Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат
проект по коррекционной педагогике на тему
Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы общения, соблюдение их должно стать привычкой. В наш век научно-технического прогресса и компьютеризации современные дети не умеют общаться, не знают правил речевого этикета и поведения в различных ситуациях общения.
Дошкольники испытывают трудности в применении полученных в ходе НОД знаний в повседневной жизни. Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, в результате нарушается процесс коммуникации.
Проблема овладения родным языком актуальна тем, что в процессе формирования грамотно оформленной речи, происходит развитие психических функций: мышления, воображения, памяти, эмоций.
Проблема: как научить старших дошкольников с ОНР свободному общению
Цель: формирование навыка свободного общения у детей с речевой патологией в процессе реализации и интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития через организацию «Школы юного экскурсовода».
Задачи:
1. Изучить методическую литературу, имеющийся опыт работы по данной теме в рамках ФГОС ДО.
2. Составить перспективный план работы «Школы юного экскурсовода»;
внедрить данный план в работу подготовительной логопедической группы.
3. Провести итоговую диагностику по выявлению уровня сформированности коммуникативных качеств детей – логопатов.
План работы над проектом
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Механизмы реализации | Ожидаемый результат |
1.Организа-ционный | Изучение методической литературы, практического опыта по проблеме | Обобщить имеющийся опыт, привлечь Интернет-ресурсы | Выявление основных форм, методов и приемов формирования свободного общения старших дошкольников |
2.Реализационный | Составление и внедрение перспективного планирования для работы «Школы юного экскурсовода» | На основе действующего в ДОУ «Музея предметов» создать «Школу юного экскурсовода» | Дети в свободном общении со взрослыми и сверстниками самостоятельно рассказывают о различных предметах и явлениях |
3.Итоговый | Проведение диагностики | Выявить детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности коммуникативных качеств | Снижение количества детей с низким уровнем развития коммуникативных качеств до 15% |
Срок реализации проекта: январь – май 2014г.
В месяц проводиться по 3 занятия для реализации проекта
Перспективное планирование (мероприятия по проекту для детей)
Мероприятия (совместная деятельность) | Цель, задачи | Ожидаемый результат |
Путешествие в прошлое книги | Познакомить с историей книгопечатания, пробудить интерес к творческой деятельности человека, формировать бережное отношение к книгам, продолжать развивать познавательные способности, связную речь | Дети могут рассказать об истории создания древних и современных книг, знают о бережном отношении к книгам, способны составлять описательные рассказы по теме |
От барабана до газеты | Познакомить с историей и способами передачи информации, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, развивать смекалку, планирующую функцию речи, культуру общения | Дети умеют составлять правильные сложно-подчиненные предложения, используя знания о предметах, способны внимательно слушать других |
Свечи и электрические лампочки | Познакомить с историей возникновения свечки и лампочки, совершенствовать грамматически правильную речь, развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки | Дети могут объяснить значение предмета и рассказать о его истории, умеет свободно вести диалог |
Гладим валиком | Закрепить представление о значении бытовой техники в жизни человека, развивать доказательную речь, творческое воображение, конструкторские способности, культуру общения | Дети имеют представление о предметах быта прошлого и современности, умеют доказывать свое мнение, используя аргументы, строить умозаключения, соблюдая интонацию, культуру речи |
Старинные часы | Познакомить с различными видами часов, формировать связную речь, подвести к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функциями | Дети способны рассказать о многообразии рассматриваемых предметов, выделяя их отличительные особенности, умеют определять время |
Что такое деньги? | Познакомить с денежными знаками, которые были в России, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, дать импульс к самостоятельному овладению знаниями, к проявлению творчества | Дети имеют представление о денежных знаках прошлого и настоящего времени, умеют правильно употреблять грамматические единицы речи, способны придумать «свои детские деньги» |
Зачем люди звонят в колокола? | Формировать представление о различных видах колоколов на основе экспериментирования и собственных выводов, развивать доказательную речь, логическое мышление, память, уверенность в себе. культуру общения | Дети способны делать логические выводы, выстраивать доказательства, уверенно отвечать на поставленные вопросы |
Посуда наших предков | Дать представление о жизни наших предков (домашняя утварь) развивать грамматически правильную речь, познавательные способности, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику | Дети имеют представления о домашней утвари, умеют строит грамматически правильные фразы, умеют изготавливать из пластичного материала предметы обихода |
