Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Егупова Екатерина Андреевна (Посаженникова)

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy.docx978.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые приемы, направленные на формирование связной речи у старших дошкольников»C:\Users\Андрей\Desktop\1_81ef40b527583fbc77f82936af9a7928.jpg

2016 год

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. В шесть лет ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Большое значение в развитии связной речи отводится играм, т.к. игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Для развития связной речи детей дошкольного возраста можно использовать такие дидактические игры и игровые приемы, как «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Например: «Жил-был кот.  Однажды он……. И вдруг…». Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

 Игра «Найди ошибку».

1. Фонарь освещает улицу.                

2. Улица освещает фонарь.

3. Конфета нужна девочке.

4. Конфете нужна девочка.

Хорошо использовать для развития связной речи загадки-описания.  «Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице…).»  

 В настоящее время в педагогическом процессе популярно применение словесных игр, которые разделены на 4 группы Бондаренко А.К.

Приведу краткие характеристики каждой группы:

группа 1  - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»

группа 2- игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

группа 3  - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

Предлагаю Вашему вниманию подборку игровых приемов, которые можно использовать на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте.

C:\Users\Администратор\Desktop\19.png

Игровой прием № 1. "Кто больше заметит небылиц?»

Задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Игровой прием  № 2. «Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания.

Игровой прием  № 3 «Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит".

Игровой прием № 4 «А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

C:\Users\Администратор\Desktop\clip_image008.jpg

 

Благодаря систематическому использованию в работе игровых приемов, направленных на развитие связной речи, у воспитанников    расширяется   словарный запас,  в речи становится значительно меньше аграмматизмов. Высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.  

Дети подсознательно учатся думать в игре. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим.

C:\Users\Администратор\Desktop\kids1-430x1807.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Консультация для педагогов по вопросам организации игровой деятельности старших дошкольников в целях речевого развития...

Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Формирование доброжелательных отношений, развитие коммуникативных навыков, самовыражение, сотрудничество и совместная деятельность все это несет в себе коммуникативная игра. В процессе таких игр ребен...

Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников Формирование доброжелательных отношений, развитие коммуникативных навыков, самовыражение, сотруд...