 год

    Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

    У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. В шесть лет ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

    Большое значение в развитии связной речи отводится играм, т.к. игра является ведущей деятельностью дошкольников.

    Для развития связной речи детей дошкольного возраста можно использовать такие дидактические игры и игровые приемы, как «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Например: «Жил-был кот.  Однажды он……. И вдруг…». Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

     Игра «Найди ошибку».

    1. Фонарь освещает улицу.                

    2. Улица освещает фонарь.

    3. Конфета нужна девочке.

    4. Конфете нужна девочка.

    Хорошо использовать для развития связной речи загадки-описания.  «Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице…).»  

     В настоящее время в педагогическом процессе популярно применение словесных игр, которые разделены на 4 группы Бондаренко А.К.

    Приведу краткие характеристики каждой группы:

    группа 1  - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»

    группа 2- игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

    группа 3  - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

    Предлагаю Вашему вниманию подборку игровых приемов, которые можно использовать на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте.

    C:\Users\Администратор\Desktop\19.png

    Игровой прием № 1. "Кто больше заметит небылиц?»

    Задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

    Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

    Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

    Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

    Игровой прием  № 2. «Найди картинке место»

    Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

    Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания.

    Игровой прием  № 3 «Отгадай-ка»

    Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

    Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит".

    Игровой прием № 4 «А я бы…»

    Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

    Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

    C:\Users\Администратор\Desktop\clip_image008.jpg

     

    Благодаря систематическому использованию в работе игровых приемов, направленных на развитие связной речи, у воспитанников    расширяется   словарный запас,  в речи становится значительно меньше аграмматизмов. Высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.  

    Дети подсознательно учатся думать в игре. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим.

    C:\Users\Администратор\Desktop\kids1-430x1807.png


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

    Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

    Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

    Консультация для педагогов по вопросам организации игровой деятельности старших дошкольников в целях речевого развития...

    Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

    Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

    Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников

    Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ  и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...

    Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

    Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

    Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

    Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

    Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...