Соль, солонки, приметы | Закрепить представление о жизни людей в древности, развивать связную речь, память, мышление, воображение, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений | Дети умеют употреблять в речи сложноподчиненных предложений, умеют представления о жизни людей в древности |
История развития транспорта | Закрепить представления о старинных видах транспорта, развивать связную и грамматически правильную речь, внимание, память, культуру общения | Дети имеют представления о старинных видах транспорта, умеют грамотно выстраивать предложения, слушать и слышать собеседника |
Путешествие в прошлое автомобиля | Познакомить с историей автомобиля, закрепить знания о его частях, их функциях через составление описательного рассказа, формировать произвольность поведения | Дети знают историю возникновения автомобиля, уметь рассказывать по заранее составленному плану, адекватно реагировать на замечания сверстников |
Как строят корабли? | Дать представление о назначении и видах кораблей, закрепить умение определять форму, части, размер предмета, материал, из которого он сделан, развивать связную речь, слуховое внимание, самостоятельность, активность | Дети умеют представления о различных видах водного транспорта, знают его части, умеют самостоятельно вести беседу |
Когда появились самолеты? | Познакомить с видами, назначением и функциями самолетов, учить определять особенности предмета (материал, признаки), развивать доказательную речь, устанавливать причинно-следственные связи, развивать творческое воображение | Дети умеют представления о различных видах воздушного транспорта, выстраива-ют причинно-следственные связи |
История русской деревни | Закрепить представление о жизни наших предков (жилище, утварь, традиции), развивать познавательные способности, грамматически правильную речь, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику | Дети имеют представления о жизни наших предков, выстраивать грамматически правильную речь, умеют зарисовывать предметы быта |
Рождение новых вещей | Показать возможность использования старых вещей при создании новых, развивать планирующую функцию речи, творчество, память, внимание, умение экспериментировать со словом | Дети умеют свободно рассказывать о предметах, с адекватным использованием лексико-грамматичес-ких средств языка, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми |
Мероприятия по проекту для родителей
Мероприятия | Цель | Ожидаемый результат |
Анкетирование | Выявить уровень заинтересованность родителей по теме проекта | Включенность родителей в процесс реализации проекта |
Экскурсии в краеведческий музей | Способствовать совместному приобщению родителей и детей к миру музея | Приобретение годового абонемента на посещение музея |
Участие в оформлении новых экспозиций | Приобщать родителей к музейной педагогике | Постоянное пополнение музейных фондов |
Мероприятия по обобщению опыта для педагогов ДОУ
Мероприятия | Цель | Ожидаемый результат |
Круглый стол «Развитие коммуникативных качеств у старших дошкольников с ОНР через организацию «Школы юного экскурсовода» | Поделиться опытом с педагогами ДОУ по реализации проекта | Включенность педагогов в реализацию проекта, создание программы «Музей предметов» |
Конкурс «Мини-музей в группе» | Определить качество и познавательность выставочных материалов, выявить умения детей рассказать о предметах музея группы | Создание мини-музеев во всех группах ДОУ, развитие связной речи детей через описание музейных экспонатов |
Участие в оформлении новых экспозиций | Вовлечение педагогов в создание новых экспозиций музея, приобщение к музейной педагогике | Постоянное пополнение музейных фондов, использование педагогами возможностей музея в образовательной деятельности |
Основными формами работы по реализации проекта являются:
- обзорные экскурсии в музей предметов, краеведческий музей и др. (знакомство с экспозициями, выставками);
- творческие занятия (в соответствии с темами);
- экскурсии-путешествия в прошлое предмета;
- коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музеях;
- музейные игры и театрализации;
- оформление детских выставок и экспозиций;
- создание мини-музеев в группах.
Деятельность педагога в рамках реализации проекта:
· создает условия для познавательной деятельности ребенка, развития связной речи;
· организует общение ребенка с предметным миром (в ходе НОД, в совместной деятельности);
· содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей;
· развивает оригинальное творчество воспитанников во всех его проявлениях.
Позиция воспитанника в рамках реализации проекта:
· позиция созидания (не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь);
· личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
· бережное и уважительное отношение к культурному наследию.
Условия, необходимые для реализации проекта:
- наличие «Музея предметов» в ДОО;
- наличие мини-музеев в группах;
- предоставление возможности самостоятельного улучшения детьми предметов;
- широкое использование технических средств;
- наличие в музее библиотеки с книгами по предметному миру, справочной литературы.
