Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат
проект по коррекционной педагогике на тему

Боярова Наталья Александровна

      Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы общения, соблюдение их должно стать привычкой.  В наш век научно-технического прогресса и компьютеризации современные дети не умеют общаться, не знают правил речевого этикета и поведения в различных ситуациях общения.

Дошкольники испытывают трудности в применении полученных в ходе НОД знаний в повседневной жизни. Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, в результате нарушается процесс коммуникации.

Проблема овладения родным языком актуальна тем, что в процессе формирования грамотно оформленной речи, происходит развитие психических функций: мышления, воображения, памяти, эмоций.

 

Проблема: как научить старших дошкольников с ОНР свободному общению

Цель:  формирование навыка  свободного общения у детей с речевой патологией в процессе реализации и интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития через организацию «Школы юного экскурсовода».

Задачи:

1.     Изучить  методическую литературу, имеющийся опыт работы  по данной теме в рамках ФГОС ДО.

2.      Составить перспективный план  работы «Школы юного экскурсовода»;

внедрить  данный план в работу подготовительной логопедической группы.

3.     Провести итоговую диагностику по выявлению уровня  сформированности коммуникативных качеств детей – логопатов.

 

План работы над проектом

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Механизмы реализации

Ожидаемый результат

1.Организа-ционный

Изучение методической литературы, практического опыта по проблеме

Обобщить имеющийся опыт, привлечь Интернет-ресурсы

Выявление основных форм, методов и приемов формирования свободного общения старших дошкольников

2.Реализационный

Составление  и внедрение перспективного планирования для работы «Школы юного экскурсовода»

На основе действующего в ДОУ «Музея предметов»  создать «Школу юного экскурсовода»

Дети в свободном общении со взрослыми и сверстниками самостоятельно рассказывают о различных предметах и явлениях

3.Итоговый

Проведение диагностики

Выявить детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности коммуникативных качеств

Снижение количества детей с низким уровнем развития коммуникативных качеств до 15%

Срок реализации проекта: январь – май 2014г.

В месяц проводиться по 3 занятия для реализации проекта

 

Перспективное планирование (мероприятия по проекту для детей)

Мероприятия

(совместная деятельность)

Цель, задачи

Ожидаемый результат

Путешествие в прошлое книги

Познакомить с историей книгопечатания, пробудить интерес к творческой деятельности человека, формировать бережное отношение к книгам, продолжать развивать познавательные способности, связную речь

Дети могут рассказать об истории создания древних и современных  книг, знают о бережном отношении к книгам, способны составлять описательные рассказы по теме

От барабана до газеты

Познакомить с историей и способами передачи информации, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, развивать смекалку, планирующую функцию речи, культуру общения

Дети умеют составлять правильные сложно-подчиненные предложения, используя знания о предметах, способны внимательно слушать других

Свечи и электрические лампочки

Познакомить с историей возникновения свечки и лампочки, совершенствовать грамматически правильную речь, развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки

Дети могут объяснить значение предмета и рассказать о его истории, умеет свободно вести диалог

Гладим валиком

Закрепить представление о значении бытовой техники в жизни человека, развивать доказательную речь, творческое воображение, конструкторские способности, культуру общения

Дети имеют представление о предметах быта прошлого и современности, умеют доказывать свое мнение, используя аргументы, строить умозаключения, соблюдая интонацию, культуру речи

Старинные часы

Познакомить с различными видами часов, формировать связную речь, подвести к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функциями

Дети  способны рассказать о многообразии рассматриваемых предметов, выделяя их отличительные особенности, умеют определять время

Что такое деньги?

Познакомить с  денежными знаками, которые были в России, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, дать импульс к самостоятельному овладению знаниями, к проявлению творчества

Дети имеют представление о денежных знаках прошлого и настоящего времени, умеют правильно употреблять грамматические единицы речи, способны придумать «свои детские деньги»

Зачем люди звонят в колокола?

