Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики рук у дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Попова Ирина Вячеславовна

Почему именно пальчиковым играм я отдаю предпочтение в своей педагогической деятельности? На этот вопрос поможет ответить материал "Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики рук у дошкольников", где раскрывается значение пальчиковых игр для развития ребенка, даны методические приемы проведения этих игр и конкретный практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики рук

у дошкольников

  Существует прямая связь между движениями рук и развитием речи ребенка. Исследователи, изучающие механизм речи (Е.И. Исенина, А.В. Антонова),   дефектологи (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, С.Е.Гаврина) утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

  Наблюдая за малышами, мы пришли к выводу, что многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш,  не могут застегивать пуговицы, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? В настоящее время существует множество развивающих упражнений, таких как:

  • нанизывание пуговиц, шариков, бусинок на нитку;
  • завязывание узелков, ленточек, шнурков;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний, замочков;
  • закручивание крышек, гаек, шурупов;
  • игры с мозаикой, конструктором, рамками-вкладышами

Игры с водой и песком, аппликация, оригами, штриховки, штампы, различные виды плетения, лепка, рисование – все это способствует развитию мелкой моторики рук, развитию точности и координации движений рук и глаза.

  Мы в своей педагогической работе отдаем предпочтение пальчиковым играм - это самое интересное и доступное как для детей, так и для взрослых. Они эмоциональны, увлекательны и исключительно полезны для общего развития ребенка.

Пальчиковые игры – уникальная система упражнений для пальчиков и ручек, «рассказывание» стихов, сказок руками. Они активизируют моторику рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Сочетание движений рук и проговаривание стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой, улучшаются артикуляционные движения. В процессе пальчиковых игр развивается восприятие ребенка, умение вслушиваться в речь взрослого, малыш концентрирует внимание и учится правильно его распределять. Развивается память, ведь в пальчиковых играх нужно многое запомнить – положение пальцев и последовательность движений, да и просто стихи. Повышается эмоциональный настрой, формируются добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми.

  Пальчиковые игры мы используем в любое время, как в режимных моментах, так и в основной образовательной деятельности. При этом предусматриваем участие и музыкального руководителя, и инструктора по физической культуре, и логопеда, и психолога,  и медицинского работника, и хореографа. После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики  и координации движений рук  мы провели индивидуальные беседы с родителями, цель которых, сообщение диагностических данных, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Предложили родителям поучаствовать в занятиях, провели мастер-класс по изучению пальчиковых игр, оформили наглядность в родительском уголке. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников обучающего процесса, помогающим своим детям совершенствовать движения руки.

  При организации и проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать  следующие правила:

  • перед каждой игрой необходимо заинтересовать детей;
  • перед тем как разучить игру с детьми, попробуйте поиграть в нее сами;
  • движения пальцев рук выполняются в медленном темпе, если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним;
  • текст игры произносится выразительно, делая паузы, подчеркивая отдельные слова и фразы, а движения выполняются синхронно с текстом;
  • следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой, от вялых и небрежных движений пользы не будет;
  • пальчиковые игры проводятся систематически, ежедневно, хорошо знакомые и понравившиеся повторяются, и одновременно разучиваются новые;
  • продолжительность игры зависит от возраста детей – малыши играют 3-5 минут, средние и старшие -  10-15 минут;
  • пальчиковые игры проводятся как для правой, так и для левой руки, при этом чередуется сжатие, растяжение, расслабление кистей руки, изолированные движения каждого из пальцев.

Приводим примеры пальчиковых игр, наиболее любимые детьми.

Мои игрушки

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

 Капустка

Мы капустку рубим-рубим,                        Движения прямыми ладонями      вверх-вниз

Мы капустку солим-солим,                        поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капустку трём-трём,                            потирать кулачок о кулачок

Мы капустку жмём-жмём.                         сжимать и разжимать кулачки

 Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок

Положили на бочок,

Перец и морковку

Уложили ловко,

Помидор и огурец (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец .)

Фруктовая ладошка

Этот пальчик –апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик –абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик –груша,

Просит: «Ну –ка, скушай! »

Этот пальчик – ананас, (Поочередно разгибают пальчики и на себя.)

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошки вокруг и на себя.)

Рыбка

Рыбка плавает в водице, (Сложенные вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

Попова Ирина Вячеславовна,

воспитатель,

МКДОУ БГО Центр развития ребенка

детский сад 11

г. Борисоглебск, Воронежская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые  питают источник творческой мысли.В. А. Сухомлинский...

Методическая разработка "Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников"

В данной методической разработке раскрыта главная задача пальчиковых игр....

Статья «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ»

Данная статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

«Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...