Прогнозируемый результат:
В результате работы над проектом у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к познанию природы вещей и потребность в свободном общении, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования. В процессе деятельности в «Школе юного экскурсовода» участники проекта приобретут знания об основных этапах цивилизации, истории своих предков. Работа с музейными экспонатами приучит детей к бережному обращению с оборудованием и предметами домашнего обихода, научит грамотно составлять предложения для ведения монолога и диалога как со взрослыми, так и со сверстниками. Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда коммуникативных качеств: сформированной связной речи, развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов и др.
Развитие проекта (перспективы):
- продолжить работу по разработке тематического планирования для других возрастных групп детского сада;
- более активное привлечение педагогов и родителей в процесс формирования коммуникативных качеств через проведение дней открытых дверей, семинаров-практикумов, мастер-классов и т.д.
- разработать программу «Музей предметов» с включением проекта по организации «Школы юного экскурсовода»
Диагностический материал:
Методика № 1 "Украсим рукавички"
Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать взаимодействие с другими людьми.
Материал: силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.
Содержание исследования:
Двум детям одного возраста дают по одинаковому набору цветных карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступать к рисованию.
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребёнок умеет договариваться, приходить к общему решению, использует убеждение, контролирует своего напарника во время работы, спокойно реагирует на отступление товарища от первоначального замысла (помогает ему, делает замечания).
Средний уровень: ребёнок может договариваться с партнёром, приходить к общему решению. Но в процессе выполнения задания отступает от первоначального замысла. Требуется помощь взрослого, чтобы убедить ребёнка в неправильности его действий.
Низкий уровень: ребёнок не желает договариваться с партнёром, заставляет его принять своё решение. К результатам деятельности партнёра относится с усмешкой. На замечания взрослого - отказывается от выполнения задания.
Методика № 2 "Диалоги"
Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:
- умение вести диалог со сверстниками;
- умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию
Проведение исследования: исследование проводится с четырьмя детьми одновременно.
Содержание исследования: Дети разбиваются на пары. Педагог предлагает каждой паре побеседовать на тему "Моё любимое время года" ("День рождения", "Лучший день" и др.) и запомнить то, о чём рассказал партнёр. В течение 3-5 минут участники общаются. Затем дети меняются парами и рассказывают друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.
Оценка результатов:
Умение вести диалог со сверстниками:
Высокий уровень: ребёнок ведёт непринуждённую беседу со сверстником, самостоятельно и последовательно задаёт вопросы.
Средний уровень: ребёнок вступает в контакт со сверстником, но затрудняется в последовательном ведении разговора, требуется помощь взрослого.
Низкий уровень: ребёнок только отвечает на вопросы сверстника или отказывается от общения.
Умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию:
Высокий уровень: ребёнок активно слушает собеседника, понимает смысл сообщений, самостоятельно передаёт информацию, полученную от предыдущего собеседника.
Средний уровень: ребёнок слушает и понимает собеседника, но не всегда точно передаёт полученную от предыдущего собеседника информацию, требуется помощь взрослого в виде напоминания, наводящих вопросов.
Низкий уровень: ребёнок передаёт полученную информацию только при наличии помощи со стороны взрослого или отказывается от выполнения задания.
Методика № 3 "Спонтанная речь"
Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:
- умение вести диалог со взрослыми;
- умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно, адекватно используя лексико-грамматические средства языка.
Проведение исследования: исследование индивидуальное.
Содержание исследования: представляет собой беседу взрослого с ребёнком. Темы могут быть различные, максимально близкие ребёнку: с кем ты пришёл в детский сад? Где ты живёшь (на какой улице)? Что ты делал сегодня в детском саду? С кем дружишь? В какие игры любишь играть в группе и во время прогулки? и т.д..
Оценка результатов:
Умение вести диалог со взрослыми:
Высокий уровень: ребёнок охотно вступает в диалог со взрослым, поддерживает с ним непринуждённую беседу, даёт развёрнутые ответы.
Средний уровень: ребёнок испытывает напряжение во время общения со взрослым, на поставленные вопросы даёт, в основном, однословные ответы.
Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы или не отвечает на вопросы взрослого, отказывается от общения.
Умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно, адекватно используя лексико-грамматические средства языка:
Высокий уровень: ребёнок использует простые и развёрнутые фразы. Допускает единичные грамматические ошибки, которые самостоятельно исправляет.
