Главные вкладки

    Что необходимо знать родителям о речевом развитии своего ребенка
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Кузнецова Ольга Николаевна

    Рекомендации для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья для родителей17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что необходимо знать родителям о речевом развитии своего ребенка.

    Автор: Кузнецова О.Н.,

    воспитатель ГБДОУ детский сад №45

     Адмиралтейского района, г. Санкт-Петербург

    В последнее время детей, у которых есть проблемы с речью, становится все больше. Учителя младших классов жалуются, что даже в 6–7 лет школьники плохо говорят. А ведь в норме ребенок к 5–6 годам должен уметь четко произносить все звуки, использовать в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте ребенок уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить рассказ по картинке, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. На шестом году жизни ребенок способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

    Некоторые дети даже в 6–7 лет затрудняются составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. Они просто перечисляют изображенные на картинке предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он бывает, как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», не договаривая окончания слов, так и замедлен.

    Почему ребёнок плохо говорит?

    Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX – начала XX века. Специалисты объясняют это тем, что наша среда обитания слишком зашумлена.

    Радио, телефонные разговоры, телевидение, шум на улице и в транспорте мешают ребенку воспринимать голос матери, не дают вычленить из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают дефицит общения со своими родителями. Все это может стать причиной проблем с речью и неуспеваемости в школе.

    Привести к речевым нарушениям могут и физиологические причины. Например, неблагоприятные воздействия во время внутриутробного периода развития, особенно на 3–4-м месяце беременности, осложненное протекание родов, неблагоприятная наследственность, травмы головы в детстве.

    Обратить внимание стоит и на анатомию речевых органов. Неправильный прикус или особенности в строении неба могут отрицательно сказываться на произношении звуков.

    Еще одна причина нарушения развития речи у ребенка – неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к произношению ребенка, это отрицательно сказывается на формировании всей речи в целом. Иногда родители, подлаживаясь под детскую речь, долгое время «сюсюкают» с ребенком. Это задерживает развитие у него правильного произношения. Подражание детской речи не только не стимулирует ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляет несовершенную детскую речь.

     В нашем современном мире многие родители просто в виду своей занятости, не уделяют должного внимания развитию своих детей, заменяют простое общение компьютерными играми и мультфильмами. Современные дети не знают старых русских сказок, если и знают, то единицы. Даже забирая с детского сада детей, очень мало родителей по дороге домой беседуют с детьми.

    Часто бывает, что у ребенка нарушено много звуков, но  родители считают, что выговорится сам, до школы все наладится. К сожалению, это глубокое заблуждение! В наше время идет тенденция к ухудшению речевого развития дошкольников. Немаловажной причиной нарушения речи детей также является  подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей. Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш ребенок слышал чаще, чем дефектную.  Важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали, так называемого, «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

      Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения. Для того чтобы проверить не является ли это причиной неправильного произношения звуков, необходимо предложить выполнить ряд упражнений, которые покажет Вам логопед. Во время выполнения ребёнок должен видеть себя в зеркале. Лучше, если Вы будете выполнять упражнения вместе с ребенком.

    Еще одна из причин неправильной речи- плохо развит фонематический слух. Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Проверить это можно, попросив ребенка послушать ряд звуков и «поймать» (хлопнуть в ладоши) заданный.

     Часто встречается короткая подъязычная уздечка. В норме она должна быть не короче 1,5 см, ребенок способен дотянуться кончиком языка до верхних зубов (рот приоткрыт). Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо, неполный зубной ряд также может являться причиной неправильного произношения звуков.

     Важно знать о том, что ошибки произношения дошкольников отразятся в школе в форме дислексии - нарушение чтения, дисграфии - нарушение письма. Если ребенок неправильно произносит звук или его заменяет на другой, следовательно, он его будет неправильно читать и писать.

      Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочетов в ней, а поэтому и не помогают детям усваивать правильную речь.  Родителям детей старшей группы необходимо понимать важность чистого произношения, правильной речи для будущего ученика школы, особенно для овладения им грамотой, поддерживать единство требований к своему ребенку в отношении речи. Благодаря совместной работе воспитателя и родителей достигается правильный речевой режим ребенка.

       Ребёнок старшего дошкольного возраста нуждается в особой форме общения со взрослыми – во внеситуативно-личностном общении, что включает в себя доброжелательное внимание к ребенку, сопереживание и взаимопонимание. Ребёнку этого возраста интересен «мир людей», ему важно все «делать правильно», достичь общности взглядов и оценок с близкими взрослыми.  Чтобы быть успешным в школе ребёнку нужно следовать образцу, уметь анализировать и обобщать, иметь определенный уровень наученности и владеть речью.

       Делитесь с ребенком своими переживаниями, успехами. Дайте ему возможность порадоваться за вас. Но в то же время важно замечать и эмоционально откликаться на состояния, проблемы и успехи ребенка.

      Чаще обсуждайте (дружески) с ребенком нормы поведения в разных социальных ситуациях. Побуждайте ребенка к осмыслению своих поступков, своего поведения, отношений с педагогами, сверстниками в детском саду, близкими родственниками. В этом вам может помочь детская литература, читайте рассказы, повести, сказки, где представлены детские ситуации, которые можно обсуждать со своим ребенком.

      Больше разговаривайте с ребёнком, расспрашивайте его о том, что было, что видел, как прошел день. Проявляйте интерес к жизни малыша, к его общению со сверстниками, с семьей, с другими людьми.

      Но важно помнить, что дети 5-7 лет очень наблюдательны, поэтому взрослым следует жестко контролировать свое поведение, заботиться о том, чтобы оно не расходилось с теми требованиями, которые предъявляются детям.

    Очень хочется призвать родителей быть внимательными к своим детям, к их обучению и развитию! Не забывайте, речь играет огромнейшую роль в жизни человека! Если у вашего ребенка возникли речевые нарушения, немедленно обращайтесь к учителю-логопеду! И помните, чем раньше Вы обратитесь за помощью логопеда, тем легче будет учиться Вашему ребенку!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что необходимо знать родителям при подготовке ребенка к школе

    Данная статья поможет родителям в подготовке ребенка к школе. Познакомит с правилами, способствующими успешности обучения и возникновению у него стойкой мотивации к обучению....

    Это необходимо знать родителям о речевом развитии ребенка

    Необходимо знать родителям о речевом развитии ребенка...

    Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка

    Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка...

    Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

    Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают протест против своего нового социального статуса – детсадовца...

    Что необходимо знать родителям о развитии речи ребёнка

    На что надо обратить внимание родителям для правильного и эффективного воздействия на формирование ребёнка речи....

    Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

    В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

    Консультация . Что необходимо знать родителям, прежде чем учить ребенка читать?

    Чтобы ребенок захотел читать, процесс чтения должен оказаться для него доступным, понятным и интересным делом. * Приступая к чтению, позаботьтесь о состоянии устной речи ребенка: достаточном слов...