Формировать представление о различных видах колоколов на основе экспериментирования и собственных выводов, развивать доказательную речь, логическое мышление, память, уверенность в себе. культуру общения

Дети способны делать логические выводы, выстраивать доказательства, уверенно отвечать на поставленные вопросы

Посуда наших предков

Дать представление о жизни наших предков (домашняя утварь) развивать грамматически правильную речь, познавательные способности, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику

Дети имеют представления о домашней утвари, умеют строит грамматически правильные фразы,

умеют изготавливать из пластичного материала предметы обихода

Соль, солонки, приметы

Закрепить представление о жизни людей в древности, развивать связную речь, память, мышление, воображение, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений

Дети умеют употреблять в речи сложноподчиненных предложений, умеют представления о жизни людей в древности

История развития транспорта

Закрепить представления о старинных видах транспорта, развивать связную и грамматически правильную речь, внимание, память, культуру общения

Дети  имеют представления о старинных видах транспорта, умеют грамотно  выстраивать предложения, слушать и слышать собеседника

Путешествие в прошлое автомобиля

Познакомить с историей автомобиля, закрепить знания о его частях, их функциях через составление описательного рассказа, формировать произвольность поведения

Дети знают историю возникновения автомобиля, уметь рассказывать по заранее составленному плану, адекватно реагировать на замечания сверстников 

Как строят корабли?

Дать представление о назначении и видах кораблей, закрепить умение определять форму, части, размер предмета, материал, из которого он сделан, развивать связную речь, слуховое внимание, самостоятельность, активность

Дети умеют представления о различных видах водного транспорта, знают его части, умеют самостоятельно вести беседу

Когда появились самолеты?

Познакомить с видами, назначением и функциями самолетов, учить определять особенности предмета (материал, признаки), развивать доказательную речь, устанавливать причинно-следственные связи, развивать творческое воображение

Дети умеют представления о различных видах воздушного транспорта, выстраива-ют причинно-следственные связи

История русской деревни

Закрепить представление о жизни наших предков (жилище, утварь, традиции), развивать познавательные способности, грамматически правильную речь, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику

Дети имеют представления о жизни наших предков, выстраивать   грамматически правильную речь,  умеют зарисовывать предметы быта

Рождение новых вещей

Показать возможность использования старых вещей при создании новых, развивать планирующую функцию речи, творчество, память, внимание, умение экспериментировать со словом

Дети умеют свободно рассказывать о предметах, с адекватным использованием лексико-грамматичес-ких средств языка, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми

 

Мероприятия по проекту для родителей

Мероприятия

Цель

Ожидаемый результат

Анкетирование

Выявить уровень заинтересованность родителей по теме проекта

Включенность родителей в процесс реализации проекта 

Экскурсии в краеведческий музей

Способствовать совместному приобщению родителей и детей к миру музея

Приобретение годового абонемента на посещение музея

Участие в оформлении новых экспозиций

Приобщать родителей к музейной педагогике

Постоянное пополнение музейных фондов

 

Мероприятия по обобщению опыта для педагогов ДОУ

Мероприятия

Цель

Ожидаемый результат

Круглый стол «Развитие коммуникативных качеств у старших дошкольников с ОНР через организацию «Школы юного экскурсовода»

Поделиться опытом с педагогами ДОУ по реализации проекта

Включенность педагогов в реализацию проекта, создание программы «Музей предметов»

Конкурс  «Мини-музей в группе»

Определить качество и познавательность выставочных материалов, выявить умения детей рассказать о предметах музея группы

Создание мини-музеев во всех группах ДОУ,

развитие связной речи детей через описание музейных экспонатов

Участие в оформлении новых экспозиций

Вовлечение педагогов  в создание новых экспозиций музея, приобщение к музейной педагогике

Постоянное пополнение музейных фондов, использование педагогами возможностей музея в образовательной деятельности

 

Основными формами работы по реализации проекта являются:

- обзорные экскурсии в музей предметов, краеведческий музей и др. (знакомство с экспозициями, выставками);

- творческие занятия (в соответствии с темами);

- экскурсии-путешествия в прошлое предмета;

- коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музеях;

- музейные игры и театрализации;

- оформление детских выставок и экспозиций;

- создание мини-музеев в группах.