Средний уровень: ребёнок использует простые или однословные ответы. В речи встречаются аграмматизмы, которые ребёнок исправляет с помощью взрослого.
Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы, допускает много лексико-грамматических ошибок или отказывается от ответа.
Методика № 4 "Скороговорки"
Цель: выявить уровень сформированности умения правильного использования темпа речи и силы голоса.
Проведение исследования: исследование индивидуальное.
Содержание исследования: даётся скороговорка, которую нужно произнести медленно, быстро, тихо, громко, шёпотом: "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят" или любую другую.
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребёнок говорит отчётливо, меняет темп речи и силу голоса;
Средний уровень: ребёнок произносит недостаточно чётко;
Низкий уровень: ребёнок не владеет умением замедлять и ускорять темп речи, менять силу голоса.
Методика № 5 "Поговорим"
Цель: выявить уровень сформированности интонационных средств выразительности.
Проведение исследования: исследование индивидуальное.
Содержание исследования: ребёнку даётся инструкция: "Произнеси фразу "У меня есть собака" (или "Я пойду в школу") так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, огорчает, удивляет или ты об этом спрашиваешь".
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребёнок передаёт заданные интонации;
Средний уровень: ребёнок передаёт вопросительную и восклицательную интонации;
Низкий уровень: ребёнок передаёт только повествовательную интонацию
Литература
1) Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка - Москва: Просвещение, 2011.
2) Дьяченко О.М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой – Москва: Просвещение, 2010.
3) Кондратьева Н.А. Как использовать модель для развития речевого творчества -Дошкольное воспитание, № 10, 2011.
4) Малетина Н.И. Моделирование в описательной речи детей с ОНР - Дошкольное воспитание, № 6,.2012.
5) Поспелова О.К. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания – Москва: Педагогика, 2012.
6) Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации - Москва, АСТ, 2011
7) Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaydanovich_s.m._ispravlennyy_variant.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода»
Кайданович Светлана Михайловна, методист
Боярова Наталья Александровна, воспитатель
Калева Светлана Валентиновна, воспитатель
МБОУ гимназия №9
структурное подразделение «Детский сад «Клубничка» г. о. Тольятти
Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы общения, соблюдение их должно стать привычкой. В наш век научно-технического прогресса и компьютеризации современные дети не умеют общаться, не знают правил речевого этикета и поведения в различных ситуациях общения.
Дошкольники испытывают трудности в применении полученных в ходе НОД знаний в повседневной жизни. Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, в результате нарушается процесс коммуникации.
Проблема овладения родным языком актуальна тем, что в процессе формирования грамотно оформленной речи, происходит развитие психических функций: мышления, воображения, памяти, эмоций.
Проблема: как научить старших дошкольников с ОНР свободному общению
Цель: формирование навыка свободного общения у детей с речевой патологией в процессе реализации и интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития через организацию «Школы юного экскурсовода».
Задачи:
- Изучить методическую литературу, имеющийся опыт работы по данной теме в рамках ФГОС ДО.
- Составить перспективный план работы «Школы юного экскурсовода»;
внедрить данный план в работу подготовительной логопедической группы.
- Провести итоговую диагностику по выявлению уровня сформированности коммуникативных качеств детей – логопатов.
План работы над проектом
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Механизмы реализации | Ожидаемый результат |
1.Организа-ционный | Изучение методической литературы, практического опыта по проблеме | Обобщить имеющийся опыт, привлечь Интернет-ресурсы | Выявление основных форм, методов и приемов формирования свободного общения старших дошкольников |
2.Реализационный | Составление и внедрение перспективного планирования для работы «Школы юного экскурсовода» | На основе действующего в ДОУ «Музея предметов» создать «Школу юного экскурсовода» | Дети в свободном общении со взрослыми и сверстниками самостоятельно рассказывают о различных предметах и явлениях |
3.Итоговый | Проведение диагностики | Выявить детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности коммуникативных качеств | Снижение количества детей с низким уровнем развития коммуникативных качеств до 15% |
Срок реализации проекта: январь – май 2014г.
