проектирование образовательной программы
статья по коррекционной педагогике на тему

Пикалова Ольга Васильевна

в статье представлены рекомендации по составлению программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

         « Детский сад № 3 комбинированного вида»        

Тема: «Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР дошкольного возраста»

Выполнила:

Пикалова Ольга Васильевна

Учитель-дефектолог МАДОУ

Детский сад № 3 комбинированного вида»

2015 г.

Содержание

  1. Введение   ………………………………………………................................................. 3

2. Обеспечение системного комплексного воздействия на ребёнка с ЗПР дошкольного возраста посредством проектирования и реализации коррекционной программы.

2.1.  Обеспечение  специальных условий воспитанникам с особыми образовательными потребностями -  залог успешности коррекционно-образовательного процесса ……………………………………………………………………………………………........5

2.2. Алгоритм разработки коррекционной  программы  для детей с ЗПР дошкольного возраста. ………………………………………………………………………………………9

2.3. Требование к структуре и содержанию коррекционной образовательной программы ………………………………...…………………………………………………………….10

2.4. Требования к условиям реализации коррекционной  образовательной программы дошкольного образования…………………………………………………………………11

3. Заключение……………………………………………………………………………....14

    4. Список литературы………………………………………………………………………16

        

1. Введение.

Дети с задержкой психического развития  - одна из категорий  детей с ограниченными возможностями здоровья, «состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания» (Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ).

Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО)  одну из задач дошкольного образования определяет следующим образом: «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

Воспитанников дошкольного возраста 5-7 лет с ЗПР отличает от здоровых сверстников  низкий уровень развития восприятия и общих представлений об окружающем;  неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения внимания; неравномерная работоспособность;  заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания; выраженное отставание  познавательной и мотивационной деятельности; присутствуют речевые нарушения.

К сожалению, иногда педагоги   при работе с детьми с ЗПР упрощают   программу, берут на возраст ниже. Тогда возникает вопрос: как же дети  в таком случае могут достичь так называемой интеллектуальной нормы?  На  мой  взгляд, цель может быть достигнута только при создании специальных, адекватных особенностям развития воспитанников, условий.

 «Специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития; – требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; Соответственно, ещё одним важнейшим основанием для разработки стандарта  является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех групп и специфичных для каждой категории обучающихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию» (Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ). 

На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада. Каждое учреждение  при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, свою «Образовательную программу» и материально-техническую базу. Поэтому их структурно-содержательные модели имеют как много общего, так и некоторые различия. По-прежнему многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретного содержания работы, остаются недостаточно разработанными. Не сформировалась оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях специального дошкольного образовательного учреждения.  В связи с этим перед педагогами  ДОУ  встаёт проблема разработки и внедрения в педагогический процесс коррекционных программ для детей с ЗПР дошкольного возраста.

Цель моей работы:  Определить  условия проектирования и реализации коррекционной  программы  для детей с ЗПР дошкольного возраста.

Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд задач:

-    Изучить теоретическую и нормативную базу данной проблемы;

- Рассмотреть особенности развития воспитанников с ЗПР дошкольного возраста  и определить наиболее эффективные программы коррекционного образования;

-Выделить требования к структуре, содержанию и условиям реализации коррекционной программы на основе ФГОС ДО и Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.

Предмет исследования: процесс разработки коррекционной  программы дошкольного образования для детей с ЗПР в соответствии с  их образовательными  потребностями;

Объект исследования: условия эффективности проектирования и реализации  коррекционной  программы дошкольного образования для детей с ЗПР.

2. Организация  благоприятной ситуации образования  детей  с ЗПР дошкольного возраста посредством проектирования и реализации коррекционной программы.

 2.1. Обеспечение  специальных условий воспитанникам с особыми образовательными потребностями -  залог успешности коррекционно-образовательного процесса.

 Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию  ребенка с ЗПР. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникновения, клинических и психологических формах ЗПР у детей. Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образования нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для детей с ЗПР.

Исходя из собственного  опыта  педагогической деятельности с детьми с ЗПР дошкольного возраста в  дошкольном образовательном  учреждении, хочу отметить необходимость организации специального образовательного пространства для достижения  целей обучения и воспитания.

«Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных организаций.  Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из  социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения. Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребёнка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ, (в том числе и ЗПР):

 – специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

 – необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

 – индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения». (Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ).

Соответственно, при разработке коррекционной  программы необходимо учитывать общие  и особые, характерные только данной категории,  образовательные потребности воспитанников,  формы и степени тяжести задержки психического развития.

