Цикл занятий "Мы немножко подросли"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Для детей 1-3 л. Направлен на социализацию, развитие психических функций детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_grr_my_nemnozhko_podrosli.docx71.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий___«Мы немножко подросли»_______

_______________ (январь-февраль) _________________

_________________________________________________________

Направленный на социализацию, развитие психических функций детей раннего возраста; формирование и развитие навыков взаимодействия со сверстниками,    педагогами и в детско-родительской паре, расширение пассивного словаря детей Количество занятий (всего)______18__________________________

Количество занятий в неделю______2_________________________

Продолжительность занятия______60 минут___________________

Возраст____________1-3 года______________________________

Составлен на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2013г.


Пояснительная записка

    Цикл занятий разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 года).

Цикл занятий основан на Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2013г.      

     Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее физическое, психическое, личностное развитие человека.  Нарушение процесса своевременного формирования одной или нескольких функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержки развития того или иного ключевого качества или способности малыша. В этот период  различные нарушения развития по внешним проявлениям еще не дифференцированы, но речевая патология в той или иной степени сопровождает любой дефект. В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

  • дети с нарушениями слуха, первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие вследствие поражения слухового анализатора;
  • дети с нарушениями зрения, первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено зрительное восприятие вследствие органического поражения зрительного анализатора;
  • дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарат, первичным нарушением являются двигательные расстройства вследствие органического поражения ЦНС;
  • дети с ЗПР, их характеризует замедленны темп формирования высших психических функций вследствие слабовыраженных органических поражений ЦНС
  • дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, вследствие чего нарушаются высшие познавательные процессы
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с РДА)
  • дети со сложной структурой дефекта (сочетанные нарушения)

Кроме того, значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными и трудновыявляемыми в раннем возрасте отклонениями:

  • дети с минимальными нарушениями слуха, зрения, речи
  • дети с легкой ЗПР
  • педагогически запущенные дети
  • дети с соматическими заболеваниями, церебрально-органической недостаточностью, аллергики и т.д.
  • дети с нарушениями поведения органического характера (СДВГ)
  •  дети с с начальными проявлениями эмоционально-волевой недостаточности (аутистические черты)
  • дети с легкими проявлениями двигательной патологии
  • дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в т.ч по типу ММД и др).

       Таким образом, поскольку работа в группе несет инклюзивную направленность, контингент группы раннего развития могут составлять дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами дизонтогенеза. Каждая категория детей с ОВЗ имеет специфические особенности развития, которые необходимо учитывать при определении направлений коррекционно-развивающей работы в интеграционном пространстве.

     

     На занятиях в группе раннего развития основная цель — создание условий для всестороннего развития как ребенка с ОВЗ, так и нормативно развивающихся детей для формирования и развития их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников; формирование устойчивого интереса и эмоционально положительного отношения малыша к новым для него видам деятельности. Именно поэтому в цикле занятий отсутствует жесткая регламентация знаний детей.

   

       Поскольку на современном этапе развития образовательной системы в стране выдвигается концепция интегрированного обучения и воспитания, то процесс интеграции и инклюзии детей с ОВЗ представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответствии с «Законом об образовании» РФ. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умения строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Инклюзия позволяет развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ОВЗ положительного отношения к сверстникам  и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение обеспечивает равный доступ к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в том или ином виде деятельности всеми детьми, независимо от актуального состояния развития.

     Известно, что не все дети с ОВЗ могут самостоятельно успешно интегрироваться в среду сверстников.  Таким образом, возникает необходимость в создании образовательных программ, циклов занятий, позволяющих сочетать общественное коррекционно-развивающее и семейное воспитание и развитие детей раннего возраста, а также предупреждать возникновение вторичных  нарушений у младших дошкольников.  Исходными теоретическими позициями данного цикла занятий является концепция о развитии общения ребенка М.И. Лисиной, теория ведущей деятельности Л.С. Выготского, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;  основой для планирования содержания занятий служила система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Закревской О.В., система логопедической работы с детьми раннего возраста, разработанная Архиповой Е.Ф., практические пособия для логопедов Янушко Е.А.   программы  воспитания и развития детей раннего возраста   «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010г, «Кроха», «Первые шаги».