        Деятельность педагога в рамках реализации проекта:

·       создает условия для познавательной деятельности ребенка, развития связной речи;

·       организует общение ребенка с предметным миром  (в ходе НОД, в совместной деятельности);

·       содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей;

·       развивает оригинальное  творчество воспитанников во всех его проявлениях.

        Позиция воспитанника в рамках реализации проекта:

·       позиция созидания (не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь);

·       личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;

·       бережное и уважительное отношение к культурному наследию.

Условия, необходимые для реализации проекта:

 -  наличие «Музея предметов» в ДОО;

 -  наличие мини-музеев в группах;

 - предоставление возможности самостоятельного улучшения детьми предметов;

 -  широкое использование технических средств;

 - наличие в музее библиотеки с книгами по предметному миру, справочной литературы.

Прогнозируемый результат:

В результате  работы над проектом у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к познанию природы вещей и потребность в свободном общении, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования. В процессе деятельности в  «Школе юного экскурсовода» участники проекта приобретут знания об основных этапах цивилизации, истории своих предков. Работа с музейными экспонатами приучит детей к бережному обращению с оборудованием и предметами домашнего обихода, научит грамотно составлять предложения для ведения монолога и диалога как со взрослыми, так и со сверстниками.  Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда коммуникативных качеств: сформированной связной речи, развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов  и др.

Развитие проекта (перспективы):

- продолжить работу по разработке тематического планирования для других возрастных групп детского сада;

- более активное привлечение педагогов и родителей в процесс формирования коммуникативных качеств через проведение дней открытых дверей, семинаров-практикумов, мастер-классов и т.д.

- разработать программу «Музей предметов» с включением проекта по организации «Школы юного экскурсовода»

 

Диагностический материал:

Методика № 1 "Украсим рукавички"

         Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать взаимодействие с другими людьми.

         Материал: силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.

         Содержание исследования:

Двум детям одного возраста дают по одинаковому набору цветных карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

         Оценка результатов:

         Высокий уровень: ребёнок умеет договариваться, приходить к общему решению, использует убеждение, контролирует своего напарника во время работы, спокойно реагирует на отступление товарища от первоначального замысла (помогает ему, делает замечания).

         Средний уровень: ребёнок может договариваться с партнёром, приходить к общему решению. Но в процессе выполнения задания отступает от первоначального замысла. Требуется помощь взрослого, чтобы убедить ребёнка в неправильности его действий.

         Низкий уровень: ребёнок не желает договариваться с партнёром, заставляет его принять своё решение. К результатам деятельности партнёра относится с усмешкой. На замечания взрослого - отказывается от выполнения задания.

Методика № 2 "Диалоги"

         Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:

         - умение вести диалог со сверстниками;

         - умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию

         Проведение исследования: исследование проводится с четырьмя детьми одновременно.

         Содержание исследования: Дети разбиваются на пары. Педагог предлагает каждой паре побеседовать на тему "Моё любимое время года" ("День рождения", "Лучший день" и др.) и запомнить то, о чём рассказал партнёр. В течение 3-5 минут участники общаются. Затем дети меняются парами и рассказывают друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.

         Оценка результатов:

         Умение вести диалог со сверстниками:

         Высокий уровень: ребёнок ведёт непринуждённую беседу со сверстником, самостоятельно и последовательно задаёт вопросы.

         Средний уровень: ребёнок вступает в контакт со сверстником, но затрудняется в последовательном ведении разговора, требуется помощь взрослого.

         Низкий уровень: ребёнок только отвечает на вопросы сверстника или отказывается от общения.

         Умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию:

         Высокий уровень: ребёнок активно слушает собеседника, понимает смысл сообщений, самостоятельно передаёт информацию, полученную от предыдущего собеседника.

         Средний уровень: ребёнок слушает и понимает собеседника, но не всегда точно передаёт полученную от предыдущего собеседника информацию, требуется помощь взрослого в виде напоминания, наводящих вопросов.

         Низкий уровень: ребёнок передаёт полученную информацию только при наличии помощи со стороны взрослого или отказывается от выполнения задания.

 Методика № 3 "Спонтанная речь"

         Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:

         - умение вести диалог со взрослыми;

         - умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно, адекватно используя лексико-грамматические средства языка.

         Проведение исследования: исследование индивидуальное.

         Содержание исследования: представляет собой беседу взрослого с ребёнком. Темы могут быть различные, максимально близкие ребёнку: с кем ты пришёл в детский сад? Где ты живёшь (на какой улице)? Что ты делал сегодня в детском саду? С кем дружишь? В какие игры любишь играть в группе и во время прогулки? и т.д..

         Оценка результатов:

         Умение вести диалог со взрослыми:

         Высокий уровень: ребёнок охотно вступает в диалог со взрослым, поддерживает с ним непринуждённую беседу, даёт развёрнутые ответы.

         Средний уровень: ребёнок испытывает напряжение во время общения со взрослым,   на поставленные вопросы даёт, в основном, однословные ответы.

         Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы или не отвечает на вопросы взрослого, отказывается от общения.

         Умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно,    адекватно используя лексико-грамматические средства языка:

         Высокий уровень: ребёнок использует простые и развёрнутые фразы. Допускает единичные грамматические ошибки, которые самостоятельно исправляет.

         Средний уровень: ребёнок использует простые или однословные ответы. В речи встречаются аграмматизмы, которые ребёнок исправляет с помощью взрослого.

         Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы, допускает много лексико-грамматических ошибок или отказывается от ответа.

Методика № 4 "Скороговорки"

         Цель: выявить уровень сформированности умения правильного использования темпа речи и силы голоса.

         Проведение исследования: исследование индивидуальное.

         Содержание исследования: даётся скороговорка, которую нужно произнести медленно, быстро, тихо, громко, шёпотом: "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят" или любую другую.

         Оценка результатов:

         Высокий уровень: ребёнок говорит отчётливо, меняет темп речи и силу голоса;

         Средний уровень: ребёнок произносит недостаточно чётко;

         Низкий уровень: ребёнок не владеет умением замедлять и ускорять темп речи, менять силу голоса.

 Методика № 5 "Поговорим"

         Цель: выявить уровень сформированности интонационных средств выразительности.

         Проведение исследования: исследование индивидуальное.

         Содержание исследования: ребёнку даётся инструкция: "Произнеси фразу "У меня есть собака" (или "Я пойду в школу") так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, огорчает, удивляет или ты об этом спрашиваешь".

         Оценка результатов:

         Высокий уровень: ребёнок передаёт заданные интонации;

         Средний уровень: ребёнок передаёт вопросительную и восклицательную интонации;

         Низкий уровень: ребёнок передаёт только повествовательную интонацию

Литература

     1) Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка  -  Москва: Просвещение, 2011.

2) Дьяченко О.М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой – Москва: Просвещение, 2010.

3) Кондратьева  Н.А.  Как использовать модель для развития речевого творчества  -Дошкольное воспитание, № 10, 2011.

4) Малетина Н.И. Моделирование в описательной речи детей с ОНР - Дошкольное воспитание,  № 6,.2012.

5)  Поспелова О.К. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания – Москва: Педагогика, 2012.

6) Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации -  Москва, АСТ, 2011

    7) Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия  –   Москва: ТЦ Сфера, 2011. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaydanovich_s.m._ispravlennyy_variant.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода»

Кайданович Светлана Михайловна, методист

Боярова Наталья Александровна, воспитатель

Калева Светлана Валентиновна, воспитатель

МБОУ  гимназия №9

структурное подразделение «Детский сад «Клубничка» г. о. Тольятти

      Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы общения, соблюдение их должно стать привычкой.  В наш век научно-технического прогресса и компьютеризации современные дети не умеют общаться, не знают правил речевого этикета и поведения в различных ситуациях общения.

Дошкольники испытывают трудности в применении полученных в ходе НОД знаний в повседневной жизни. Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, в результате нарушается процесс коммуникации.

Проблема овладения родным языком актуальна тем, что в процессе формирования грамотно оформленной речи, происходит развитие психических функций: мышления, воображения, памяти, эмоций.

Проблема: как научить старших дошкольников с ОНР свободному общению

Цель:  формирование навыка  свободного общения у детей с речевой патологией в процессе реализации и интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития через организацию «Школы юного экскурсовода».

Задачи:

  1. Изучить  методическую литературу, имеющийся опыт работы  по данной теме в рамках ФГОС ДО.
  2.  Составить перспективный план  работы «Школы юного экскурсовода»;

внедрить  данный план в работу подготовительной логопедической группы.

  1. Провести итоговую диагностику по выявлению уровня  сформированности коммуникативных качеств детей – логопатов.

План работы над проектом

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Механизмы реализации

Ожидаемый результат

1.Организа-ционный

Изучение методической литературы, практического опыта по проблеме

Обобщить имеющийся опыт, привлечь Интернет-ресурсы

Выявление основных форм, методов и приемов формирования свободного общения старших дошкольников

2.Реализационный

Составление  и внедрение перспективного планирования для работы «Школы юного экскурсовода»

На основе действующего в ДОУ «Музея предметов»  создать «Школу юного экскурсовода»

Дети в свободном общении со взрослыми и сверстниками самостоятельно рассказывают о различных предметах и явлениях

3.Итоговый

Проведение диагностики

Выявить детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности коммуникативных качеств

Снижение количества детей с низким уровнем развития коммуникативных качеств до 15%

Срок реализации проекта: январь – май 2014г.

В месяц проводиться по 3 занятия для реализации проекта

Перспективное планирование (мероприятия по проекту для детей)

Мероприятия

(совместная деятельность)

Цель, задачи

Ожидаемый результат

Путешествие в прошлое книги

Познакомить с историей книгопечатания, пробудить интерес к творческой деятельности человека, формировать бережное отношение к книгам, продолжать развивать познавательные способности, связную речь

Дети могут рассказать об истории создания древних и современных  книг, знают о бережном отношении к книгам, способны составлять описательные рассказы по теме

От барабана до газеты

Познакомить с историей и способами передачи информации, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, развивать смекалку, планирующую функцию речи, культуру общения

Дети умеют составлять правильные сложно-подчиненные предложения, используя знания о предметах, способны внимательно слушать других

Свечи и электрические лампочки

Познакомить с историей возникновения свечки и лампочки, совершенствовать грамматически правильную речь, развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки

Дети могут объяснить значение предмета и рассказать о его истории, умеет свободно вести диалог

Гладим валиком

Закрепить представление о значении бытовой техники в жизни человека, развивать доказательную речь, творческое воображение, конструкторские способности, культуру общения

Дети имеют представление о предметах быта прошлого и современности, умеют доказывать свое мнение, используя аргументы, строить умозаключения, соблюдая интонацию, культуру речи

Старинные часы

Познакомить с различными видами часов, формировать связную речь, подвести к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функциями

Дети  способны рассказать о многообразии рассматриваемых предметов, выделяя их отличительные особенности, умеют определять время

Что такое деньги?

Познакомить с  денежными знаками, которые были в России, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, дать импульс к самостоятельному овладению знаниями, к проявлению творчества

Дети имеют представление о денежных знаках прошлого и настоящего времени, умеют правильно употреблять грамматические единицы речи, способны придумать «свои детские деньги»

Зачем люди звонят в колокола?