В месяц проводиться по 3 занятия для реализации проекта
Перспективное планирование (мероприятия по проекту для детей)
Мероприятия (совместная деятельность) | Цель, задачи | Ожидаемый результат |
Путешествие в прошлое книги | Познакомить с историей книгопечатания, пробудить интерес к творческой деятельности человека, формировать бережное отношение к книгам, продолжать развивать познавательные способности, связную речь | Дети могут рассказать об истории создания древних и современных книг, знают о бережном отношении к книгам, способны составлять описательные рассказы по теме |
От барабана до газеты | Познакомить с историей и способами передачи информации, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, развивать смекалку, планирующую функцию речи, культуру общения | Дети умеют составлять правильные сложно-подчиненные предложения, используя знания о предметах, способны внимательно слушать других |
Свечи и электрические лампочки | Познакомить с историей возникновения свечки и лампочки, совершенствовать грамматически правильную речь, развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки | Дети могут объяснить значение предмета и рассказать о его истории, умеет свободно вести диалог |
Гладим валиком | Закрепить представление о значении бытовой техники в жизни человека, развивать доказательную речь, творческое воображение, конструкторские способности, культуру общения | Дети имеют представление о предметах быта прошлого и современности, умеют доказывать свое мнение, используя аргументы, строить умозаключения, соблюдая интонацию, культуру речи |
Старинные часы | Познакомить с различными видами часов, формировать связную речь, подвести к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функциями | Дети способны рассказать о многообразии рассматриваемых предметов, выделяя их отличительные особенности, умеют определять время |
Что такое деньги? | Познакомить с денежными знаками, которые были в России, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, дать импульс к самостоятельному овладению знаниями, к проявлению творчества | Дети имеют представление о денежных знаках прошлого и настоящего времени, умеют правильно употреблять грамматические единицы речи, способны придумать «свои детские деньги» |
Зачем люди звонят в колокола? | Формировать представление о различных видах колоколов на основе экспериментирования и собственных выводов, развивать доказательную речь, логическое мышление, память, уверенность в себе. культуру общения | Дети способны делать логические выводы, выстраивать доказательства, уверенно отвечать на поставленные вопросы |
Посуда наших предков | Дать представление о жизни наших предков (домашняя утварь) развивать грамматически правильную речь, познавательные способности, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику | Дети имеют представления о домашней утвари, умеют строит грамматически правильные фразы, умеют изготавливать из пластичного материала предметы обихода |
Соль, солонки, приметы | Закрепить представление о жизни людей в древности, развивать связную речь, память, мышление, воображение, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений | Дети умеют употреблять в речи сложноподчиненных предложений, умеют представления о жизни людей в древности |
История развития транспорта | Закрепить представления о старинных видах транспорта, развивать связную и грамматически правильную речь, внимание, память, культуру общения | Дети имеют представления о старинных видах транспорта, умеют грамотно выстраивать предложения, слушать и слышать собеседника |
Путешествие в прошлое автомобиля | Познакомить с историей автомобиля, закрепить знания о его частях, их функциях через составление описательного рассказа, формировать произвольность поведения | Дети знают историю возникновения автомобиля, уметь рассказывать по заранее составленному плану, адекватно реагировать на замечания сверстников |
Как строят корабли? | Дать представление о назначении и видах кораблей, закрепить умение определять форму, части, размер предмета, материал, из которого он сделан, развивать связную речь, слуховое внимание, самостоятельность, активность | Дети умеют представления о различных видах водного транспорта, знают его части, умеют самостоятельно вести беседу |
Когда появились самолеты? | Познакомить с видами, назначением и функциями самолетов, учить определять особенности предмета (материал, признаки), развивать доказательную речь, устанавливать причинно-следственные связи, развивать творческое воображение | Дети умеют представления о различных видах воздушного транспорта, выстраива-ют причинно-следственные связи |
История русской деревни | Закрепить представление о жизни наших предков (жилище, утварь, традиции), развивать познавательные способности, грамматически правильную речь, обогащать словарь, совершенствовать мелкую моторику | Дети имеют представления о жизни наших предков, выстраивать грамматически правильную речь, умеют зарисовывать предметы быта |
Рождение новых вещей | Показать возможность использования старых вещей при создании новых, развивать планирующую функцию речи, творчество, память, внимание, умение экспериментировать со словом | Дети умеют свободно рассказывать о предметах, с адекватным использованием лексико-грамматичес-ких средств языка, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми |
Мероприятия по проекту для родителей
Мероприятия | Цель | Ожидаемый результат |
Анкетирование | Выявить уровень заинтересованность родителей по теме проекта | Включенность родителей в процесс реализации проекта |