      Данный цикл занятий создавался для того, чтобы регулярные занятия в детско-родительской группе помогали взрослым занять более активную позицию по отношению к ребенку первых лет жизни, с более высокой компетентностью подходить к вопросам воспитания и развития детей. Многие родители, искажая понимание  того, что такое «раннее развитие ребенка»,  совершают самую распространенную ошибку: предоставляют ребенку огромное количество игрушек, конструкторов, красок и т.д.  Часто переоцениваются возможности двухлетних малышей и не учитываются их возрастные особенности: детей начинают учить читать, писать, обучать иностранным языкам, компьютерной грамоте и пр. Тем самым, развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками.  В других случаях сохраняются представления о раннем возрасте, как о периоде становления физических и физиологических функций. В результате родители уделяют большое внимание гигиеническим процедурам (купание, прогулки, кормление). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша, следствием является и задержка  развития.

      На самом деле роль близкого взрослого в раннем  развитии малыша второго-третьего года жизни состоит в том, чтобы создать для ребенка такую игровую атмосферу, которая побудила бы его к игровой деятельности; развивать положительное эмоциональное отношение ко всему новому. И только на положительном эмоциональном фоне можно строить коррекционно-развивающий процесс.

   В процессе совместных занятий со своими детьми взрослые повышают свою родительскую компетенцию по вопросам раннего развития ребенка, получают эмоциональную удовлетворенность от общения со своим малышом. В свою очередь,   у маленьких детей возникает и формируется опыт первых отношений со сверстниками. В общении не только со взрослыми, но и с равными по возрасту партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других детей, педагогов, понимать  и стремиться быть понятым, то есть возникает потребность в общении посредством речи.        Использование элементов авторской логоритмической методики Е. Железновой «Музыка с мамой» позволяет проводить занятия в игровой форме с музыкальным сопровождением, создавать положительный эмоциональный фон, учить координировать движения и речь, способствует формированию ритмической организации речевого потока. Включение в структуру занятия продуктивной деятельности способствует систематизации ребенком своего сенсорного опыта с помощью различных художественных средств, знакомству с новыми материалами и способами их использования, формированию точной моторики  пальчиков рук, развитию воображения, фантазии и т.д.

       Цикл занятий строится на следующих основных дидактических принципах:

- принцип деятельности: ведущий вид деятельности раннего возраста — предметно-практическая, поэтому содержание цикла занятий построено на включении детей в совместные со взрослым и самостоятельные действия, вовлечении в различные речевые и психомоторные игры, способствующие развитию познавательной активности, физической активности, стимулирующие активное высказывание, совершенствующие мелкую и крупную моторику.

- принцип опоры на игровые методы: игра является универсальным методом обучения маленьких детей. Игра, основанная на свободном взаимодействии педагога и родителей с детьми, а также самих малышей друг с другом, позволяет ребенка наиболее полно реализовать себя.

- принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми: специалистам, ведущим группу необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации малыша по отношению к занятиям. Доброжелательность и эмоциональная выразительность педагогов и родителей, внимание к настроению ребенка — главные моменты при взаимодействии с малышом. Важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать  к новым достижениям.

- принцип интеграции программного содержания: сочетание и взаимопроникновение разных видов детской деятельности. Занятия по данному циклу занятий носят комплексный характер, поэтому на занятиях рекомендуется осуществлять разные виды деятельности: играть, рисовать, танцевать, лепить, слушать сказки, конструировать и т.д. В связи с этим предполагается гибкое планирование занятий.

- принцип преемственности: этот принцип заложен в современной «Концепции непрерывного образования» и предполагает преемственность обучения детей на разных возрастных этапах, а также согласованность в подходах к развитию ребенка в образовательных учреждениях и семье.

       Поскольку ребенок (в раннем возрасте особенно) познаёт мир с помощью взрослого путем подражания, а также  сохраняет очень тесную эмоциональную связь с мамой, ведущей формой занятий с детьми выбрана фронтальная работа в детско-родительской группе. При построении цикла занятий учитываются также специфические принципы, учитывающие возрастные особенности участников группы:

  • обучение проходит только в игровой форме;
  • многократное повторение игр для закрепления навыка
  • соответствие содержания и сложности материала детскому опыту;
  • четкое структурирование каждого занятия (выработка алгоритма);
  • частая смена видов деятельности для удержания внимания малышей;
  • гибкость планирования и проведения занятий, вариативность в использовании игр и дидактического материала ;
  • только положительный эмоциональный фон;
  • активное использование музыкальных и логоритмических приемов и методов обучения, фольклорного речевого материала.

Особенностью предлагаемого цикла занятий является и то, что каждое занятие включает в себя задания из всех разделов, то есть работа строится одновременно по нескольким коррекционно-развивающим направлениям.

Цель цикла занятий: социализация, развитие психических функций детей раннего возраста; формирование и развитие навыков взаимодействия со сверстниками,    педагогами и в детско-родительской паре, расширение пассивного словаря детей

Задачи цикла занятий:

  • развитие речевой системы в целом;
  • развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы в условиях группового взаимодействия;
  • обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком.