 К детям с ЗПР относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционированиии отдельных анализаторных систем- слуха, зрения, двигательной системы).  Как отмечает И.Ю.Борякова, у большинства из них отмечается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. 

Существует несколько классификаций задержки психического развития. Классификация К.С.Лебединской на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР - основополагающая для разработки подходов к психолого-педагогической помощи детям и содержания «Программы воспитания и обучения дошкольников с ЗПР»:

-по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

-соматогенного происхождения  (с явлениями соматогенной астении и

инфантилизма);

-психогенного происхождения (патологическое развитие личности по

невротическому типу, психогенная инфантилизация);

-церебрально-органического генеза.

В соответствии с типом задержки определяются коррекционные условия.  Например, у детей с психологическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

ФГОС ДО дифференцирует образование детей с ОВЗ по двум направлениям: « коррекционной работы и/или инклюзивного образования» и определяет необходимость организации специальных условий для этих воспитанников : «Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации».

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Я работаю учителем-дефектологом в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида с детьми  дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), которые относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями и нуждаются в создании специальных педагогических условий.  Специальное дошкольное образование представляет такие условия воспитанникам, базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей.

Общим требованием является формирование возрастных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному этапу. Специфическими требованиями являются создание  адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка с ЗПР, стандартизация специальных психолого-педагогических условий.

Содержание программно-методического обеспечения строится с учетом жизненно важных потребностей детей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития ребенка в данной возрастной группе. Это определяет приоритетные линии образования и те предметные области, которые являются значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего обучения.

Разработка «Образовательной программы» детского сада для детей с ЗПР - задача повышенной трудности. Это связано с тем, что на данный момент отсутствует единая утвержденная комплексная дошкольная программа для детей с ЗПР.  

На основании анализа научных данных по обучению и воспитанию дошкольников с ЗПР, а также  собственного педагогического опыта (17 лет работы с данной категорией воспитанников),  пришла  к заключению, что при проектировании образовательного процесса в наибольшей степени подходит сочетание комплексной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, адаптированной к особенностям развития детей с ЗПР, и программно-методических материалов «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С.Г. Шевченко (Книги 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2003). Часть программы , формируемая участниками образовательных отношений, реализуется введением элементов Программы « Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста» . – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.

Разработчики: Толстикова О.В., доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО», Савельева О.В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО».

 Основой для разработки коррекционных программ для детей с ЗПР дошкольного возраста является ФГОС ДО.          

2.2. Алгоритм разработки коррекционной  программы  для детей с ЗПР дошкольного возраста. 

«Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом» (Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ).

Алгоритм проектирования  коррекционной  образовательной программы ДОУ для детей с ЗПР (Адаптированной образовательной программы и  Коррекционной индивидуальной образовательной программы) представляется мне  в следующей последовательности проектировочных действий:

1. Изучение нормативных документов: ФГОС ДО, Закона об образовании, Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.

2.Изучение педагогами концепций личностно-ориентированного образовательного процесса, индивидуализации обучения, теоретических основ дифференциации образовательных программ.

3. Изучение образовательных потребностей воспитанников и их родителей.

4.Конкретизация индивидуально-личностных обоснований целеполагания в образовательном процессе.

5.Формулирование общей цели образовательной программы и каждого этапа.

6.Выделение оперативных задач проектирования для создания конкретных образовательных маршрутов. 

7. Выбор  стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

8. Четкое определение формы работы (индивидуальная, в микрогруппе, групповая или смешанная); если это групповая работа, то сформулировать принципы объединения детей в коррекционную группу.

9. Отбор  конкретных методик и техник коррекционной работы.

10.Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы, определение частоты необходимых встреч (ежедневно,  два раза в неделю).

11.Определение длительности  каждого коррекционного занятия (зависит от возраста: продолжительность занятия для детей 5-6 дет – 22,5 мин., для детей 6-7 лет – 27,5 мин  (САН ПИН).

12. Планирование формы участия других лиц в работе (родителей, воспитателей, педагогов и др.).

13. Контроль динамики хода коррекционной работы, возможность внесения дополнений и изменений в программу.

14. Подготовка  необходимого  материала  и оборудования. По завершении коррекционных мероприятий составляется итоговое заключение специалиста о целях, задачах, результатах и эффективности  реализованной программы.

2.3. Требование к структуре и содержанию коррекционной образовательной программы.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Структура образовательной программы построена по трем разделам:

1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста с ЗПР.

2) Содержательный раздел  представлен содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:

  1. социально-коммуникативное развитие;
  2. познавательное развитие;
  3. речевое развитие;
  4. художественно-эстетическое развитие;
  5. физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

   Содержательный раздел включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания с учетом возрастных  специфических особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР.

3) Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами коррекционного обучения и воспитания по данной программе.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

 Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

         

2.4. Требования к условиям реализации коррекционной  образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС ДО определяет следующие психолого-педагогические условия  успешной реализации Программы :

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей;  

-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям ;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

-создание необходимых условий  для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей;

- учет  возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы  при наполняемости Группы .

 Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия ;

- поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

- построение вариативного развивающего образования;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

         Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

- должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- должна обеспечивать реализацию коррекционной  образовательной программы;

-должна учитывать национально-культурные, климатические  условия, в которых осуществляется образовательная деятельность;  возрастные особенности  детей.

-  должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям реализации Программы.

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.

Требования к материально-техническим условиям реализации коррекционной  образовательной программы дошкольного образования. включают:

- требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

-  требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

-  требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Финансовые условия реализации Программы должны:

-  обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

- обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

- отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

При выполнении  условий, определённых выше,  можно достичь успешной реализации коррекционной Программы для детей с ЗПР дошкольного возраста.

3. Заключение.

          Выполнение данной работы позволило проанализировать теоретические аспекты проектирования и реализации коррекционных Программ для детей с ЗПР в ДОУ комбинированного вида  в группе для детей с задержкой психического развития.

         Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

 Задержка психического развития у дошкольников - это  временное несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту (негрубое нарушение познавательной сферы), личностной незрелости, преобладании игровых интересов. Это синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Задержка психического развития – это нарушение, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию  ребенка с ЗПР.

  Коррекционная педагогическая  помощь дошкольникам с ЗПР  должна определяться в   соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиям жизни и воспитания.

  Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей.

Общим требованием является формирование возрастных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному этапу. Специфическими требованиями являются создание  адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка с ЗПР, стандартизация специальных психолого-педагогических условий.

Содержание программно-методического обеспечения строится с учетом жизненно важных потребностей детей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития ребенка в данной возрастной группе. Это определяет приоритетные линии образования и те предметные области, которые являются значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего обучения.

В соответствии с ФГОС ДО и Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ были определены:

 - алгоритм проектирования  коррекционной  образовательной программы ДОУ для детей с ЗПР,

 -требование к структуре и содержанию коррекционной образовательной программы ( в соответствии с ФГОС ДО),

-требования к условиям реализации программы.         

Разработанная и реализуемая таким образом образовательная  коррекционная  программа  для детей с ЗПР дошкольного возраста позволит  организовать коррекционно-педагогическое воспитание дошкольников данной категории  и повлиять на успешность дальнейшего обучения их  в школе и социализацию в обществе.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982.
  2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития.- М., 2000. 
  3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, – М., 2003.
  4. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб., - 1999
  5. «Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста» . / Разработчики: Толстикова О.В., доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО», Савельева О.В.,  – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.        
  6. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития. Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина – М. – 3003 г.
  7. Программа  дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, адаптированной к особенностям развития детей с ЗПР, и программно-методических материалов –«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» / под общей редакцией С.Г. Шевченко (Книги 1, 2. — М.: Школьная Пресса, - 2003).
  8. Проект Концепции государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Проект Федерального   государственного   образовательного  стандарта  начального общего образования для детей с задержкой психического развития.
  10. Проектирование индивидуально-ориентированных коррекционных программ для детей с ОВЗ. / Автор-составитель Н.А.Кузь.
  11. Психолого-педагогическая и клиническая характеристики детей с задержкой психического развития / Автор-составитель Н.А. Кузь.
  12. Стандартизация системы образования: ФГОС НОО, ФГОС

ООО И СФГОС – идеи, вызовы, перспективы. Автор-составитель Н.А.Кузь.

  1. Шевченко С.Г «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Москва. «Школьная пресса»- 2005 г.
  2. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного образования.-2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Оформленная программа требует представления и рассмотрения на методическом совете уч­реждения (желательно приглашение членов профессионального объединения учителей-логопедов). Рецензирован...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

проектирование образовательной программы

в статье представлены рекомендации по составлению программы...

Зарубежный опыт разработки и проектирования образовательный программ ДО: лучшие практики или “ложный путь” для российского образования?

Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Б...

Проектирования образовательной программы дошкольного образования

В данной работе представлена программа по проблеме Качества игровой деятельности является одной из главных в современном дошкольном образовании, в тоже время она является уникальной, так как игра...

Проектирование образовательной программы в ДОУ.

Целью образовательной программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддерж...

Рекомендации по проектированию образовательной программы дошкольного образования

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...