Мастер-класс "Развитие саморегуляции старших дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Карелина Елена Ивановна

Цель : формирование психологического здоровья старших дошкольников.


Задачи:
- развитие процессов внимания, воображения, наблюдательности;
- развитие произвольности и самоконтроля;
- профилактика агрессии;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие эмпатии;
- снижение психоэмоционального напряжения;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Развитие саморегуляции старших дошкольников"



Цель : формирование психологического здоровья старших дошкольников.


Задачи:
- развитие процессов внимания, воображения, наблюдательности;
- развитие произвольности и самоконтроля;
- профилактика агрессии;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие эмпатии;
- снижение психоэмоционального напряжения;


Оборудование: массажный мяч, магнитофон, аудиокассета "Вивальди и звуки океана", коврики по количеству детей, цветные флажки, конструктор эмоций по количеству детей, предметные картинки "Птицы".

Ход занятия

1.Приветствие "Чуткие руки"


Цель: сплочение, положительный эмоциональный настрой группы
Педагог и Дети (действия детей выделены курсивом)
Что за чудо-чудеса раз рука и два рука поднимают вверх сначала одну , потом
другую руку
Вот ладошка левая, вот ладошка правая смотрят на одну, затем на другую ладонь
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья,
Сильные руки не бросятся в драку руки - в стороны, согнуты в локтях
Добрые руки погладят собаку гладят свою одну, затем другую руку
Умные руки умеют лечить гладят щеки
Чуткие руки умеют лечить берутся за руки.

Почувствуйте тепло рук соседа, улыбнитесь друг другу.

2.Комплексная разминка:

Упражнения: «Солнышко-тучки», «Птенец», "Снеговик", "Тактильная тропа" 


Педагог предлагает детям сесть на ковер полукругом.


Упражнение «Солнышко-тучки»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений 

Педагог: Скажите, какое сейчас время года? (зима)
Зимой на улице бывает солнце, но бывают и (что?) тучи. Нарисуйте глазами солнце, а теперь тучу. 

Педагог: Солнышко 
Дети: Поднимают руки вверх, в 
стороны, улыбаются 
Тучка - сжимаются в комок, хмурятся, 
руки - в кулаки прижимают к себе. 
Упражнение «Птенец»..
Цель: активизация подкорковых структур мозга

Педагог: А теперь посмотрите в свои ладони. Там птенчик. Он летел к нам и замерз. Давайте согреем его своим дыханием.
Выполнение упражнения.
Молодцы! Помогли птенчику, отпустим его на волю. Пусть летит и радует всех своим звонким пением.
Упражнение "Снеговик"
Цель: нормализация мышечного тонуса
Педагог предлагает детям представить себя только что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он лужица воды.


3.Основная часть.


Упражнение" Веселые гномы"
Цель: развитие эмпатии.
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие конструкторы эмоций.

Педагог предлагает помочь заколдованным гномам. Дети собирают лица веселых гномов и показывают их друг другу.


Игра "Птичьи догонялки"
Цель: развитие внимания, воспитание и совершенствование способности к согласованному взаимодействию
Психолог дает каждому ребенку картинку с изображением птицы. Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Ведущий произносит название какой-либо птицы. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать птицу, изображенную на карточке любого игрока. После того, как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок - побыстрее назвать следующую птицу. Игра продолжается.
Примечание: на первых порах в роли ведущего выступает педагог, затем ведущий выбирается из числа детей.
Игра "Флажок"
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.
Упражнение "Комплименты"
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии.
Дети встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок говорит: "Спасибо" и передает мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит: "Спасибо" и передает его следующему ребенку.


Примечание: дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
Арттерапевтическое упражнение - Совместное рисование веселого гномика
Цель: развитие навыков самоконтроля, коммуникабельности.
Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит мольберт, на котором прикреплен большой лист плотной бумаги. Звучит музыка Вивальди.
Педагог говорит: "Сейчас мы все вместе изобразим гномика. Каждый нарисует по одной детали. 
Дети поочередно подходят к мольберту и, следуя инструкции, рисуют вначале голову, затем тело, ноги, руки, изображают части лица, шапочку на голове, и т.д.
По окончании рисования дети анализируют получившееся изображение.

Упражнение "Полет высоко в небе"
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог говорит: А теперь перенесемся в лето. Лягте на коврики в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит , что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья распростерты в воздухе. А теперь медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.


4.Заключительный этап занятия.


Упражнение "Подари улыбку"

Цель: подведение итогов занятия, закрепление положительных эмоций.
Педагог говорит: "Сегодня мы играли в разные игры. Вам понравилось? Что понравилось больше всего? Что не понравилось?


Педагог: А теперь нам пора прощаться. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим свои улыбки друг другу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста

Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста...

Мастер-класс для родителей "Развитие саморегуляции старших дошкольников"

Цель :формирование психологического здоровья старших дошкольников....

Технология нейропсихологической коррекции нарушений процессов внимания и саморегуляции у старших дошкольников.

В статье описывается технология нейропсихологической коррекции нарушений внимания у дошкольников....

«Развитие саморегуляции старших дошкольников в подвижной игре»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Развитие саморегуляции старших дошкольников

Старший дошкольный возраст традиционно в психологии и педагогике рассматривается как один из важнейших периодов становления личности, которая включает в себя системы мотивов (их соподчинение) и первич...