Формировать представление о различных видах колоколов на основе экспериментирования и собственных выводов, развивать доказательную речь, логическое мышление, память, уверенность в себе. культуру общения

Дети способны делать логические выводы, выстраивать доказательства, уверенно отвечать на поставленные вопросы

Посуда наших предков

Дать представление о жизни наших предков (домашняя утварь) развивать грамматически правильную речь, познавательные способности, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику

Дети имеют представления о домашней утвари, умеют строит грамматически правильные фразы,

умеют изготавливать из пластичного материала предметы обихода

Соль, солонки, приметы

Закрепить представление о жизни людей в древности, развивать связную речь, память, мышление, воображение, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений

Дети умеют употреблять в речи сложноподчиненных предложений, умеют представления о жизни людей в древности

История развития транспорта

Закрепить представления о старинных видах транспорта, развивать связную и грамматически правильную речь, внимание, память, культуру общения

Дети  имеют представления о старинных видах транспорта, умеют грамотно  выстраивать предложения, слушать и слышать собеседника

Путешествие в прошлое автомобиля

Познакомить с историей автомобиля, закрепить знания о его частях, их функциях через составление описательного рассказа, формировать произвольность поведения

Дети знают историю возникновения автомобиля, уметь рассказывать по заранее составленному плану, адекватно реагировать на замечания сверстников  

Как строят корабли?

Дать представление о назначении и видах кораблей, закрепить умение определять форму, части, размер предмета, материал, из которого он сделан, развивать связную речь, слуховое внимание, самостоятельность, активность

Дети умеют представления о различных видах водного транспорта, знают его части, умеют самостоятельно вести беседу

Когда появились самолеты?

Познакомить с видами, назначением и функциями самолетов, учить определять особенности предмета (материал, признаки), развивать доказательную речь, устанавливать причинно-следственные связи, развивать творческое воображение

Дети умеют представления о различных видах воздушного транспорта, выстраива-ют причинно-следственные связи

История русской деревни

Закрепить представление о жизни наших предков (жилище, утварь, традиции), развивать познавательные способности, грамматически правильную речь, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику

Дети имеют представления о жизни наших предков, выстраивать   грамматически правильную речь,  умеют зарисовывать предметы быта

Рождение новых вещей

Показать возможность использования старых вещей при создании новых, развивать планирующую функцию речи, творчество, память, внимание, умение экспериментировать со словом

Дети умеют свободно рассказывать о предметах, с адекватным использованием лексико-грамматичес-ких средств языка, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми

Мероприятия по проекту для родителей

Мероприятия

Цель

Ожидаемый результат

Анкетирование

Выявить уровень заинтересованность родителей по теме проекта

Включенность родителей в процесс реализации проекта  

Экскурсии в краеведческий музей

Способствовать совместному приобщению родителей и детей к миру музея

Приобретение годового абонемента на посещение музея

Участие в оформлении новых экспозиций

Приобщать родителей к музейной педагогике

Постоянное пополнение музейных фондов

Мероприятия по обобщению опыта для педагогов ДОУ

Мероприятия

Цель

Ожидаемый результат

Круглый стол «Развитие коммуникативных качеств у старших дошкольников с ОНР через организацию «Школы юного экскурсовода»

Поделиться опытом с педагогами ДОУ по реализации проекта

Включенность педагогов в реализацию проекта, создание программы «Музей предметов»

Конкурс  «Мини-музей в группе»

Определить качество и познавательность выставочных материалов, выявить умения детей рассказать о предметах музея группы

Создание мини-музеев во всех группах ДОУ,

развитие связной речи детей через описание музейных экспонатов

Участие в оформлении новых экспозиций

Вовлечение педагогов  в создание новых экспозиций музея, приобщение к музейной педагогике

Постоянное пополнение музейных фондов, использование педагогами возможностей музея в образовательной деятельности

Основными формами работы по реализации проекта являются:

- обзорные экскурсии в музей предметов, краеведческий музей и др. (знакомство с экспозициями, выставками);

- творческие занятия (в соответствии с темами);

- экскурсии-путешествия в прошлое предмета;

- коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музеях;

- музейные игры и театрализации;

- оформление детских выставок и экспозиций;

- создание мини-музеев в группах.