Экскурсии в краеведческий музей | Способствовать совместному приобщению родителей и детей к миру музея | Приобретение годового абонемента на посещение музея |
Участие в оформлении новых экспозиций | Приобщать родителей к музейной педагогике | Постоянное пополнение музейных фондов |
Мероприятия по обобщению опыта для педагогов ДОУ
Мероприятия | Цель | Ожидаемый результат |
Круглый стол «Развитие коммуникативных качеств у старших дошкольников с ОНР через организацию «Школы юного экскурсовода» | Поделиться опытом с педагогами ДОУ по реализации проекта | Включенность педагогов в реализацию проекта, создание программы «Музей предметов» |
Конкурс «Мини-музей в группе» | Определить качество и познавательность выставочных материалов, выявить умения детей рассказать о предметах музея группы | Создание мини-музеев во всех группах ДОУ, развитие связной речи детей через описание музейных экспонатов |
Участие в оформлении новых экспозиций | Вовлечение педагогов в создание новых экспозиций музея, приобщение к музейной педагогике | Постоянное пополнение музейных фондов, использование педагогами возможностей музея в образовательной деятельности |
Основными формами работы по реализации проекта являются:
- обзорные экскурсии в музей предметов, краеведческий музей и др. (знакомство с экспозициями, выставками);
- творческие занятия (в соответствии с темами);
- экскурсии-путешествия в прошлое предмета;
- коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музеях;
- музейные игры и театрализации;
- оформление детских выставок и экспозиций;
- создание мини-музеев в группах.
Деятельность педагога в рамках реализации проекта:
- создает условия для познавательной деятельности ребенка, развития связной речи;
- организует общение ребенка с предметным миром (в ходе НОД, в совместной деятельности);
- содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей;
- развивает оригинальное творчество воспитанников во всех его проявлениях.
Позиция воспитанника в рамках реализации проекта:
- позиция созидания (не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь);
- личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
- бережное и уважительное отношение к культурному наследию.
Условия, необходимые для реализации проекта:
- наличие «Музея предметов» в ДОО;
- наличие мини-музеев в группах;
- предоставление возможности самостоятельного улучшения детьми предметов;
- широкое использование технических средств;
- наличие в музее библиотеки с книгами по предметному миру, справочной литературы.
Прогнозируемый результат:
В результате работы над проектом у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к познанию природы вещей и потребность в свободном общении, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования. В процессе деятельности в «Школе юного экскурсовода» участники проекта приобретут знания об основных этапах цивилизации, истории своих предков. Работа с музейными экспонатами приучит детей к бережному обращению с оборудованием и предметами домашнего обихода, научит грамотно составлять предложения для ведения монолога и диалога как со взрослыми, так и со сверстниками. Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда коммуникативных качеств: сформированной связной речи, развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов и др.
Развитие проекта (перспективы):
- продолжить работу по разработке тематического планирования для других возрастных групп детского сада;
- более активное привлечение педагогов и родителей в процесс формирования коммуникативных качеств через проведение дней открытых дверей, семинаров-практикумов, мастер-классов и т.д.
- разработать программу «Музей предметов» с включением проекта по организации «Школы юного экскурсовода»
Диагностический материал:
Методика № 1 "Украсим рукавички"
Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать взаимодействие с другими людьми.
Материал: силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.
Содержание исследования:
Двум детям одного возраста дают по одинаковому набору цветных карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступать к рисованию.
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребёнок умеет договариваться, приходить к общему решению, использует убеждение, контролирует своего напарника во время работы, спокойно реагирует на отступление товарища от первоначального замысла (помогает ему, делает замечания).
Средний уровень: ребёнок может договариваться с партнёром, приходить к общему решению. Но в процессе выполнения задания отступает от первоначального замысла. Требуется помощь взрослого, чтобы убедить ребёнка в неправильности его действий.
Низкий уровень: ребёнок не желает договариваться с партнёром, заставляет его принять своё решение. К результатам деятельности партнёра относится с усмешкой. На замечания взрослого - отказывается от выполнения задания.
Методика № 2 "Диалоги"
Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:
- умение вести диалог со сверстниками;
- умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию
Проведение исследования: исследование проводится с четырьмя детьми одновременно.
Содержание исследования: Дети разбиваются на пары. Педагог предлагает каждой паре побеседовать на тему "Моё любимое время года" ("День рождения", "Лучший день" и др.) и запомнить то, о чём рассказал партнёр. В течение 3-5 минут участники общаются. Затем дети меняются парами и рассказывают друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.