      Срок реализации:  18 занятий

    Форма проведения: групповые занятия, наполняемость группы 6-8 пар (обязательное присутствике на занятие одного из родителей).

Режим занятий: 2 раза в неделю, длительность - 60 минут

 Основные образовательные области, которые выделяются в соответствии с  Федеральными Государственными  образовательными стандартами ДО:

-​ социально-коммуникативное развитие;

-​ познавательное развитие;

- речевое развитие;

-​ художественно-эстетическое развитие.

-​ физическое развитие;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения,

нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Формирование основ безопасности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности

Формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры

Ознакомление с миром природы

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие словаря

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Художественная литература

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству

Изобразительная деятельность

Музыкально-художественная деятельность

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. При реализации задач данной образовательной области как у детей с ОВЗ, так и у нормативно развивающихся сверстников формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности. Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

 

2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Сенсорное развитие: развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового.

 Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности: направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета (составление аппликационного изображения предмета), развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма (рисование, работа с мелкими предметами — фасоль, крупа, мозаика и тд.), развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Дидактические игры: обогащение в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей, развитие аналитических способностей, развитие внимания и памяти, слуховой дифференциации, тактильных ощущений, температурных различий, мелкой моторики руки.

Формирование элементарных математических представлений: обучение умению сопоставлять, сравнивать предметы по сенсорным признакам (величина, форма, цвет, вкус и т.д), усвоение понятия «один-много», «больше-меньше» и т.д. При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному.

Ознакомление с миром природы: знакомство детей с доступными явлениями природы, узнавание на картинке некоторых домашних и диких животных, различение по внешнему виду овощей  и фруктов и т.п.

3. Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога.

Направления работы по развитию речи:

- Формирование плавного сильного длительного ротового выдоха

-Развитие слухового восприятия ( игры для развития физического и речевого слуха).    

- Развитие речевого слуха

-Развитие словаря

      - Формирование речевого подражания

      - Грамматический строй речи

- Связная речь

- Художественная литература

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

   Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности

Направления работы:

- Приобщение к искусству

- Изобразительная деятельность

- Музыкально-художественная деятельность

5 .Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель — формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.  Ранний дошкольный возраст является сензитивным для формирования этих умений и навыков. Кроме того, доказано нейропсихологами и физиологами, что импульсы, идущие от пальцев рук, положительно влияют на формирование речевых зон коры головного мозга. Таким образом, упражнения, направленные на развитие ручной моторики, помогают ребенку заговорить, улучшают качество речи, подготавливают руку к письму.

 На начальных этапах используются игры, направленные на развитие крупной моторики, а также на координированное сочетание речи и движения. Постепенно переходим к более дифференцированным и тонким движениям.

 Направления работы:

         - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

            - Физическая культура.

Организация предметно-развивающей среды

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

• комфортность;

• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;

• вариативность;

• информативность.      

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого

учитывать их при взаимодействии.

   

     Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие и музыкальные фрагменты занятия.

  Непременным условием успешной организации занятий на первых этапах является налаживание эмоционального контакта с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5 — 3 лет использует в активной речи лишь аморфные слова и звукоподражания, эмоциональная форма общения становится первой для малыша и педагога. Игра обязательно имеет речевое сопровождение (диалог с игрушкой, народные потешки, стихотворения, песенки с движениями). Кроме того, педагог привлекает к игре маму малыша, она становится активным участником игр, а не только сторонним наблюдателем. Игры на установление контакта с малышом используются не только на начальных этапах работы детско-родительской группы, но и дальнейших занятиях как часть ритуала начала каждого занятия.

     Занятия носят интегрированный характер: одновременно в группе работают два, иногда три специалиста: учитель-логопед, социальный педагог или педагог-психолог,  учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования. Кроме того, для оказания помощи детям с ОВЗ в группе в случае необходимости принимает участие педагог сопровождения (педагог-психолог). Во время работы одного специалиста 2-й ведущий группы осуществляет деятельность, направленную на формирование взаимодействия мамы и ребенка, на развитие пространственных и временных представлений у ребенка, на закрепление речевого материала, усвоенного на занятии, и т.д.

     В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразительной деятельности и этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой — сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми.

    Консультация родителей включает в себя устное проговаривание тех трудностей, с которыми столкнулись взрослые при выполнении упражнений в контексте детско-родительских отношений. Так же в процессе консультаций необходимо отражать динамику развития детей и специфику индивидуального домашнего задания для каждой детско-родительской пары. В ходе консультации родители могут задать специалистам вопросы,  получить информационную и психологическую поддержку.

