Это необходимо знать родителям о речевом развитии ребенка
консультация (старшая группа) по теме

Бугаева Анна Александровна

Необходимо знать родителям о речевом развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobkhodimo_znat_roditelyam.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимо знать родителям о речевом

развитии ребенка!!!

 

Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат в возрасте 1,5 месяцев, издавая различные звуки и звукосочетания.  В развитии предречевых голосовых реакций наблюдается определенная последовательность. Хорошо если родители будут знать о них, что позволит своевременно обратить внимание на те или иные отклонения

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие. При первых же появлениях гуления необходимо как можно больше разговаривать с младенцем, повторяя за ним «А-а-а!», «А- гу!». Если с ребенком не заниматься, гуление и лепет у него довольно быстро прекращаются. Для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сухим и сытым, а главное- имел эмоциональное общение со взрослыми. В шумной обстановке голосовые реакции тормозятся , развиваются плохо. Так, например, если в комнате звучит громкая музыка, или разговаривают другие дети, ребенок очень скоро умолкает.

В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

При подготовке статьи использовались материалы пособия «Родителям о речи ребенка»,  книги М.А. Поваляевой «Дидактический материал по логопедии», учебного пособия Трошина О.В., Жулиной Е.В. «Логопсихология»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что должен знать родитель о речевой готовности ребенка к школе?»

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности ребёнка к школьному обучению.Ведь при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний....

Консультация . Что необходимо знать родителям, прежде чем учить ребенка читать?

Чтобы ребенок захотел читать, процесс чтения должен оказаться для него доступным, понятным и интересным делом. * Приступая к чтению, позаботьтесь о состоянии устной речи ребенка: достаточном слов...

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"   Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)Сила толера...

Что важно знать родителям о речевом развитии ребёнка.

Развитие речи - важнейший фактор развития психики и важнейшее условие всестороннего, гармоничного развития личности.  На формирование и развитие каких компонентов речи следует обратить внимание р...