Оценка результатов:
Умение вести диалог со сверстниками:
Высокий уровень: ребёнок ведёт непринуждённую беседу со сверстником, самостоятельно и последовательно задаёт вопросы.
Средний уровень: ребёнок вступает в контакт со сверстником, но затрудняется в последовательном ведении разговора, требуется помощь взрослого.
Низкий уровень: ребёнок только отвечает на вопросы сверстника или отказывается от общения.
Умение внимательно слушать, понимать друг друга, использовать полученную информацию:
Высокий уровень: ребёнок активно слушает собеседника, понимает смысл сообщений, самостоятельно передаёт информацию, полученную от предыдущего собеседника.
Средний уровень: ребёнок слушает и понимает собеседника, но не всегда точно передаёт полученную от предыдущего собеседника информацию, требуется помощь взрослого в виде напоминания, наводящих вопросов.
Низкий уровень: ребёнок передаёт полученную информацию только при наличии помощи со стороны взрослого или отказывается от выполнения задания.
Методика № 3 "Спонтанная речь"
Цель: определение уровня сформированности социально-коммуникативной группы компетентностей:
- умение вести диалог со взрослыми;
- умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно, адекватно используя лексико-грамматические средства языка.
Проведение исследования: исследование индивидуальное.
Содержание исследования: представляет собой беседу взрослого с ребёнком. Темы могут быть различные, максимально близкие ребёнку: с кем ты пришёл в детский сад? Где ты живёшь (на какой улице)? Что ты делал сегодня в детском саду? С кем дружишь? В какие игры любишь играть в группе и во время прогулки? и т.д..
Оценка результатов:
Умение вести диалог со взрослыми:
Высокий уровень: ребёнок охотно вступает в диалог со взрослым, поддерживает с ним непринуждённую беседу, даёт развёрнутые ответы.
Средний уровень: ребёнок испытывает напряжение во время общения со взрослым, на поставленные вопросы даёт, в основном, однословные ответы.
Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы или не отвечает на вопросы взрослого, отказывается от общения.
Умение излагать свои мысли точно, связно, последовательно, адекватно используя лексико-грамматические средства языка:
Высокий уровень: ребёнок использует простые и развёрнутые фразы. Допускает единичные грамматические ошибки, которые самостоятельно исправляет.
Средний уровень: ребёнок использует простые или однословные ответы. В речи встречаются аграмматизмы, которые ребёнок исправляет с помощью взрослого.
Низкий уровень: ребёнок даёт неадекватные ответы, допускает много лексико-грамматических ошибок или отказывается от ответа.
Методика № 4 "Скороговорки"
Цель: выявить уровень сформированности умения правильного использования темпа речи и силы голоса.
Проведение исследования: исследование индивидуальное.
Содержание исследования: даётся скороговорка, которую нужно произнести медленно, быстро, тихо, громко, шёпотом: "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят" или любую другую.
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребёнок говорит отчётливо, меняет темп речи и силу голоса;
Средний уровень: ребёнок произносит недостаточно чётко;
Низкий уровень: ребёнок не владеет умением замедлять и ускорять темп речи, менять силу голоса.
Методика № 5 "Поговорим"
Цель: выявить уровень сформированности интонационных средств выразительности.
Проведение исследования: исследование индивидуальное.
Содержание исследования: ребёнку даётся инструкция: "Произнеси фразу "У меня есть собака" (или "Я пойду в школу") так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, огорчает, удивляет или ты об этом спрашиваешь".
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребёнок передаёт заданные интонации;
Средний уровень: ребёнок передаёт вопросительную и восклицательную интонации;
Низкий уровень: ребёнок передаёт только повествовательную интонацию
Литература
1) Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка - Москва: Просвещение, 2011.
2) Дьяченко О.М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой – Москва: Просвещение, 2010.
3) Кондратьева Н.А. Как использовать модель для развития речевого творчества -Дошкольное воспитание, № 10, 2011.
4) Малетина Н.И. Моделирование в описательной речи детей с ОНР - Дошкольное воспитание, № 6,.2012.
5) Поспелова О.К. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания – Москва: Педагогика, 2012.
6) Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации - Москва, АСТ, 2011
7) Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад (из опыта работы): "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста" Январь 2015г
Доклад (из опыта работы) на тему: "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста"...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниже...
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик...
Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...
«Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» Работа по самообразованию
Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...
Работа по самообразованию воспитателя по теме «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...