    Праздники, экскурсии, конкурсы, выставки — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего Центра.

   

Структура занятия

Основные части занятия

Продолжительность занятия

Содержание

I. Развитие речи.

Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

10 мин

- приветствие (1 мин)

- логоритмическая часть

- развитие слухового внимания

-элементы дыхательной гимнастики

- коммуникативные игры

- игры с речевым сопровождением (хороводы, ладушки и др.);

- пальчиковые и массажные игры;

II.Игры, направленные на эмоциональное развитие, адаптационные игры в кругу

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

10 мин

-знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, страхом, стыдом и т.п.

- игры с использованием игрушек и предметов;

- малоподвижные игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

-телесно-ориентированные игры

III.Продуктивная деятельность

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие»

10 мин

- развитие графических навыков,

-элементы лепки, рисования, конструирования

IV.Игры, направленные на сенсомоторное развитие

Образовательные области «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

10 мин

- развитие общего подражания

- развитие крупной и мелкой моторики

- развитие восприятия (размер, форма, цвет, количество и т.д.)

V. Сказка (интеграция полученных навыков, развитие игровой деятельности)

10 мин

- инсценировка доступных восприятию сказочных историй, постепенное вовлечение детей к ролевому участию в инсценировке

-формирование и развитие навыков культуры общения;

VI. Прощание

3мин

- завершающая игра в кругу

VII. Консультация для родителей по итогам занятия

7 мин

- беседа, ответы на интересующий вопросы

- рекомендации по литературе


   Учебно-тематический план по циклу занятий

«Лучики»

для детей от 1 года  до 3 лет и их родителей

    Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет учитывать специфику возраста детей и актуального состояния их речевого и психического развития.

    Предлагаемое в цикле занятий комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. В зависимости от состава группы специалисты вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

       Одной теме следует уделять не менее одной недели (2 занятия). Оптимальный период — 2 недели (4 занятия). Тема должна быть отражена в подборе речевого и игрового материала.

  Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать коррекционно-образовательную и развивающую деятельность.

январь – март, 18 часов

Тема

Развернутое содержание

Сроки реализации

Тема 1. Зимние забавы. Фотовыставка

Продолжать формировать первичные представления о времени года «зима», о зимних играх и занятиях; закреплять практическое понимание и использование в речи  слов, обозначающих признаки («холодный», «теплый», «снежный», «круглый» и т.д., развивать направленную воздушную струю (речевой выдох),  развивать умение выражать свое отношение к сказочным персонажам.

2-я и 3-я недели января, 4 часа

Тема 2. Лисонька-лиса

Расширять и уточнять словарный запас на тему «Зимние природные явления»,  "Животные леса зимой», осваивать и закреплять умение переключать слуховое внимание, выполнять различные движения по инструкции и показу;  освоение навыка создания целостного образа предмета

Конец января —

1-я половина февраля, 4 часа

Тема 3. Мамин день 8 марта.

Фотовыставка «Вот какая мама!». Театрализованный утренник

Продолжать на практическом опыте знакомить детей с произведениями устного народного творчества, побуждать участвовать в инсценировке сказки (по выбору), уточнять и расширять словарь по теме «Праздник мам и бабушек», «Животные и их детеныши»; способствовать формированию артикуляционного праксиса, способствовать созданию праздничной атмосферы в группе.

2-я половина февраля — первая неделя марта, 6 часов

Тема 4. Веселые мышата

Разучивать потешки про мышек и других животных,  закреплять навык ритмической организации речевого высказывания, расширять словарь «Названия пальчиков и частей тела», закрепить в речи названия нарисованных образов (точка, линия, волна, кружок)  развивать тактильные ощущения, приобретение навыков взаимодействия с другим человеком, формировать у детей элементарные представления о позитивных приемах общения.

2-я и 3-я неделя марта, 4 часа

Диагностика: для выявления уровня актуального развития ребенка проводится диагностическое обследование ребенка с опорой на «Ориентировочные показатели развития детей 1-3 лет. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха» (таблицы, составленные на основе разработок Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Т.В. Пантюхиной).

Для определения уровня сенсомоторного и социального развития детей используется «Как развивается ваш рабенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4-х лет» (Эрнст Й. Кипхард).