        Деятельность педагога в рамках реализации проекта:

  • создает условия для познавательной деятельности ребенка, развития связной речи;
  • организует общение ребенка с предметным миром  (в ходе НОД, в совместной деятельности);
  • содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей;
  • развивает оригинальное  творчество воспитанников во всех его проявлениях.
        Позиция воспитанника в рамках реализации проекта:
  • позиция созидания (не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь);
  • личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
  • бережное и уважительное отношение к культурному наследию.

Условия, необходимые для реализации проекта:

 -  наличие «Музея предметов» в ДОО;

 -  наличие мини-музеев в группах;

 - предоставление возможности самостоятельного улучшения детьми предметов;

 -  широкое использование технических средств;

 - наличие в музее библиотеки с книгами по предметному миру, справочной литературы.

Прогнозируемый результат:

В результате  работы над проектом у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к познанию природы вещей и потребность в свободном общении, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования. В процессе деятельности в  «Школе юного экскурсовода» участники проекта приобретут знания об основных этапах цивилизации, истории своих предков. Работа с музейными экспонатами приучит детей к бережному обращению с оборудованием и предметами домашнего обихода, научит грамотно составлять предложения для ведения монолога и диалога как со взрослыми, так и со сверстниками.  Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда коммуникативных качеств: сформированной связной речи, развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов  и др.

Развитие проекта (перспективы):

- продолжить работу по разработке тематического планирования для других возрастных групп детского сада;

- более активное привлечение педагогов и родителей в процесс формирования коммуникативных качеств через проведение дней открытых дверей, семинаров-практикумов, мастер-классов и т.д.

- разработать программу «Музей предметов» с включением проекта по организации «Школы юного экскурсовода»

Диагностический материал:

Методика № 1 "Украсим рукавички"

        Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать взаимодействие с другими людьми.

        Материал: силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.

        Содержание исследования:

Двум детям одного возраста дают по одинаковому набору цветных карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

        Оценка результатов:

        Высокий уровень: ребёнок умеет договариваться, приходить к общему решению, использует убеждение, контролирует своего напарника во время работы, спокойно реагирует на отступление товарища от первоначального замысла (помогает ему, делает замечания).

        Средний уровень: ребёнок может договариваться с партнёром, приходить к общему решению. Но в процессе выполнения задания отступает от первоначального замысла. Требуется помощь взрослого, чтобы убедить ребёнка в неправильности его действий.

        Низкий уровень: ребёнок не желает договариваться с партнёром, заставляет его принять своё решение. К результатам деятельности партнёра относится с усмешкой. На замечания взрослого - отказывается от выполнения задания.

Методика № 2 "Диалоги"

        Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:

        - умение вести диалог со сверстниками;

        - умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию

        Проведение исследования: исследование проводится с четырьмя детьми одновременно.

        Содержание исследования: Дети разбиваются на пары. Педагог предлагает каждой паре побеседовать на тему "Моё любимое время года" ("День рождения", "Лучший день" и др.) и запомнить то, о чём рассказал партнёр. В течение 3-5 минут участники общаются. Затем дети меняются парами и рассказывают друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.

        Оценка результатов:

        Умение вести диалог со сверстниками:

        Высокий уровень: ребёнок ведёт непринуждённую беседу со сверстником, самостоятельно и последовательно задаёт вопросы.

        Средний уровень: ребёнок вступает в контакт со сверстником, но затрудняется в последовательном ведении разговора, требуется помощь взрослого.

        Низкий уровень: ребёнок только отвечает на вопросы сверстника или отказывается от общения.

        Умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию:

        Высокий уровень: ребёнок активно слушает собеседника, понимает смысл сообщений, самостоятельно передаёт информацию, полученную от предыдущего собеседника.

        Средний уровень: ребёнок слушает и понимает собеседника, но не всегда точно передаёт полученную от предыдущего собеседника информацию, требуется помощь взрослого в виде напоминания, наводящих вопросов.

        Низкий уровень: ребёнок передаёт полученную информацию только при наличии помощи со стороны взрослого или отказывается от выполнения задания.

 Методика № 3 "Спонтанная речь"

        Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:

        - умение вести диалог со взрослыми;

        - умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно, адекватно используя лексико-грамматические средства языка.

        Проведение исследования: исследование индивидуальное.

        Содержание исследования: представляет собой беседу взрослого с ребёнком. Темы могут быть различные, максимально близкие ребёнку: с кем ты пришёл в детский сад? Где ты живёшь (на какой улице)? Что ты делал сегодня в детском саду? С кем дружишь? В какие игры любишь играть в группе и во время прогулки? и т.д..

        Оценка результатов:

        Умение вести диалог со взрослыми:

        Высокий уровень: ребёнок охотно вступает в диалог со взрослым, поддерживает с ним непринуждённую беседу, даёт развёрнутые ответы.

        Средний уровень: ребёнок испытывает напряжение во время общения со взрослым,   на поставленные вопросы даёт, в основном, однословные ответы.

        Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы или не отвечает на вопросы взрослого, отказывается от общения.

        Умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно,    адекватно используя лексико-грамматические средства языка:

        Высокий уровень: ребёнок использует простые и развёрнутые фразы. Допускает единичные грамматические ошибки, которые самостоятельно исправляет.

        Средний уровень: ребёнок использует простые или однословные ответы. В речи встречаются аграмматизмы, которые ребёнок исправляет с помощью взрослого.

        Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы, допускает много лексико-грамматических ошибок или отказывается от ответа.

Методика № 4 "Скороговорки"

        Цель: выявить уровень сформированности умения правильного использования темпа речи и силы голоса.

        Проведение исследования: исследование индивидуальное.

        Содержание исследования: даётся скороговорка, которую нужно произнести медленно, быстро, тихо, громко, шёпотом: "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят" или любую другую.

        Оценка результатов:

        Высокий уровень: ребёнок говорит отчётливо, меняет темп речи и силу голоса;

        Средний уровень: ребёнок произносит недостаточно чётко;

        Низкий уровень: ребёнок не владеет умением замедлять и ускорять темп речи, менять силу голоса.

 Методика № 5 "Поговорим"

        Цель: выявить уровень сформированности интонационных средств выразительности.

        Проведение исследования: исследование индивидуальное.

        Содержание исследования: ребёнку даётся инструкция: "Произнеси фразу "У меня есть собака" (или "Я пойду в школу") так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, огорчает, удивляет или ты об этом спрашиваешь".

        Оценка результатов:

        Высокий уровень: ребёнок передаёт заданные интонации;

        Средний уровень: ребёнок передаёт вопросительную и восклицательную интонации;

        Низкий уровень: ребёнок передаёт только повествовательную интонацию

Литература

     1) Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка  -  Москва: Просвещение, 2011.

2) Дьяченко О.М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой – Москва: Просвещение, 2010.

3) Кондратьева  Н.А.  Как использовать модель для развития речевого творчества  -Дошкольное воспитание, № 10, 2011.

4) Малетина Н.И. Моделирование в описательной речи детей с ОНР - Дошкольное воспитание,  № 6,.2012.

5)  Поспелова О.К. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания – Москва: Педагогика, 2012.

6) Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации -  Москва, АСТ, 2011

    7) Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия  –   Москва: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

Доклад (из опыта работы): "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста" Январь 2015г

Доклад (из опыта работы) на тему: "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниже...

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик...

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...

«Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» Работа по самообразованию

Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...