Диагностическое обследование проводится при поступлении ребенка в группу, а так же после завершения работы по циклу занятий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

Целевые   ориентиры 

  Специфика раннего возраста, а также вариативность различных видов дизонтогенеза детей, входящих в состав группы социальной адаптации от ребенка (в том числе с ОВЗ)  достижения конкретных образовательных результатов. Поэтому результаты освоения  цикла занятий могут быть представлены в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности взрослых.

 

      Таким образом, целевые ориентиры цикла занятий базируются на ФГОС ДО,  а также целях и задачах, обозначенных в  программе «От рождения до школы».

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • Ребенок тремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу

  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

  • Владеет активной речью (в той или иной степени), включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, в том числе использует невербальные средства общения (мимика, жест); понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Проводит линии карандашами, мелками, красками, правильно держит кисточку, придерживает свободной рукой лист бумаги, на котором рисует, различает основные цвета; знаком с соленым тестом и пластилином. Умеет отрывать от большого куска маленькие комочки, катает шарик и колбаску, примазывает пластилин или тесто к основе, вдавливает в них мелкие предметы. Радуется творческому процессу.

   • У ребенка наблюдается динамика в развитии  крупной моторики (в зависимости от структуры ведущего дефекта), он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать,катать мяч. Может прыгать на двух ногах на месте или с небольшого возвышения, с продвижением вперед.

   • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

   • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится ритмично двигаться под музыку; умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать киски рук («фонарики»); эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх, праздниках-инсценировках.

 

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

     С точки зрения развития детско-родительских отношений предполагается развитие навыков конструктивного взаимодействия родителей со своими детьми, осознание актуальных потребностей детей и способов их оптимального удовлетворения, повышение общего уровня родительской компетентности.

Подведение итогов реализации цикла занятий проводится на основании аналитического отчета, который составляется специалистами, ведущими группу. В аналитический отчет входят качественные и количественные показатели работы по циклу занятий.

Список используемой литературы

1 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой  2013г

2 «Кроха», Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений», М., Просвещение, 2010г.

3 Лыкова И.А. Авторская программа «Цветные ладошки», Сфера, 2009г.

4 «Первые шаги», Программа воспитания и развития детей раннего возраста 1-3 года, Мозаика-синтез, 2007

5 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, 2010г.

6 Закревская О.В. “Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста”. Москва 2006 г.

7 Янушко Е.А. "Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 - 3 лет". Изд-во "Теревинф", 2007г.

8 Пилюгина Э.Г. “Сенсорные способности малыша. Развития цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет”. Москва 2005 г.

9 Разенкова Ю.А., Т.П. Кудрина, Г.Ю. Одинокова, Теплюк С.Н. “Лепим, рисуем, творим…” Школьная пресса, Москва 2008 г.

10 Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми с детьми раннего возраста», «Астрель», 2007г.

11 «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Спб, «Детство-пресс», 2000г.

12  Е. Железнова «Музыка с мамой» сборник дисков с музыкально-ритмическими играми

13 Е.В.Ларечина «Дитятко», «Счастливый малыш», психолого-педагогические программы для детей раннего возраста, «Речь», Санкт-Петербург, 2011

14 Ю.Г.Зарубина, И.С.Константинова, Т.А.Бондарь, М.Г.Попова. «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», «Теревинф», Москва, 2009.

15 Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: «Академия развития», 1997.

16 А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», «Книголюб», Москва, 2004.

17 Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет», Москва, «Сфера», 200г

18 Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет», Москва, «Сфера», 2012г

19 Мальцева И.В. Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет.-СПб: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009.

20 Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. 105 с.

21 Эрнст Й. Кипхард «Как развивается ваш  ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4 лет» [пер. с нем. Л.В. Хариной]. – Изд. 3-е –М.: Теревинф, 2012.

22 Е.А. Савельева. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое родительское собрание 1 младшая группа "Мы подросли немножко"

Итоговое родительское собрание "Мы подросли немножко"...

День открытых дверей для родителей в бассейне "Мы - подросли"

Увлекательное занятие для детей средней группы...

презентация для родительского собрания "Мы подросли"

Знакомство родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет....

Сценарий мероприятия "Мы за лето подросли и в группу новую пришли"

Сценарий праздника:воспитатель группы Руппа Е.В.Цель: познакомить и сдружить детей и родителей группы (группа открылась 1 июля 2014 года)Время проведения: первая неделя сентября.«Мы за лето подросли и...

Родительское собрание «Мы немножко подросли» вторая младшая группа

Ход собрания:«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец».В. А. Сухомлинский.Поэтому мы с...

Вот и подросли мы немножко

Презентация для родителей...

Итоговое родительское собрание "Мы подросли немножко" 1 младшая группа

Подведение итогов совместной деятельности воспитателя  и родителей....